Папки-передвижки

Рабочая программа по литературному чтению «Перспектива» в 4 классе

лена
Рабочая программа по литературному чтению «Перспектива» в 4 классе

Рабочая программа

Литературное чтение

4 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Издательство, «Просвещение», 2010 г.); с рекомендациями примерной программы (сборник рабочих программ 1-4 классы предметной линии «Перспектива», Москва, «Просвещение», 2011г.); с рекомендациями авторской программы авторов «Литературное чтение» 4 класс Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской, В. Г. Горецкого, планируемых результатов начального общего образования. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018-2019 учебный год; Министерство образования и науки Российской Федерации публикует Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Содержание программы «Литературное чтение» 4 класса соответствует содержанию ФГОС ООП НОО, ООП НОО МОУ Гимназия, учебному плану МОУ Гимназия на 2019/2020 учебный год.

Публикация «Рабочая программа по литературному чтению „Перспектива“ в 4 классе» размещена в разделах

Цели обучения по комплекту «Перспектива» :

- формирование личности ребёнка;

- развитие универсальных учебных действий;

- развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.

Задачи программы :

- формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики;

- воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу, своему Отечеству;

- развитие стремления к познанию окружающего мира и самого себя, своего внутреннего мира;

- расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких, как норма, ценность, идеал.

Принципы:

- принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно – созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;

- принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно – нравственного воспитания, российского менталитета;

- принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;

- принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно нравственном становлении ребёнка, повышение психолого – педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.

Место учебного предмета в учебном плане

В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 105 ч (3 ч в неделю, 35 учебных недель).

Планируемые результаты

Личностные:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;

- формирование мотивации обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивации обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;

- развитие первоначальных представлений о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову», отраженных в литературных произведениях;

- формирование умения отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;

- развитие умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

- формировать способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Метапредметные результаты:

- формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;

- развитие умения учитывать правило в планировании и контроле решения; работать в соответствии с заявленным планом;

- формирование умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

- освоение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания;

- развитие умения учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- развитие умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

- установление причинно-следственных связей в тексте; создание высказывания (пересказ); собственного высказывания по аналогии;

- развитие умения проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- формирование умения находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

- развитие умения самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие;

- развитие умения использовать разные виды чтения : изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;

- формирование умения находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;

- развитие умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- использование справочной и энциклопедической литературы, составление высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;

- развивать умения владеть монологической и диалогической формами речи;

- формировать умения высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- развивать умения слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- освоение работы в паре, группе; планирование работы группы в соответствии с поставленным заданием;

- подготовка самостоятельно проектов;

- создание письменных высказываний с обоснованием своих действий.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся: (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся получат возможность научиться: составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

уметь сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

уметь сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

уметь сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Учащиеся научатся: (раздел «Круг детского чтения»)

составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

самостоятельно составлять аннотацию;

самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

пользоваться алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Учащиеся научатся: (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)

сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

выявлять особенности героя художественного рассказа;

выявлять особенности юмористического произведения;

определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;

наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся получат возможность научиться:

определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;

сравнивать былину и сказочный текст;

сравнивать поэтический и прозаический текст былины;

определять ритм стихотворения.

Учащиеся научатся: (раздел «Творческая деятельность»)

выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

составлять самостоятельно тексты разных жанров;

писать отзыв на книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета

№ п/п Название раздела Количество часов

1. Вводный урок 1

2. «Книга в мировой культуре» 6

2. «Истоки литературного творчества» 13

3. «О Родине, о подвигах, о славе» 15

4. «Жить по совести, любя друг друга» 13

5. «Литературная сказка» 16

6. «Великие русские писатели» 41

Итого за год: 105

Календарно - тематическое планирование

(по учебнику Климановой Л. Ф. «Литературное чтение»)

урока Тема урока Кол-во часов Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки (и/или коррекция)

Вводный урок(1ч)

1 Введение. Знакомство с учебником. 1

«Книга в мировой культуре»(6ч)

2 Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни» 1

3 «О книгах» (из «Повести временных лет»). Летописец

Нестор. 1

4 М. Горький. «О книгах» 1

5 История книги. Подготовка сообщения на тему. 1

6 «Удивительная находка». 1

7 Экскурсия в библиотеку. 1

«Истоки литературного творчества»(13ч.)

8 Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы разных народов. 1

9 Библия – главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). 1

10 «Притча о сеятеле» (из Нового Завета). «Милосердный самарянин» (из Нового Завета). 1

11 Былины. Особенности былинных текстов. «Исцеление Ильи Муромца». Былина. 1

12 «Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. 1

13 Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок». 1

14 «Славянский миф». Особенности мифа. 1

15 Мифы Древней Греции. «Деревянный конь». 1

16 Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. 1

17 Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Немецкая народная сказка «Три бабочки». 1

18 Семейное чтение. Притчи «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце». 1

19 Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. 1

20 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщающий урок. 1

«О Родине, о подвигах, о славе»(15ч.)

21 Вводный урок по содержанию раздела. К. Ушинский. «Отечество». В. Песков. «Отечество». 1

22 Н. Языков. «Мой друг! Что может быть милей.»

А. Рылов. «Пейзаж с рекой». С. Романовский. «Русь» 1

23-24 Александр Невский. В. Серов. «Ледовое побоище». Н. Кончаловская. «Слово о побоище ледовом». 2

25-26 Дмитрий Донской. Куликовская битва. 2

27 Историческая песня. Ф. Глинка. «Солдатская песнь». 1

28 Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Р. Рождественский. «Реквием». 1

29 А. Приставкин. «Портрет отца». В. Костецкий. «Возвращение». 1

30 Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы. 1

31 Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. 1

32 Самостоятельное чтение. С. Фурин. «Чтобы сол-нышко светило». В. Орлов. «Разноцветная планета». 1

33 Ф. Семяновский. «Фронтовое детство». Фотография – источник получения информации. 1

34 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Творческий проект на тему «Нам не нужна война» 1

«Жить по совести, любя друг друга»(13ч.)

35 Вводный урок по содержанию раздела. А. Толстой. «Детство Никиты». 1

36 А. Толстой. «Детство Никиты». 1

37 И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и

поэтического текстов на тему. 1

38-39 А. Гайдар. «Тимур и его команда». 2

40 М. Зощенко. «Самое главное». 1

41 И. Пивоварова. «Смеялись мы – хи-хи.» 1

42 Н. Носов. «Дневник Коли Синицына». 1

43 Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели – детям». Н. Носов. «Метро». 1

44 Семейное чтение. В. Драгунский. «. бы». 1

45-46 Наш театр. Н. Носов. «Витя Малеев в школе и

дома». Инсценирование. 2

47 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщающий урок. 1

«Литературная сказка»(16ч.)

48 Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой. 1

49 Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких

народных сказок. Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». 1

50 Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Шарль Перро. «Мальчик-с-пальчик». 1

51 Шарль Перро. «Спящая красавица». Представление книги. 1

52 Сказки Г. X. Андерсена. Г. X. Андерсен. «Дикие лебеди». 1

53 Отзыв на книгу Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди». 1

54 Г. Х. Андерсен. «Пятеро из одного стручка». 1

55 Г. Х. Андерсен. «Чайник». Создание сказки по аналогии. 1

56 Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писа-телей. 1

57 Самостоятельное чтение. И. Токмакова. «Сказочка о счастье». 1

58 Семейное чтение. С. Аксаков. «Аленький цветочек». 1

59 С. Аксаков. «Аленький цветочек». Особенности литературной сказки. 1

60 С. Аксаков. «Аленький цветочек», Ш. Перро. «Кра-савица и Чудовище». Сравнение сказок. 1

61 Наш театр. Э. Хогарт. «Мафии печёт пирог». Ин-сценирование. 1

62 Маленькие и большие секреты страны Литературии. 1

63 Маленькие и большие секреты страны Литературии. 1

«Великие русские писатели»(42ч)

64 Вводный урок по содержанию раздела. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки. 1

65 К. Паустовский. «Сказки А. С. Пушкина». 1

66 А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнение с народной сказкой. 1

67 А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнение с народной сказкой. 1

68 А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Особенность литературной сказки. Герои сказки. 1

69 А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Волшебные предметы в сказке. Волшебные помощники в сказке. 1

70 А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В. Жуковский. «Спящая красавица». Сравнение литературных сказок. 1

71 А. С. Пушкин. «Осень», А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами.» 1

72 Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид.», А. Куинджи. «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы. 1

73 И. И. Козлов. «Вечерний звон». И. Левитан. «Вечер-ний звон». Сравнение произведений живописи и литературы. 1

74 Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон». 1

75 М. Ю. Лермонтов. Рождение стихов. 1

76 М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины». Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов. 1

77 М. Ю. Лермонтов. «Тифлис», «Дары Терека», «Крестовая гора», «Утёс». Сравнение произведений живописи и литературы. 1

78 М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.» 1

79 М. Ю. Лермонтов. «Бородино». 1

80 Л. Н. Толстой. «Maman» (из повести «Детство»). 1

81 Л. Н. Толстой. «Ивины» (из повести «Детство»). 1

82 Л. Н. Толстой. «Ивины» (из повести «Детство»). 1

83 И. С. Никитин. «Вечер ясен и тих…». 1

84 И. С. Никитин «Когда закат прощальными лучами.» И. Левитан. «Тишина». Сравнение произведения живописи и литературы. 1

85 И. А. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет…», «Ещё холоден и сыр…» 1

86 Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». 1

87 Контрольная работа. 1

88 Работа над ошибками. 1

89 Проект. Мы идём в музей. 1

90 Самостоятельное чтение. Л. Н. Толстой. «Был русский князь Олег». Басни Л. Н. Толстого. 1

91 Самостоятельное чтение. Басни Л. Н. Толстого. 1

92 Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». 1

93 Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». 1

94 Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». 1

95 Наш театр. И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». 1

96 Наш театр. И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». Инсценирование. 1

97 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 1

98 Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения. 1

99 Стихи А. Блока, А. Фета, И. Бунина. 1

100 А. Пушкин «Деревня 1

101 А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!», 1

102 И. Языков «Конь». 1

103 С. Есенин «Пороша», «Поёт зима – аукает». 1

104 И. Тургенев «Воробей», Н. Рубцов «Воробей», 1

105 Саша Чёрный «Воробей». 1

Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

.Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник. Часть 1 и 2. М. Просвещение. 2018.

С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению :пособие для учителя. М. ВАКО, 2017.

2. Технические средства обучения

1. Классная доска;

2. Компьютер;

3. Мультимедийный проектор;

4. Интерактивная доска.

Публикации по теме:

Итоговая работа по литературному чтению за курс 1 класса Геннадий Снегирев (работа сопровождается картинками) ___ Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТРНОЕ ЧТЕНИЕ КЛАСС АНАТАЦИЯ: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста. Развитие.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе М. М. Зощенко «Золотые слова» Конспект урока по литературному чтению 3 класс М. М. Зощенко «Золотые слова» (продолжение) Планируемые результаты Предметные: продолжат.

Конспект урока-проекта по литературному чтению во 2 классе по теме «По следам сказочных героев» (УМК «Школа 2100») Урок-проект по литературному чтению во 2-м классе. Тема. «По следам сказочных героев». Цели урока: повторение и обобщение изученный.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Считалка, скороговорка или дразнилка?» Конспект урока по литературному чтению, проведенного в 1 классе МБОУ СОШ № 1 студенткой группы 3/2К Комаровской Марией Евгеньевной. Тема.

Рабочая программа по истории в 7 классе Рабочая программа предназначена для изучения курса История России (являющегося составной частью предмета ИСТОРИЯ) в 7 классе, составлена.

Рабочая программа по обществознанию в 7 классе Боголюбов Преподавание учебного предмета «Обществознание» в 5 - 9 классах осуществляется в соответствии с основными нормативными документами.

Урок по литературному чтению «Мы из сказок дедушки Чуковского» Тема: Мы из сказок дедушки Чуковского Цель: развитие интереса к книгам К. Чуковского, творческих способностей, умения работать с книгой.

Викторина по литературному чтению в 1–2 классах Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Приглашаю Вас на викторину по литературному чтению в начальную школу! Экспресс-опрос. 1. Сколько.

Викторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классеВикторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классе Доброго дня, уважаемые друзья! Все мы с нетерпением ждём новогодние праздничные дни, а с особым ожиданием и верой в лучшее, мы ждём новогоднюю.

Автор публикации:
Рабочая программа по литературному чтению «Перспектива» в 4 классе
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 16:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД