Папки-передвижки

Рабочая программа по математике дополнительному образование от 5 до 7 лет

Елизавета Николаевна Ратникова
Рабочая программа по математике дополнительному образование от 5 до 7 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 9

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста

«Веселая математика»

Составитель программы :

Ратникова Е. Н.

г. Раменское 2019г.

Содержание

1. Пояснительная записка ___3-5стр.

2. Практическая значимость и цель программы ___5-9стр.

Публикация «Рабочая программа по математике дополнительному образование от 5 до 7 лет» размещена в разделах

3. Формы организации НОД и формы подведения итогов ___ 9-11стр.

4. Разделы программы ___11-13стр.

5. Тематическое планирование по месяцам ___14-23стр.

6. Приложения

Пояснительная записка:

Программа составлена на основе «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, с учетом комплексной примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2014., учебно-методических пособий: «Математика в детском саду» В. П. Новиковой, Р. А. Жуковой «Математика» и направлена на развитие познавательной активности, логического мышления детей, имеющих математические способности.

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по дополнительному образованию "Веселая математика" по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты

Программа логика- математического развития детей старшего дошкольного возраста разработана на основе авторской программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки», учебно-методических пособий: и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей.

Практическая значимость программы я определила в трех аспектах:

1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

2. Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.

3. Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые можно использовать в индивидуальной работе с детьми и кружковой работе.

Связь этой программы, уже с существующей состоит в том, что совместная деятельность взрослого с детьми организуется, на основе интересов, потребностей и склонностей детей. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, в педагогической деятельности кружка широко используются имитационные игры, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры, проблемные ситуации и развлечения, задачи-шутки, загадки.

Цель моей работы : создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу.

Достижению поставленной цели способствует решение поставленных задач:

а) создание образовательной среды, способствующей повышению уровня развития математических способностей дошкольников;

б) способствовать формированию мыслительных операций, высокой познавательной мотивации, инициативы в деятельности и в общении;

в) вовлечение родителей в образовательный процесс.

Основные задачи программы :

• научить решать логические задачи на разбиение по свойствам;

• ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

• развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

• развитие творческих способностей.

• закрепление представлений о величине;

• развитие способности группировать предметы по цвету и величине;

• освоение способов измерения с помощью условной мерки;

• развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;

• развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.

• Дать представления о числах и цифрах от 5 до 10 на основе сравнения двух множеств.

• Учить считать по образцу и названному числу.

• Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.

• Учить воспроизводить количество движений по названному числу.

• Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.

• Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.

• Учить, как из неравенства сделать равенство.

• Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

• Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.

• Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

• Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.

В ходе нод используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Минимальный состав группы -10 человек.

Программа рассчитана на 1 год на детей 5 – 6 лет. Группа работает 1 раза в неделю по 30 -40 минут. Большую часть программы составляют практические занятия.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД

Используемые пособия: задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные дидактические игры, лото.

Мною была создана развивающая математическая среда, в которую вошли:

• дидактические игры (сенсорные «Матрёшки», «Найди по указанным признакам», «Подбери узор», «Витрины магазина», «Сравни и подбери»; моделирующего характера «Найди по контуру», «Волшебная дощечка», «Найди и назови»,и другие);

• развивающие игры (игры Б. П. Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Точки);

математические развлечения (игры на плоскостное моделирование, Танграм,; игры-головоломки; задачи – шутки; кроссворды; ребусы; головоломки, шашки, игры-ходилки, математические фокусы).

• Задачки на развитие логического мышления.

Формы подведения итогов работы кружка :

- итоговое занятие для педагогов ДУ и родителей

- фотовыставка родителей

Итоги моей работы :

• сформированность поисковой активности к процессу познания математики;

• дошкольники самостоятельно находят способы решения познавательных задач;

• умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации;

• сформированы умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.

Определение результатов работы не означает её конец. Выявляются новые противоречия, исследуются новые возможности и формы организации работы с воспитанниками и родителями, обеспечивая преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Программа распределена по разделам:

• количество и счет;

• ознакомление с геометрическими фигурами;

• определение величины;

• ориентировка во времени, пространстве;

• решение логических задач;

В соответствие с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения.

Количество и счет.

Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы.

внимание, память, логические формы мышления.

Поставленные цели реализую через следующие игры:

«Назови следующее, предыдущее число»

«Назови соседей числа»

«Назови меньше на 1, больше на 1»

«Вверх вниз по числовой лестнице»

«Составь и реши задачу».

Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

Геометрические фигуры.

В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Назови предметы заданной формы»,

«Что общего и чем различаются фигуры»,

«Найди предмет такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор»,

«Танграм».

Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

Определение величины.

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

В работе по данному разделу использую игры– эксперименты:

«В каком сосуде больше воды?»

«Что легче, что тяжелее?»

«Что тонет, что плавает?»

«Короче-длиннее»

В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.

Ориентировка во времени

В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

В работе использую следующие дидактические игры:

«Вчера, сегодня, завтра»

«Дни недели»

«Мой режим дня по часам»

«Определи время по часам»

«Когда это бывает?»

Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года, совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.

Особым блоком выделяю логические задачи.

Логические задачи

В конце учебного года провела повторное диагностическое обследование тех детей, которые в течение года посещали кружок, сравнила результаты на начало и на конец учебного года.

Месяц

Октябрь

1. 1 Вводное занятие тема: выявление подготовленности детей к обучению математики. счет предметов. понятие "больше" и "меньше".

1. Задание каждому ребенку выложить на столе перед собой из сухой фасоли цифру 1.

2. Воспит. : Любите ли вы наблюдать за небом? Почему? Поговорим сегодня о самолетах. В небе летает их множество. Летают они свободно, красиво, не боятся столкнуться друг с другом. У каждого самолета своя дорожка. Кто же помогает увидеть им эту дорожку? И как? В каждом аэропорту есть такая служба- диспетчерская. Там за компьютерами сидят очень умные, внимательные люди- диспетчеры. Вот и мы с вами поиграем в игру "Полет". Я буду диспетчером, а вы- пилотами. Перед вами лежит лист бумаги и на нем лежит вырезанная из картона цветной круг- это наш самолёт. Расположили наш самолет (круг) на середину листа. Резко ведем наш самолет в верхний правый угол, затем плавно возвращаем на середину листа, опускаем наш круг в нижний левый угол. Затем резко поднимаем в правый угол, затем через середину листа опускаем в нижний левый угол. Вы молодцы. справились с заданием.

3. Нарисовать в тетради в клетку четыре квадрата.

4. Найди 10 различий

5. Танграм знакомство с головоломкой фигура грибок.

___

1.2. Задачи: упражнять в счете в пределах пяти. Учить увеличивать число на одну единицу. Познакомить с признаками четырехугольника.

1. Задание каждому ребенку выложить на столе перед собой из сухой фасоли цифру 2.

2. Игра "Назови скорей". В начале игры надо договориться об условии: называть число на один больше. Воспитатель называет число, а ребенок называет число на одну единицу больше. Игра проводится в быстром темпе. Называть числа не по порядку.

3. На доске прикреплены квадрат и прямоугольник. Воспит. задает вопросы: назовите фигуры на доске. Чем одна фигура отличается от другой? (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны верхняя и нижняя. правая и левая).Чем похожи эти фигуры (четыре угла и четыре стороны). Как их можно назвать одним словом (четырехугольники).

4.

5. Назови все изображенные предметы

6. Танграм "домик. елочка, бантик, конфетка

7. Нарисовать в тетради в клетку квадрат на клетку пропуская одну клетку.

___

1.3. Задачи: познакомить с образованием числа 5 и с цифрой 6. Учить называть числительные по порядку. Правильно соотносить числительные с предметами. Учить словами определить положение предмета: рядом. сбоку.

1. Задание каждому ребенку выложить на столе перед собой из сухой фасоли цифру 3.

2. На доске цифры12345. Дети их называют. Положите один квадрат. Сколько квадратов на столе? Справа рядом в столбик положите два квадрата. Сколько квадратов во втором столбике? Рядом справа в столбик положите три квадрата. Сколько квадратов в третьем столбике? Покажите цифру, которая обозначает сколько квадратов в первом столбике, во втором, в третьем. На сколько больше квадратов в третьем столбике чем во втором. Справа рядом положите в столбик четыре квадрата. Сколько квадратов в четвертом столбике, на сколько в третьем столбике квадратов меньше, чем в четвертом. Справа рядом положите пять квадратов в столбик. Сколько квадратов надо положить чтобы получилось шесть. Какое число больше шесть или пять на сколько больше пяти на сколько пять меньше шести. За какой цифрой должна стоять цифра шесть в числовом ряду.

3. Игра "Какой цифры не стало"

На доске выложены цифры от0 до 6. Затем дети закрывают глаза. Воспитатель переставляет цифры в ряду или убирает цифру. Дети угадывают.

4.

5. Семь гномов любят одеваться одинаково. Кто из них неправильно оделся?

6. Танграм геометрические фигуры.

___

1.4. Задачи: упражнять в счете в пределах семи. Закрепление знаний геометрических фигур.

1. Задание каждому ребенку выложить на столе перед собой из сухой фасоли цифру 4.

2. Игра "Кто назовет больше?"

Воспитатель предлагает детям назвать предметы квадратной формы. Затем воспитатель предлагает детям назвать предметы прямоугольной формы. Ответы не должны повторяться.

3. На столах лежат перевернутые цифры от1 до7. На одном столе красные цифры, на другом -черные. Воспитатель предлагает детям договориться кто в какой команде будет играть. Дети бегают под бубен. Как только бубен перестает играть, команды берут со столов цифры и выстраиваются по порядку в две колонны. Дети которые остались без цифр, дают задания игрокам другой команды, пусть тот у кого цифра 3 присядет 5 раз. Пусть тот у кого цифра 5 назовет число на одну единицу больше, пусть тот у кого цифра 7 топнет ногой два раза.

4.

5. Помоги Максиму сосчитать банки с вареньем.

6. Танграм четырехугольники и пятиугольники

7. Нарисовать в тетради в клетку маленький квадрат с точкой посередине.

___

1.4. Задачи: упражнять в счете в пределах восьми. Учить соотносить цифру с числом. считать в пределах восьми. Измерение.

1. Задание каждому ребенку выложить на столе перед собой из сухой фасоли цифру 5.

2. На столе в прозрачной миске горох и мерная посуда.

Воспит. : Как узнать сколько здесь гороха? Возникает ситуация которая требует рассуждения. Дайте детям возможность высказаться, если дети предложат посчитать горошины, не отвергайте такого решения. Но на это потребуется много времени. Кто то предложит взвесить горох. Правильно, но у нас нет весов. Я покажу как можно узнать сколько здесь гороха. Воспитатель насыпает полный стакан гороха. Обращает внимание на полноту стакана, затем пересыпает его в пустую миску. Чтобы не сбиться со счёта, выкладывает на столе геометрические фигуры. Сколько пересыпано стаканов гороха столько и геометрических фигур будет у нас на столах. Воспитатель обращает внимание на то, что каждый стакан гороха должен быть таким же полным как и первый. В третий стакан воспит. специально насыпает гороха меньше и поднося его к миске наблюдает за тем положили ли дети геометрическую фигуру. Воспит. спрашивает как можно назвать одним словом стакан (мерка).

3. Игра "Помоги зайчонку".

На доске группы овощей- три огурца, пять морковок, две картошки и т. д. Воспит. : к нам прибежал зайчонок он хочет поиграть. Закройте глаза, а он в это время поставит цифры возле овощей. Открыв глаза посмотрите и скажите правильно ли он поставил цифры возле овощей.

4.

5. Помоги Олежке найти свою пирамидку, если мы знаем что в ней 6 колец нижнее колечко красное, а верхнее желтое.

6. Танграм весёлые зайчишки.

7. Нарисовать в тетради в клетку в каждой клетке по точки.

___

1.5. Задачи: знакомство с календарём.

1. Задание каждому ребенку выложить на столе перед собой из сухой фасоли цифру 6.

2. Перед детьми расположены разные виды календарей. Воспит. спрашивает: как мы узнаем какой сегодня день, месяц и для чего нужны календари. Чем похожи календари? (показывают число, месяц, день,недели, рабочие воскресные, праздничные дни, рабочие дни отмечены черным цветом,а воскресные и праздничные красным). Чем отличаются календари (оформлением. размером, назначением, цветом). Как называется календарь который висит на стене (настенный отрывной). Как называется календарь который лежит на столе (перекидной, открытка). Как называется календарь который носят в кармане (карманный). Кто может назвать свой день рождения. Кто может показать свой день рождения на календаре. Кто из вас может назвать первый месяц в году.

3. Игра "Что спрятали?". На магнитной доске выложены 5 овощей. Воспит. спрашивает детей: Сколько каких овощей на доске, дети отвечают:- одна свекла. одна луковица и т. д. После чего, воспит. спрашивает какой овощ который по порядку: первая свекла, вторая луковица, третья. и т. д. Затем воспит. предлагает закрыть глаза и убирает один из овощей. Дети открыв глаза сначала называют какого овоща нет, а потом говорят каким он был по счёту. И только после этого перечисляют овощи по порядку.

4.

5. Какая тень принадлежит клоуну?

6. Танграм лисички

7.

* * * * *

* * * * *

Ноябрь

1.1. Задачи: познакомить с образованием числа 10. Учить считать в пределах 10. Упражнять в обратном счёте.

1. Задание каждому ребенку выложить на столе перед собой из сухой фасоли цифру 7.

2. Воспитатель число 10 записывается двумя цифрами: 1 и 0. Цифра 1 стоит слева, а 0 справа. Где эти цифры должны стоять в числовом ряду? Воспитатель предлагает детям назвать числа по порядку от 1 до 10.

3. Отгадайка. Катя живёт на третьем этаже. Квартира Оли находится над квартирой Кати. На каком этаже живёт Оля? (на 4).

В рукавичке жили: мышка- поскребушка, лягушка- попрыгушка, зайчик-побегайчик и лисичка-сестричка. Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка по вторникам, зайчик- по средам, а в остальные дни недели еду готовила лисичка-сестричка. Сколько раз в неделю готовила лисичка-сестричка? (4 раза). Назови эти дни недели (четверг, пятница, суббота и воскресенье). Из какой сказки эти герои? (сказка" Рукавичка").

4.

5. Что здесь лишнее? Назови остальные предметы одним словом.

6. Танграм кошечки

7.

* * * * *

* * * * *

* * * * *

___

1.2. Задачи: учить называть последовательно дни недели. Познакомить с понятием месяц (состоит из четырёх недель, один месяц следует за другим). Закрепить названия дней недели.

1. Задание каждому ребенку выложить на столе перед собой из сухой фасоли цифру 8.

2. Игра "Назови скорей".

Воспит. спрашивает какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Назови день недели после четверга? Назови день недели между четвергом и пятницей? Сколько дней в неделе? Дети смотрят на календарь и считают сколько недель в месяце. Сколько дней в месяце. Сколько дней в месяце. Как называется первый месяц года, а второй?

3. Отгадайка. У Олега 8 марок. Все марки, кроме трёх, он отдал своим друзьям. Сколько марок осталось у Олега (три марки).

4. Игра "Скажи наоборот".

Воспит. спрашивает детей: дерево высокое, а кустарник- низкий. Дом низкий, а кран- высокий. Ветка тонкая. а дерево толстое. Река широкая, а ручей короткий. Стул большой, а стульчик маленький.

5.

6. Что здесь лишнее? Назови остальные предметы одним словом.

7. Танграм лошадки

___

1.3. Задачи: ориентировка в пространстве. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

1. Задание каждому ребенку выложить на столе перед собой из сухой фасоли цифру 9.

2. Перед детьми выставляется картина. Воспитатель предлагает рассмотреть её, после чего задаё т вопросы: сколько детей на картине? где расположено солнце? где клюют зёрна птицы? дети используют слова: внизу. наверху. слева справа.

3. Отгадайка. У кого больше лап: у утки или утёнка? На каком дереве сидит ворона во время проливного дождя? (на мокром).

У Тани синяя и красная юбка, а у Маши- зелёная и коричневая. Сколько красных юбок у девочек? Сколько зелёных? (одна красная и одна зелёная)

4. Каких цифр не хватает

3 7 9

2 4

5. Найди двух одинаковых божьих коровок.

6. Танграм собачки

7.

* * * * * *

* * * *

* *

___

1.4. Задачи: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу.

1. Задание каждому ребенку выложить на столе перед собой из сухой фасоли цифру 10.

2. Игра "Не ошибись".

Воспитатель называет цифру Пять. на один больше?" ребёнок отвечает "Шесть". Затем воспитатель говорит "Восемь. На один меньше?" и т. д.

Игра "Отгадай число".

Ведущий задумывает любое число в пределах 10 и на ухо говорит воспитателю. Можно отвечать только "да" и "нет". Должны отгадать это число. Например задумано число пять. "Оно больше четырёх?"-Да. "Оно меньше шести?"Да. "Это число пять?" Да. и т. д.

3. Отгадайка. Таня ходила в детский сад всю зиму, весну и лето. А Серёжа целый год. Кто из них меньше ходил в детский сад? (Таня).

Маша прожила уже четыре весны, четыре лета, четыре осени и четыре зимы. а Гриша -четыре года. Кто из детей старше? (ровесники)

4.

5. Найди фрагменты узора

6. Танграм козлики

7.

* *

* * * *

* *

Литература:

1. Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр,-М2007г

2. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание №8 с. 101 2008г.

3. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г.

4. Венгер А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М., 1999г.

5. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет, - М., 2006г.

6. Колягин Ю. М. Учись решать задачи, - М., 2007г.

7. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, - М., 1990г.

8. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12 с. 21 2005г.

9. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8 с. 48 2005г.

10. Носова В. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников, - «Детство-пресс» 2007г.

Публикации по теме:

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ по математике Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ №272 по математике Пояснительная записка Важное.

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию «Легоград» с детьми подготовительной группы 6–7 летРабочая программа кружка по дополнительному образованию «Легоград» с детьми подготовительной группы 6–7 лет Пояснительная записка. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные.

Рабочая программа логопеда в средней школе (инклюзивное образование, ТНР) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Логопедические занятия» (Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся средней школы). Пояснительная записка.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Бумажные фантазии» Управление образования администрации муниципального образования Ленинградский район Муниципальная бюджетная организация дополнительного.

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Азбука финансов» I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление.

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия» Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия» для детей дошкольного возраста 3-4 лет Срок.

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок «Секреты природы» Рабочая программа дополнительного образования детей кружок «Секреты природы» Образовательная область: познавательное развитие Составитель:.

Рабочая программа по математике по специальности среднего профессионального образования 23.02.04 Данная рабочая программа разработана мною для специальности "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического.

Рабочая программа по математике для 10–11 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Содержание курса 3. Требования к уровню подготовки учащихся планирование 5. Календарно-тематическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по математике дополнительному образование от 5 до 7 лет
Опубликовано: 18 октября 2019 в 19:34
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД