Папки-передвижки

Рабочая программа занятий по образовательной области «Художественное творчество» во второй младшей группе

Елена Блинова
Рабочая программа занятий по образовательной области «Художественное творчество» во второй младшей группе

Федеральное Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 144» Минобороны России

Утверждаю Заведующая ФГК ДОУ № 144 ___ С. Г. Ясакова

Принято на заседании педсовета от «___»___ 20__г. протокол №___

Рабочая учебная программа по образовательной области

«Художественное творчество» (Лепка)

вторая младшая группа

Разработчик:

Воспитатель - Блинова Е. П.

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа занятий по образовательной области „Художественное творчество“ во второй младшей группе» размещена в разделах

Рабочая учебная программа разработана для построения системы педагогической деятельности второй младшей группы, Федерального Государственного казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 144» Министерства обороны Российской Федерации.

Данная учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» (лепка) разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) и базируется на основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Актуальность программы состоит в том, что занятия по лепке являются одним из первых шагов по приобщению детей к художественной деятельности и творчеству, художественного вкуса, стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста. Программа направлена, на формирование у детей наблюдательности, воспитание эстетического восприятия, развитие сенсорных способностей и разработана для детей 3-4 лет.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщения к окружающему миру и искусству, расширения кругозора, создания условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.

Целью программы является развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, наглядно-действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации.  

Задачи:

- создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников;

- формировать яркие положительные эмоции, в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

- развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, умение доводить работу до конца, аккуратность и трудолюбие.

Новизна данной рабочей учебной программы состоит в том, что занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала первоначальный материал, а затем более сложный; процесс обучения совмещается с практической деятельностью детей.

Содержание работы по программе второй младшей  группы соответствует основным  положениям  возрастной психологии и  дошкольной педагогики и  выстроено  по  принципу развивающего  образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка, обеспечивает единство воспитательных и обучающих  целей  и  задач.

Рабочая учебная программа сформирована  в соответствии  с принципами и подходами, определенными  ФГТ.

Данная программа предполагает проведение 1 интегрированного занятия в неделю, продолжительностью 15 минут, 18 занятий в год. При этом, непосредственно образовательная деятельность по лепке включает в себя совокупность образовательных областей: «Безопасность», «Труд», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

При составлении данной программы был учтен  локальный компонент ДОУ: основным приоритетным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения является художественно-эстетическое воспитание.

Также, в программу включен национально-региональный компонент: знакомство с особенностями родного края (географическое местоположение, природа, достопримечательности, народные промыслы).

Содержание учебной дисциплины

Воспитателю необходимо формировать интерес детей к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом (спичку, зубочистку); учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем, прижимания друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку (подставку). Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.     

Рассмотрим конкретно, какими умениями и навыками по лепке должен овладеть ребёнок на каждом возрастном этапе. Так, детей третьего года жизни педагог учит:

- отрывать кусочки пластилина (глины) и круговыми движениями обеих рук образовывать несложные предметы из пластилина (глины) (конфетки, шарики, орешки, разрывать глину на части, мять, раскатывать и расплющивать её ладонями;

- делить пластилин (глину) на части и прямыми движениями рук, образовывать несложные предметы (столбики, сосиски, конфетки);

- раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать столбики, края которых соединяют (бублики);

- раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук и сплющивать между ладонями, образовывая диско подобные формы (пирожки, коржики, котлеты и др.);

- делить пластилин (глину) на 2-3 части, раскатывать его прямыми и круговыми движениями и лепить несложные предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).

Для ребёнка четвёртого года жизни, который уже имеет определённый опыт работы с пластилином (глиной, эту работу нужно несколько усложнить, одновременно закрепляя навыки, которые он приобрёл в предыдущей группе:

- делить пластилин (глину) на части и раскатывать его между ладонями прямыми движениями рук, образовывая несложные предметы (столбики, колбаски, рогалики, конфетки);

- раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук и образовывать разные предметы (орешки, конфетки, мячики);

- расплющивать пластилин (глину, образовывая диск, и на основе этой формы лепить несложные предметы (пирожки, вареники, котлеты, сгибать и защипывать форму пальцами рук;

- делить пластилин (глину) на 2-3 части и лепить предметы, в основе которых лежит шар (башенка, матрёшка-неваляшка, птичка, диск и цилиндр (гриб);

- соединять части прикладыванием и прижиманием.

Ожидаемые результаты.

К концу года дети должны иметь представление о свойствах пластичных материалов (глины, пластилина, пластической массы, понимать, какие предметы можно из них вылепить. Уметь: отделять от большого куска пластилина (глины) небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы, состоящие из 1 - 3 частей, используя разнообразные приёмы лепки.

В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки. Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить. Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.

Инструменты и материалы, применяемые на занятии, это учебно–наглядные пособия: плакаты, игрушки, муляжи.

Оборудование: восковый пластилин, глина, тесто, дощечки, стеки, х/б салфетки для рук.

Тематическое планирование

1 занятие в неделю, всего 18 занятий в год.

Тема занятия

Кол-во часов

1.

«Пищащий комочек».

1

2.

«Палочки».

1

3.

«Конфетки».

1

4.

«Колбаски на тарелочках».

1

5.

«Разные цветные мелки».

1

6.

«Бревенчатый домик – станция».

1

7.

«Улитка».

1

8.

«Яблоки и груши».

1

9.

Лепка по желанию.

1

10.

«Шарики».

1

11.

«Орешки».

1

12.

«Бублики».

1

13.

«Баранки и халы».

1

14.

«Витамины».

1

15.

«Колобки».

1

16.

«Елочный шарик».

1

17.

«Печенье».

1

18.

«Лепешки большие и маленькие».

1

Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровень развитие интегративных качеств детей второй младшей группы осуществляется 2 раза в год (январь, май). Осуществляется с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой ДОУ основной общеобразовательной программе развития и воспитания в детском саду «Детство», под ред. Т. И. Бабаевой, В. И. Логиновой.

В мониторинге используются те методы, применение которых позволяет получить объем информации в оптимальные сроки.

Задание проводится по подгруппам (4 ребенка) по сказке «Теремок». Детям должны вылепить кого-либо из зверей (заяц, лиса, медведь, волк) в соответствии с сюжетом (вылепить героев для своей композиции). Например, заяц, тарелка, стол. Критерии оценки: 3 балла - делает все самостоятельно, 2 балла - делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослому, 1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: умственных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг осуществляется с использованием метода наблюдения, бесед, анализа продуктов детской деятельности…

Список литературы:

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.

2. Голицына Н. С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

3. Диагностика к "Программе воспитания и обучения в детском саду " : под ред. М. А. Васильевой" Издательство: Красноярск 2009 г.

4. Л. В. Коломиченко, Л. И. Югова. Блочно- тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003.

5. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.

6. Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004.

7. Е. Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.

8. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.

Публикации по теме:

Развивающая среда в группеРазвивающая среда в группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Гнездниковский детский сад «Колосок» Солигалчского муниципального района Костромской.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа занятий по образовательной области «Художественное творчество» во второй младшей группе
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 23:28
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД