МААМ-картинки

Рабочая программа по основам православной веры для детей старшего дошкольноговозраста

Алеся Шитова
Рабочая программа по основам православной веры для детей старшего дошкольноговозраста

Негосударственное общеобразовательное учреждение ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ имени преподобного Амвросия Оптинского Липецкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Рабочая программа по основам православной веры

для детей старшего дошкольного возраста

Публикация «Рабочая программа по основам православной веры для детей старшего дошкольноговозраста» размещена в разделах

Сроки реализации программы :

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Составили:

Шитова Олеся Евгеньевна

Мороз Светлана Александровна

2016-2017 гг.

Содержание

1. Пояснительная записка…. 3

Обоснование необходимости приобщения старших дошкольников к духовным и нравственным ценностям…. 3

Цели и задачи программы…. 6

Особенности возрастной группы и режим занятий….

2. Содержание учебного материала…. 10

Тематический план… 11

3. Учебно-тематическое планирование…12

Темы занятий и количество учебных часов….12

4. Требования к уровню подготовки детей. Ожидаемые результаты. …. 19

Прогнозируемые результаты и способы их проверки…. 19

Требования к уровню подготовки детей к концу года….. 20

5. Информационно-методическое обеспечение программы….21

6. Приложение…. 22

«То, что хочешь сказать детям, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только, когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать»

Старец Порфирий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В деле православного воспитания ребенка-дошкольника большое значение имеют приобщение его к духовным и нравственным ценностям, церковным Таинствам, присутствие на богослужениях, посещение воскресной школы, а так же соработничество педагогического коллектива и семьи в целях осуществления полноценного развития ребенка (чтобы семья и дошкольное учреждение не заменяли, а дополняли друг друга).

Детство - время развития душевных и телесных сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Важно, чтобы эти первые впечатления раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Особенно необходимо соблюдать принцип непрерывности и преемственности в воспитании дошкольников.

Дошкольный возраст важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе, в своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладываются именно в дошкольном возрасте. Также в это время у детей формируются первые представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и они сами.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. А православие и христианство составляют культурообразующую основу русского народа, его духовного облика и менталитета. Поэтому необходимо подчеркнуть взаимосвязь нравственного и духовного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста как части целого.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием морально - этических основ личности, где ставилась основная цель – воспитать ребёнка мыслящим, дружелюбным, трудолюбивым, скромным, уважительным и ответственным. Педагоги вместе с родителями должны дать детям определённые ориентиры, ценности, которые служили бы им своеобразным компасом в жизни.

Духовное богатство и благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей-дошкольников, от их духовно – нравственного здоровья.

Надо воспитывать в детях духовное отношение к Богу, к миру и к человеку, как творению Божьему для того, чтобы они могли определить свое место в мире и назначение в нем.

Подготовительная группа охватывает детей дошкольного возраста. Причем нижняя граница этого периода по своим психологическим качествам сильно отличается от верхней. Но общей и важной тенденцией этого возрастного периода является закладывание и активное развитие психологических структур личности ребенка, определяющих систему отношений к себе и ко всему, что его окружает. Это период бурного развития сознания, системы нравственных мотивов и формирования основ волевого поведения.

Курс Основ православной веры, ведущийся в подготовительной группе, закладывает фундамент для дальнейшего духовного просвещения детей. Здесь крайне важно помнить слова К. Д. Ушинского, который писал: «Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни. Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие» (Ушинский К. Д. Сочинения в 10-и тт., 1945 г.).

Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, Его творении, о Сыне Божьем, святых и подвижниках Православия, можно и нужно увязать воедино духовное и материальные, нравственно умозрительное и практическое. Исторический раздел программы будет представлен изучением эпизодов библейской и церковной истории, которые отражают в себе течение истории общечеловеческой. Важно познакомить детей с устройством храма, его историей. Столь же важно ввести в программу произведения литературы и изобразительного искусства, вводящие детей в мир высоких духовно-нравственных образов, в эмоционально привлекательной, понятной форме передающие сведения эстетического, духовно-нравственного и учительного характера. Очень важно ввести ребенка в координаты высших нравственных ценностей, задать алгоритмы нравственного поведения, для чего незаменимы нравственные беседы, а также организация такого поведения ребенка, когда бы он мог в максимальной степени ориентироваться на других людей, учитывая их интересы и позицию

Данная программа является адаптированной, в основу ее положены следующие программы :

«Закон Божий для детей» под ред. Серафима Слободского, Москва, 2010.

• «Основы православной культуры для детей дошкольного возраста», под ред. Протоиерея Виктора Дорофеева, Москва, 2002.

«Раз ступенька, два ступенька» / Практический материал по духовно-нравственному воспитанию дошкольников», Белгород, 2010.

• Жукова В. В., Волкова Т. Г. «Я иду на урок в воскресную школу», Москва, 2011.

«Мы любим Бога», составитель иподьякон Виктор Баландин, Москва, 2012.

Эти программы основаны на развитии духовного начала у детей дошкольного возраста. Дают первые знания о Боге, Его святых, православных праздников церковного календаря.

Нормативной основой для разработки учебного плана программы являются документы :

• Федеральный Закон Об образовании в РФ (утвержден 21.12 2013г.);

• Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155);

• Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (постановление от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13);

• Устав Православной Гимназии имени преподобного Амвросия Оптинского.

Теоретические знания по всем разделам программы даются в игровой форме, носят проблемно-поисковый характер и закрепляются в практической деятельности. На протяжении освоения программы происходит постепенное усложнение материала.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ

Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Форма организации занятий – групповая и индивидуальная, что обусловлено целями и задачами программы.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

1 раз в неделю по 25-30 минут.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Темы и содержание занятий по основам православной веры подчинены достижению основной цели :

целостному, духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста.

Задачи программы :

1. Развитие у детей духовной культуры. Воспитание любви к Богу, Божьей Матери, православным святым.

2. Формирование знаний о Православной Церкви, православном храме и, совершаемых церковных Таинствах.

3. Формирование и развитие морально – интеллектуальной компетенции детей, нравственно – этических норм и представлений. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

4. Воспитание в духе почитания традиций и культуры своего и иных народов, нравственно – интеллектуальных черт личности, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным и церковным праздникам.

5. Формирование культурологической компетенции детей старшего дошкольного возраста в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и на современном этапе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В этот период ребенок должен обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Его основные достижения связаны с освоением окружающего мира, мира вещей как предметов человеческой культуры. В этом возрасте дети осваивают формы позитивного общения с людьми, формируется позиция школьника. Происходит осознание себя как самостоятельной личности. Дети уже могут делать правильный нравственный выбор в сложной ситуации. Происходит формирование религиозных чувств у детей, основанных на определенных знаниях духовных и нравственных ценностей.

Ребенок и его окружение

Закрепить представление об окружающей среде, близких людях, о родословной своей семьи, родном крае, природе, Родине, о главных событиях современной истории. Рассказать о Святом семействе, семье как малой Церкви.

Бог - Творец мира

Закрепить знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители, развивать стремление к доброте, честности, добродетелям, а также понимание ответственности перед Богом за собственные поступки.

Молитва — общение с Богом

Расширить представления о молитве, ее назначении и смысле; научить отличать общение с Богом от общения с близкими; заучивать предначинательные молитвы: «Благодарим Тя, Господи», «Богородице, Дево, радуйся!», совершать краткое молитвенное правило утром и вечером, перед и после принятия пищи, перед и после окончания учебы и любого дела. Рекомендуется поочередное чтение или пение молитв перед и после занятий.

Церковь — дом Божий

Закрепить знания о богослужении, храме, святынях – мощах и иконах. Научить различать образы Спасителя, Божией Матери, чтимых святых; совместно участвовать в Таинствах Церкви, подготовить детей к первой исповеди.

Священная история Ветхого Завета

Рассказать о понятии «завет», сформировать представление о Завете Бога человеку. Продолжать знакомство со Священной историей Ветхого Завета (Авраам, Иосиф и его братья, египетское пленение, пророк Моисей, исход из Египта, Иисус Навин, Земля обетованная, Самсон, цари-пророки Давид и Соломон, краткая история еврейского царства).

Божии заповеди

Закрепить представление о том, что Бог через пророка Моисея дал людям Свой Божественный Закон — десять заповедей; которые учат любить и почитать Бога, любить ближних. Подробно разъяснить отдельные заповеди.

Новый Завет — жизнь Господа Иисуса Христа

Продолжить знакомство с Евангелием, повествующем о жизни Господа нашего Иисуса Христа, более глубоко раскрывать смысл Его искупительных страданий, смерти и Воскресении. Рассказать о заповедях блаженства.

Церковные праздники

Изучать дневной и годовой круг богослужений (краткие понятия о том, что такое Литургия, праздники двунадесятые и великие, Господские и Богородичные и т. д.). Закреплять начальные понятия о посте. Рекомендуется совместно праздновать Рождество Христово, Пасху, Троицу, а также другие праздники, связанные с годовым кругом богослужения (Крещение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, дни памяти чтимых святых). Желательно посещение в этот день богослужения и участие в Таинствах покаяния и Причащения.

Жития святых

Закрепить понимание православного учения о святых, рассказать о чинах святости. Продолжить знакомство с житиями (напр., святого великомученика и целителя Пантелеимона, благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, местных подвижников, своих небесных покровителей).

Дни Ангела детей (именины)

Закрепить понятие о небесном покровителе — святом, имя которого носит ребенок. Заучить с каждым тропарь его святого. Рекомендуется приучить ребенка в день тезоименитства участвовать в Таинстве Причащения. В честь каждого именинника желательно устраивать праздник с участием детей и родителей, а также совместную трапезу с общей молитвой.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы занятий

Количество

часов

1. Наш удивительный мир. Бог в природе. Отношение ребенка к природе. 1

2. Господь наш и Бог. Откуда мы узнаем о Боге. Библия. Как человек говорит с Богом. Молитва. 1

3. Крест. Крестное знамение. Кто такие православные христиане? 1

4. Сотворение мира. Ангельский мир. Ангел хранитель. Молитва к Ангелу-Хранителю. 1

5. Дни сотворения мира. Сотворение Адама и Евы. Душа человека. Жизнь первых людей в раю. 1

6. Грехопадение первых людей. Обещание Спасителя. Непослушание в жизни людей. 1

7. Потоп. Праведный Ной и его семья. Жизнь людей после потопа. 1

8. Моисей. Исход еврейского народа из Египта. Чудеса Божьи в пустыне. 1

9. Заповеди Божьи. Что такое закон? Поведение человека и что такое совесть. 1

10. Скиния. Первый храм. Беседа о храме. Кто такие священники. Как надо брать благословение. 1

11. Святые Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы. Рождество Пресвятой Богородицы. 1

12. Введение Богородицы во храм. Благовещение. Молитва Богородице. 1

13. О святых иконах. Кто изображается на иконах? Богородичные иконы. 1

14. Кого изображают на иконах. Кто такие святые? Чтение из жизни святого. 1

15. Рождество Христово. Рассказ педагога о празднике. 1

16. Подготовка к празднику Рождества Христова. 1

17. Иоанн Креститель. Крещение Господне. Таинство Крещения в жизни человека. 1

18. Икона «Крещение Господне». Знакомство с иконой Святой Троицы. Молитва. 1

19. Чудеса Господни. Как Иисус Христос помогал людям. Воскрешение Лазаря. Ценность жизни. 1

20. Учение Иисуса Христа. Молитва «Отче Наш». 1

21. Как учение Господа отражается в жизни людей. 1

22. Отношение к родителям, взрослым, друзьям. 1

23. Преображение Господне. Благословение детей. 1

24. Прощеное воскресение. Что такое пост. Таинство покаяния (исповедь). 1

25. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье в России. 1

26. Предательство Иуды. Тайная вечеря. Таинство Причастия. 1

27. Страдание, смерть и погребение Господа Иисуса Христа. 1

28. Воскресение Иисуса Христа. Знакомство с праздником Пасхи. 1

29. Празднование Светлого Христова Воскресения. 1

30. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. 1

31. Сошествие Святого Духа на Апостолов. Знакомство с праздником Троицы. 1

32. Успение Пресвятой Богородицы. Почему Россия – дом 1

33. Что такое церковный колокол? Колокольный звон. 1

34. Как Россия стала православной страной. Святой равноапостольный князь Владимир. 1

35. Кто такие монахи? Святые Серафим Саровский, Сергий Радонежском и Амвросий Оптинский. 1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

К концу реализации программы дети должны :

1. Иметь представление об окружающей среде, близких людях, о родословной своей семьи, родном крае, природе, Родине, о главных событиях современной истории.

2. Знать о Святом семействе, семье как малой Церкви.

3. Иметь знания о том, что Бог - Творец мира, Он сотворил мир и все живущее в нем.

4. Знать о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители).

5. Развивать стремление к доброте, честности, добродетелям, а также понимание ответственности перед Богом за собственные поступки.

6. Знать, что молитва – это общение с Богом. Имеют представление о молитве, ее назначении и смысле. Умеют отличать общение с Богом от общения с близкими.

7. Знать молитвы: «Отче Наш…», «Пресвятая троице…», «Благодарим Тя, Господи», «Богородице, Дево, радуйся!», молитву Ангелу-Хранителю.

8. Иметь представление, что храм –это дом Божий, какие бывают храмы., что такое икона. Умеют различать образы Спасителя, Божией Матери, чтимых святых

9. Иметь представление о Священной Истории Ветхого Завета (пророк Моисей, исход из Египта, Ной, заповедях Божьих.

10. Знать, что такое Евангелие, повествующее о жизни Господа нашего Иисуса Христа.

11. Знать главные церковные праздники.

12. Иметь представления о житие отдельных святых, понятие о небесном покровителе - святом, имя которого носит ребенок.

Формами подведения итогов реализации программы являются :

• открытые занятия и праздники для детей и родителей;

• участие в мероприятиях Гимназии.

К концу учебного года дети должны:

Полюбить Церковь, Бога, Православную гимназию, с радостью заниматься различными видами деятельности, стремиться жить по-христиански, дарить людям тепло и любовь.

Программно-методическое обеспечение

1. «Закон Божий для детей» под ред. Серафима Слободского, Москва, 2010.

2. «Основы православной культуры для детей дошкольного возраста», под ред. Протоиерея Виктора Дорофеева, Москва, 2002.

3. «Раз ступенька, два ступенька» / Практический материал по духовно-нравственному воспитанию дошкольников», Белгород, 2010.

4. Жукова В. В., Волкова Т. Г. «Я иду на урок в воскресную школу», Москва, 2011.

5. «Мы любим Бога», составитель иподьякон Виктор Баландин, Москва, 2012.

6. «Егорушка. Я знаю свою веру!» Детский православный календарь на 2014 год. – СПб., 2013.

7. «Закон Божий для самых маленьких», составитель С. С. Коломзина, Москва, 2002.

Публикации по теме:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с изучением основ православной веры «Пост» МКДОУ Евстратовский детский сад. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с изучением основ православной.

Непосредственно образовательная деятельность по основам православной культуры «Знакомство с иконой Казанской Божией Матери» Батина Г. Н. «Знакомство с иконой Казанской Божией Матери». старшая группа Задачи: знакомить дошкольников с историей обретения чудотворной.

НОД по основам православной культуры «Покров Пресвятой Богородицы. Православный храм» НОД по основам православной культуры: «Покров Пресвятой Богородицы. Православный храм» Цель: познакомить детей с праздником Покрова Пресвятой.

Рабочая программа дополнительного образования «Зеленые друзья» для детей старшего дошкольного возрастаРабочая программа дополнительного образования «Зеленые друзья» для детей старшего дошкольного возраста Предоставляю вашему вниманию рабочую программу кружка по экологии "Зеленые друзья". Занимаясь в кружке дети узнают много нового и интересного.

Рабочая программа «Край родной» для детей старшего дошкольного возраста П Р О Г Р А М М А По предмету «Родной край» Для детей 5 лет СОСТАВИТЕЛЬ: Педагог дополнительного образования Л. Г. Чепенко.

Рабочая программа на тему «Дидактические игры как средство развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских.

Рабочая программа. Кружок «Божье слово» (основы православной культуры) Пояснительная записка. Создание данной программы связано с возросшим интересом общества к духовной культуре. Лучшие достижения этой культуры.

Рабочая программа по обучению детей основам ПДД СОДЕРЖАНИЕ I. Пояснительная записка II. Перспективный план III. Планируемые результаты IV.Приложение 1 V. Приложение 2 VI. Литература.

Рабочая программа «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста» 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают.

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по основам православной веры для детей старшего дошкольноговозраста
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 10:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД