Папки-передвижки

Рабочая программа «Музыка» по программе «От рождения до школы». Заключительная часть пояснительной записки

Марина Балясова
Рабочая программа «Музыка» по программе «От рождения до школы». Заключительная часть пояснительной записки

Раздел «Творчество» : песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах

Формы работы

Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- на музыкальной НОД;

Публикация «Рабочая программа „Музыка“ по программе „От рождения до школы“, Заключительная часть пояснительной записки» размещена в разделах

- - интеграция в другие образовательные области (Физическая культура, здоровье, социализация, безопасность, труд, познание, чтение худ. лит-ры, художественное творчество);

- во время прогулки

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и развлечениях • Музыкальной НОД

• Праздники, развлечения

В повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

- Игры

- Празднование дней рождения

• Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, ТСО.

• Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра, способствующих импровизации в пении, движении, музицировании

• Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок

• Придумывание простейших танцевальных движений

• Инсценирование содержания песен, хороводов

• Составление композиций танца

• Импровизация на инструментах

Музыкально-дидактические игры

• Игры-драматизации

• Аккомпанемент в пении, танце и др.

• Детский ансамбль, оркестр

• Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр», • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

• Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

• Открытые музыкальные занятия для родителей

• Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

• Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

• Посещения детских музыкальных театров

2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных условий среднего Поволжья направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего (социального, природного) окружения через разнообразные виды детских деятельностей, интегрированные формы совместной и самостоятельной деятельности.

Особенностью образовательной деятельности музыкального развития является использование парциальных программ.

Необходимость введения парциальной программы И. М. Каплуновой. И. Н. Новоскольцевой «Ладушки» продиктована отсутствием полноценных музыкальных впечатлений в детстве, что с трудом восполняется в последствии. Важно уже в раннем детстве формировать личность ребёнка через культуру – воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Разработанная автором концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речью. Задачи программы «Ладушки» Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей). Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни). Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

В центре программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает пробуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Цель: формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности. Автором разработана система работы на основе использования классики. К программе разработаны занятий для всех возрастных групп детского сада. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентированной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Реализуется в разделе «Слушание музыки» на музыкальных занятиях, в режимных моментах и различной досуговой деятельности.

Парциальной программы А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» направлена на психологическое раскрепощение ребенка через освоения собственного тела как выразительного инструмента. В программе раскрывается технология, в основе которой – музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей 3-7 лет. Работа строится на интеграции движения и музыки.

В связи взаимообусловленностью музыки и движения, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

Развитие музыкальности :

- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

- развитие специальных музыкальных способностей : музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, чувства ритма;

- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

- развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений:

- развитие ловкости, точности, координации движений;

- развитие гибкости и пластичности;

- воспитание выносливости, развитие силы;

- формирование правильной осанки, красивой походки;

- развитие умения ориентироваться в пространстве;

- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку :

- развитие творческого воображения и фантазии;

- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

Развитие и тренировка психических процессов:

- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;

- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

- воспитание умения вести себя в группе во время движения,

- формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Программа И. Каплунова, И. Новоскольцева» и программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» позволяют формировать основы музыкальной культуры в дошкольном детстве, и нацелены на гармоничное духовное, психическое и физическое развитие ребенка.

2.4 Способы и направления поддержки детской инициатив

Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Приоритетная сфера инициативы детей 6-8 лет – научение. Для это необходимо:

- Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.

- Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы : повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п.

- Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.

- Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников

- Обращаться к детям с просьбой показать педагогу и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.

- Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.

- Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

- При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.

- Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения.

- Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены поддержка родителей в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.

При планировании работы с семьями воспитанников учитывается социальный статус родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение.

Основные направления работы с семьёй Важнейшим условием необходимым для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Цель взаимодействия детского сада с семьё й: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка. Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание, участие в жизни детского сада.

Задачи взаимодействия детского сада с семьё й:

- Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;

- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); (Приложение № 3)

- Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

2.6 Система педагогического мониторинга музыкального развития

Система мониторинга развития детей позволяет осуществлять оценку динамики достижений и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Оценка индивидуального развития детей производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Целевые ориентиры используются педагогами для:

- построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

- решения задач: формирования Программы, анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями;

- изучения характеристик образования детей;

- информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Основным методом мониторинга является – аутентичная оценка. В ее основе лежат следующие принципы:

- она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности, а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

- если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники и др., то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.

- аутентичная оценка максимально структурирована (Если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки, ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос).

В процессе мониторинга музыкального развития исследуются интеллектуальные и личностные качества ребенка. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты в рамках образовательной программы.

3. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение программы

Развивающая среда музыкального зала соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и программы «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.

Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Развивающая среда музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемым программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.

Принципы построения предметно-развивающей среды:

- дистанции, позиции при взаимодействии;

- активности, самостоятельности, творчества;

- стабильности - динамичности;

- эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей:

- Спокойная и доброжелательная обстановка,

- Внимание к эмоциональным потребностям детей,

- Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,

- Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения,

- Созданы условия для развития и обучения.

Художественно-эстетическая развивающая среда и оформление музыкального зала отвечает содержанию проводимого в нем праздника, способствовать развитию у детей художественно-эстетического вкуса, а также создавать у всех радостное настроение и, предвосхищать событие.

КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Вид музыкальной деятельности Учебно-методический комплекс

1. Восприятие: • Музыкальные центры «SAMSUNG», «PANASONIK»

• Фонотека

• Видеопроектор

• Ноутбук

Наглядный материал:

• Портреты русских и зарубежных композиторов

Наглядно - иллюстративный материал:

• Сюжетные картины;

• Пейзажи (времена года);

• Комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты»

• Театр кукол, настольный театр,

• Синтезатор «CASSIO»

Дидактические игры

Вид музыкальной деятельности Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст

2. Пение: -музыкально-слуховые представления «Птица и птенчики»; «Три медведя»; «Чудесный мешочек» ; «Курица и цыплята»; «Петушок большой и маленький»; «Угадай-ка»; «Кто как идет?» «Куда идёт мелодия»; «Три медведя»; «На чем играю?»; «Громкая и тихая музыка»; «Узнай, какой инструмент»

- ладовое чувство «Солнышко и тучка»; «Грустно-весело» «Грустно-весело»; «Сложи песенку»; «Узнай музыкальный инструмент»

Упражнения на дыхание Артикуляционная гимнастика (картотека игр) «Дыхательная гимнастика (картотека игр)

Наглядный материал

Вид музыкальной деятельности Наглядно-иллюстративный материал

Музыкально-ритмические движения 1. Буренина А. «Ритмическая мозаика» изд. «Композитор» С – Петербург, 2008.

2. Сауко «Топ – хлоп, малыши» методическое пособие по развитию музыкально – ритмических движений у детей 2-3 лет изд. «Композитор» С –Петербург, 2009

3. Шарфы

4. Разноцветны листочки

5. Ленты

6. Султанчики

7. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка.

8. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух.

9. Платочки; платки.

Игра на детских музыкальных инструментах Детские музыкальные инструменты :

1. Не озвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр);

2. Ударные инструменты: бубен; барабан ; деревянные ложки; трещотка; колотушка ; музыкальные молоточки ; колокольчики металлофон (хроматический) ; маракас ; металлофон (диатонический) ; ксилофон ;

3. Духовые инструменты: свистульки ; дудочки ; флейта; Струнные инструменты: арфа;

4. Язычковые инструменты: баян, аккордеон

3.2 Содержание методического материала и средств обучения и воспитания

Основные программы «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.

Парциальные программы и технологии «Ладушки» И. М. Каплунова,И. А. Новоскольцева

Пособия «Музыкальное воспитание в детском саду»М. Б. Зацепина. 2006г

Методическое обеспечение программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей М. Б. Зацепина, «Народные праздники в детском саду» 2008г. «Праздники и развлечения в детском саду»2008г.

Музыкальное воспитание в детском саду с детьми 3-4 лет, М. Б. Зацепина,Г. Е. Жукова.

Музыкальное воспитание в детском саду с детьми 7 лет, М. Б. Зацепина,

Конспекты музыкальных занятий в старшей группе «Праздник каждый день»И. Каплунова, И Новоскольцева 2008г.

Конспекты музыкальных занятий в средней группе «Праздник каждый день»И. Каплунова, И Новоскольцева 2008г.

Конспекты музыкальных занятий в младшей группе «Праздник каждый день»И. Каплунова, И Новоскольцева 2010г.

Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий в подготовительной группе «Праздник каждый день». И. Каплунова, И Новоскольцева 2010г.

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Потанцуй со мной дружок» И. Каплунова, И Новоскольцева.

Методическое пособие для учителей начальных классов, воспитателей,родителей. «Умные пальчики» И. Каплунова, И Новоскольцева. 2009г.

И. Каплунова, И Новоскольцева, И. Алексеева. Топ-топ каблучок. 2004г.

И. Каплунова, И Новоскольцева. «Ах, карнавал!» Праздники в детском саду2002г

«Осенние детские праздники». О. Д. Орлова-М ТЦ, Сфера.

«Весенние детские праздники». О. Д. Орлова-М ТЦ, Сфера

«Зимние праздники», О. Д. Орлова.

Праздник «Защитника Отечества» М-ТЦ, Сфера.

3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть деятельности ДОУ. Организация праздников, развлечений, традиций способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Праздничные мероприятия - одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Цель: развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

В соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения «речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой» ежегодно проводится неделя экологических спектаклей приуроченных к празднованию Дня Земли. В комплексно-тематическом блоке обозначена тема «Весна. День Земли», в период с 20 по 30 апреля.

В детском саду в воспитательно-образовательном процессе используются разнообразные традиционные мероприятия, праздники. На основе традиционных событий, праздников, мероприятий построены комплексно-тематический план, план культурно-досуговой деятельности.

(«План досуговых и культурно-массовых мероприятий» Приложение № 4)

Публикации по теме:

«Овладение методикой работы с детьми по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы В течении учебного года дети 2 младшей средней группы развивались согласно возрасту, изучали программные материалы и показали положительную.

Фрагмент рабочей программы в первой младшей группе по программе «От рождения до школы» Реализация образовательной темы «Папа, мама, я – спортивная семья» (12.09.2016 -16.09.2016) Цель: способствовать укреплению психического.

Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе «Здравствуй, детский сад! Наша группа» по программе «От рождения до школы» Интегрирующая тема периода:Здравствуй, детский сад! Наша группаРазвёрнутое содержание работы: Вызвать.

Планирование НОД по программе «От рождения до школы» Тема периода «День знаний» ОО Художественно-эстетическое развитие лепка Тема: «Яблоки и ягоды» Задачи: закреплять умение детей лепить предметы.

Пальчиковая гимнастика по тематике по программе «от рождения до школы». Дата Тема Пальчиковые игры. Упражнения для кистей рук. - учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность.

Перспективное планирование по программе «От рождения до школы». Старшая группа ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По программе «От рождения до школы» Ознакомление с окружающем миром № Тема Программное содержание Сентябрь 1.

Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционных занятий для 0 класса школы-интерната VIII вида (часть 1) Часть 2 Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными.

Рабочая программа по аппликации в средней группе в соответствии с программой «От рождения до школы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка» общеразвивающего типа города Ртищево Саратовской области».

Рабочая программа по разделу «Музыка» для детей 3–4 лет Пояснительная записка. Рабочая программа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет состоит из 5 разделов, рассчитана на 1 год обучения:.

Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционных занятий для 0 класса школы-интерната VIII вида (часть 2) Часть 1 7. Тематическое планирование групповых занятий по направлению «Элементарные математические представления» № Название темы Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Музыка» по программе «От рождения до школы». Заключительная часть пояснительной записки
Опубликовано: 28 октября 2016 в 13:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД