Рабочая программа по развитию речи в средней группе «Веселый язычок»

Береснева Наталья
Рабочая программа по развитию речи в средней группе «Веселый язычок»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию речи

«Веселый язычок»

(средняя группа)

Срок реализации программы 2017-2018 уч. год

Составитель:

воспитатель Береснева Н. Ю.

1 квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка….3

2. Содержание…6

3. Тематическое планирование…. 7

4. Целевые ориентиры…. 11

5. Материально-техническое обеспечение….12

6. Список литературы…. 12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Так же интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. По утверждению Дж. Родари, именно в игре ребенок свободен, говорит то, что думает, а не то, что надо, в игре ничто не сковывает ребенка. Надо больше играть с ребенком, фантазировать, сочинять, придумывать, ибо это то, в чем он нуждается, то, что ему необходимо. Игра – это творческая деятельность, которая развивает способность к комбинированию, преобразованию, осмыслению действительности. Играя, ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами-заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно. В игре ребенок учится планировать и регулировать свои действия, а также действия тех, с кем играет. Сначала с помощью игры формируются и осмысливаются действия с предметами, а потом – отношения между людьми, собственное место ребенка в этих отношениях. Характер игры определяет речевые функции, содержание и средства общения. Игра развивает мышление, воображение и речь ребенка. Игра занимает важное место в речевом развитии детей именно в дошкольном возрасте. Для речевого развития детей-дошкольников используются все виды игровой деятельности.

Ролевая игра по своей природе коммуникативна, поэтому она способствует развитию диалогической речи и монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Психолог Д. Б. Эльконин указывает на то, что новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, расширению словарного состава, в результате чего речь ребенка становится связной и понятной.

Важную роль в развитии речи ребенка играют и подвижные игры. Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры.

Другой вид игры – игра-драматизация способствует развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. Лингвистические игры помогают в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих; способствуют формированию у ребенка множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность и т. п. Благодаря лингвистическим играм у детей формируется культура речи, общения. Ребенок научается четко произносить каждое слово, делать правильные уда- рения в словах. Лингвистические игры позволяют грамотно, ясно высказывать свои мысли, что позволяет быть понятым другим. Благодаря лингвистическим играм развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи. Участие детей в таких играх стимулирует речевую активность ребенка. Не маловажными в развитии речи ребенка являются дидактические и настольно-печатные игры. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития: они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Как отмечают многие исследователи, полезно общение детей разного возраста в игровом процессе со взрослыми членами семьи, педагогами. Но при этом надо помнить, что взрослые не должны подавлять активность детей, подражать несовершенной речи ребенка.

Игра занимает важное место в развитии речи ребенка. В процессе игры формируется не только речь, но и развивается его характер, происходит становление личности.

В связи с этим мною была разработана программа дополнительных занятий по развитию речи через использование игровых технологий.

Настоящая программа описывает курс подготовки по развитию речи детей дошкольного возраста 4—5 лет (средней группы). Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 1 сентября 2013 г.); «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13.» (Постановление от 15 мая 2013 г. N 26); Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (разработан в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».); ООП «Детского сада №29 «Золотой ключик».

Цель программы - формирование грамматического строя речи детей; обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Задачи:

- создание условий для формирования грамматического строя речи;

- совершенствование грамматического строя речи через игру;

- активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений;

- развитие фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи детей;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Программа предполагает проведение 2 занятий в месяц во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 мин — средняя группа.

Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в апреле.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание работы с детьми по развитию речи включает в себя:

• Артикуляционная гимнастика;

• Чистоговорки и скороговорки;

• Подвижные игры с героями;

• Подвижные игры с текстами;

• Народные и хороводные игры;

• Настольно-печатные и дидактические игры;

• Игры-драматизации;

• Игры-манипуляции;

• Сюжетные пальчиковые упражнения;

• Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

План работы кружка по развитию речи «Веселый язычок»

(сентябрь — май)

СЕНТЯБРЬ

1

«Человек и его поступки» Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности Игра «Хорошо-плохо»

Р. и. «Самые хорошие поступки»

Д. и. «Добрые и злые герои сказок»

Р. и. «Цветок доброты» Игрушка мишка,

Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», картинки с изображением добрых и злых героев сказок

2

«Разное настроение» Формировать умение проявлять элементарные способы взаимодействия, адекватные эмоциональным состояниям сверстников разного пола, игровым персонажам.

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Физм-ка «Солнышко и дождик

Д. и. «Определи настроение» Картинки с разными эмоциями, сюжетные картинки с изображением человека без лица

ОКТЯБРЬ

1

«Моя семья» Формирование эмоционально-положительного отношения к близким людям

Пальчиковая игра «Веселая семья»

Игра «Семейные обязанности»

Д. и. «Как я помогаю дома»

«Где бывали, мы не скажем, а что видели - покажем» Игрушка мишка, фотостенд с фотографиями на тему «Моя семья»

2

«Такие разные интересы» Способствовать возникновению желания заботиться о близких родственниках Д. и. «Кто чем занят?»

Игра «Любимое занятие»

Д. и. «Кому что нужно?»

Коробка с игрушками для мальчиков и девочек, картинки по теме

НОЯБРЬ

1

«Взаимоотношения между детьми»Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы Беседа о друзьях.

Речевые игры «Ласковые слова», «Самые хорошие поступки»

Физ-ка «Игра на пальцах» Игрушки (зайчик и кукла Маша, цветок из бумаги

2

«Все мы делим пополам» Создать эмоционально-положительный фон

Чтение сказки

«Лучшие друзья». Беседа о прочитанном.

Игра «Добрые слова» Маски зверей, музыкальное сопровождение.

ДЕКАБРЬ

1

«Как жили люди ра

ньше»

Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности

Игра «Кто где живет?»

П. и. «Охотники»

Д. и. «Раньше и теперь» Макеты жилищ, проектор

2

«Мой любимый город» Способствовать проявлению интереса к информации о родных местах;

Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности

Игра «Угадай, где я нахожусь?»

СРИ «Экскурсия по городу в общественном транспорте» Иллюстрации с изображением родного города.

ЯНВАРЬ

1

«Мы заботимся о родном городе» Стимулировать использование полученной информации в игровой, изобразительной деятельности

Игра «Кому что нужно для работы

Выставка рисунков Иллюстрации по теме, бумага для рисования, краски, цветные карандаши

2

«Наша страна - Россия» Формирование патриотических чувств;

Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности

Игра «Знаешь ли ты свою столицу»

Игра «Что лишнее?»

Игра «Собери пейзаж»

Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение.

ФЕВРАЛЬ

1

«Зимушка хрустальная» Формировать умение составлять рассказы по картине, придумывать название картине Рассматривание картинок «Зимние забавы и развлечения».

Беседа по теме

Показ картины «Вот это снеговик!»

П/и «Зимние забавы».

Д. и. «Когда это бывает?» Картинки с изображением зимнего пейзажа

2

«В гостях у сказки»

Закреплять содержание знакомой сказки (по выбору детей);

Формировать умение передавать интонации героев в диалоге: изменять тембр и силу голоса; развивать стремление правильно использовать грамматические формы.

Чтение стихотворения М. Пляцковского «Сказки со мною повсюду».

Рассматривание книг и иллюстраций на тему. Загадывание загадок на тему:

«Герои сказок».

Д/и «Шкатулка со сказками». Иллюстрации по теме

МАРТ

1 – 2

«Транспорт» Формирование понятия «транспорт», умение употреблять обобщающее слово – транспорт. Закрепление знаний детей о видах транспорта. Расширение знаний детей о воздушном, водном виде транспорта, местах передвижения транспорта, назначении транспорта. Развитие умения строить полные ответы. Воспитание интереса к технике. «Опиши транспорт»

П/и «Самолеты»

Пальчиковая игра «Кораблик» Загадки на тему: «Транспорт»

П/и «Цветные автомобили» Физкультминутка «Поезд» Игрушки (транспорт, иллюстрации по теме

АПРЕЛЬ

1

«Международный женский день»

Закрепить знания детей о празднике 8 Марта; закрепить названия женских профессий; умение подбирать родственные слова; Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна»

Игра «Назови, чья?»

«Назови женскую профессию»Иллюстрации к теме

2

«Играем в потешки, небылицы»

Развивать способность слушать и запоминать произведения малых форм поэтического произведения малых форм поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание, следить за развитием сюжета; создавать благоприятную среду для игровых вариаций

Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций по сказкам, песенкам и потешкам, обсуждение содержания сказок, просмотр и прослушивание русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок». Заучивание загадок про лесных зверей, имитация движений сказочных героев Проектор, музыкальное сопровождение

МАЙ

1

«Цветущая весна»

Закрепить знания о весенних месяцах, о труде людей весной.

На материале пословиц, поговорок и загадок развивать образное мышление, внимание, умение извлекать информацию из текста.. Закрепить знания по теме «Овощи», «Огород»

Активизировать словарь детей. Развивать связную диалогическую речь.

Логоритм. Упр-е «Яблоневый цвет»

Д. и. «Описательные загадки»

Беседа «Цветущая весна»

Картинки с изображением разных периодов весны, муляжи овощей, земля в стаканчиках, лейки с водой, семена редиса.

2.

«Скоро лето» Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка

Уточнить представление о наступающем лете.

Подв. игра "Собери в корзинку съедобные грибы"

Д. и. "Разрешается-запрещается"

Иллюстрации наступающего лета - луг, поле, лес,

Картинки - солнце, листья, цветы, грибы, трава, ягоды, птицы, лес, муляжи грибов, символы зеленого и красного цветов- круги; раздаточное: картинки различных ситуаций опасного и безопасного поведения детей, силуэты съедобных грибов и мухоморов

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

К целевым ориентирам как результату освоения программы относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

- использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме.

- Ребенок способен: действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; выполнять действия без помощи взрослых; осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки.

- Должен уметь: активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия); значительно увеличить свой словарь; подробно, с детализацией рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• Музыкальный центр

• А/записи

• Декорации

• Маски

• Игрушки (куклы, машинки)

• Мягкие игрушки

• Книги со сказками

• Фотографии, картинки, иллюстрации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алябьева Е. А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Коломийченко Л. В. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/ Под ред. Л. В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

4. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2000.

5. Развитее речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007.

6. Г. Я. Затулина. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Средняя группа. М.: Центр педагогического образования, 2007

7. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 4-5 лет. – М.: Вентана-Граф, 2007.

9. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Волшебный язычок» в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Волшебный язычок!» Цель: развитие звуковой культуры речи (звук ц) Задачи: 1. Упражнять.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» в средней группе «Колокольчик» на 2017–2018 учебный год. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связанно.

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Умелые пальчики» во второй младшей группе .

Рабочая программа по LEGO — конструированию в средней группе Пояснительная запискаСегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные.

Рабочая программа «Мир открытий» в средней группе Пояснительная записка Рабочая программа средней группы МБДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет, с учетом.

Рабочая программа по развитию способностей детей средней группы «Нетрадиционные техники рисования» Рабочая Программа по развитию способностей детей средней группы «Нетрадиционные техники рисования» Фельзенмайер Елена Вячеславовна, воспитатель.

Рабочая программа по развитию детей с нарушением зрения в старшей группе Учитель-дефектолог Суханова Валентина Георгиевна ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1. Пояснительная записка. 1.1. Нормативно-правовые документы. Рабочая программа.

Рабочая программа театрального кружка в средней группе Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего.

Рабочая программа углубленной работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Мультфильм своими руками» Видео Паспорт программы. Наименование программы: «Мультфильм своими руками» по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Срок реализации:.

Рабочая программа в средней группе Рабочая программа в средней группе «Почемучка» группы № 13 Авторы-составители: Хабибуллина А. Н. воспитатель г. Когалым 2015 г. Содержание.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Рабочая программа по развитию речи в средней группе «Веселый язычок»
Опубликовано: 6 мая 2018 в 07:08
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День сосулек на МААМ

Перемены погоды в зимнюю пору украшают дома чудесными гирляндами из застывшей воды – ледяными сосульками. В солнечные дни оттепели Это украшение на крышах сопровождает всех нас каждой зимой, добираясь...

19 января. Праздник барашка на МААМ

«Белая овечка, дай шерсти колечко! Дай, овечка, молока. Кашу сварит печка!» — такие детские потешки и песенки есть у многих народов. Ведь милые овечки и барашки соседствуют с человеком тысячи лет. Ученые...

Мастер-класс «Цветы из салфеток»
Мастер-класс «Цветы из салфеток» Воспитатель: Данилкина Т. А . Цель: формировать умение работать с салфетками очень бережно и аккуратно, развивать и...
Фотоотчет о экскурсии в библиотеку
В один из зимних декабрьских деньков, мы с ребятятами отправились на экскурсию в городскую библиотеку. Экскурсия была долгожданная и ребята с интересом...
Беседа с детьми подготовительной группы: «Здоровым быть — себя любить!»
Беседа с детьми подготовительной группы: «Здоровым быть – себя любить! ». Провели в МАДОУ Д/С9 группа №3 " «Здоровым быть – себя любить». Цель: Формирование...