Наталья Романенкова
Рабочая программа по сенсорному воспитанию «Цвет. Форма. Количество»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Рабочая программа по сенсорному воспитанию „Цвет, Форма, Количество“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Выдающиеся зарубежные ученыев области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтесори, О. Декроли, а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Н. П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.
Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов. Программа предназначена для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Цель программы:
развитие совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление, обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи:
1. создать условия и сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признак, качество).
2. учить применять полученные знания сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом, в практической и познавательной деятельности.
3. развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, общение).
Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).
При необходимости, если дети не усвоили материал, занятия следует повторить столько раз, сколько окажется необходимым. При этом можно вносить некоторые изменения в содержание и методику.
Ожидаемые результаты:
ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
собирать пирамидку из различного количества
соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар)
ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)
сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
Диагностика нервно – психического развития детей раннего возраста по сенсорному развитию
В течение всего периода нахождения детей в доме ребенка осуществляется контроль над уровнем нервно-психического развития детей. На медико–педагогическом совещание делается заключение, даются рекомендации с целью наметить маршрут дальнейшего развития ребенка.
Рабочая программа включает методы диагностики психического развития детей, разработанные Аксариной Н. М., Печорой К. Л., Пантюхиной Г. В.
Учебно-тематический план
Название раздела
1. Диагностика - 1 час
2. Цвет предметов (дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету) - 8 часов
3. Форма предметов (дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме) - 9 часов
4. Количество предметов (дидактические игры на различение и соотнесение предметов по количеству)
Содержание программы
СЕНТЯБРЬ Цвет предметов
- Диагностика по сенсорному развитию - определить уровень развития на начальном этапе работы
- Различия цветов «такой - не такой» - познакомить с основными цветами, учить сравнивать предметы по цвету, прикладывая их друг к другу
- Зрительное соотнесение цветов - рассказать о восприятии цвета на расстоянии, а так же нахождение выбора цвета по образцу
ОКТЯБРЬ
- Знакомство с основными цветами: цветная вода - знакомить детей с цветами
- Знакомство с основными цветами: цветные кубики - учить различать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов
- Знакомство с основными цветами: цветные палочки - учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предмету по цвету
НОЯБРЬ
- Бегите ко мне! - учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение) развивать внимание
- Разложи по коробочкам - учить находить предмет определенного цвета по образцу (шарики, бусинки, пуговиц)
- Четвертый лишний - закреплять знания цветов
ДЕКАБРЬ Форма предметов
- Практические действия - познакомить с досками Сегена, рамки Монтессори, коробочками разной формы
- Зрительное восприятие формы - знакомство с эталонами плоских геометрических фигур
- Эталоны геометрических форм - знакомство с названиями и использованием различных фигур
ЯНВАРЬ
- Разложи фигуры по местам! - познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом; учить подбирать нужные формы разными методами
- Веселый поезд - познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом; учить подбирать нужные формы разными методами
- Катится - не катится - познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром
ФЕВРАЛЬ
- Фигуры играют в прятки - познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы
- Почтовый ящик - познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы
- Башни - познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм
МАРТ Количество предметов
- «Один – много» - познакомить с количеством на базовом уровне
- «Полное – пустое»- научить определять количество различных жидкостей, которое определяется на глаз
- Зайцы и лисы - учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание
АПРЕЛЬ
- Собираем шишки - учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало
- Песочница - учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, одинаково
- Наполни кувшин - учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много
МАЙ
- Картинки - учить умению различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества
- Бутылки - учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера
- Вот что мы умеем! - учить идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, размер, форма)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.
2. Поддъякова Н. Н., Аванесова В. Н. Сенсорное воспитание в детском саду.
3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. ,Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.
4. Монтессори М. Дидактические игры и упражнения.
5. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка: Кн. для работников дома ребёнка/Р. В. Тонкова-Ямпольская, Э. Л. Фрухт, Л. Г. Голубева и др. ; Сост. Э. Л. Фрухт. -М. : Просвещение, 1989.-192 е. : ил.