Папки-передвижки

Рабочая программа по сенсорному воспитанию «Цвет. Форма. Количество»

Наталья Романенкова
Рабочая программа по сенсорному воспитанию «Цвет. Форма. Количество»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Публикация «Рабочая программа по сенсорному воспитанию „Цвет, Форма, Количество“» размещена в разделах

Выдающиеся зарубежные ученыев области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтесори, О. Декроли, а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Н. П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.

Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов. Программа предназначена для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Цель программы:

развитие совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление, обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи:

1. создать условия и сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признак, качество).

2. учить применять полученные знания сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом, в практической и познавательной деятельности.

3. развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, общение).

Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).

При необходимости, если дети не усвоили материал, занятия следует повторить столько раз, сколько окажется необходимым. При этом можно вносить некоторые изменения в содержание и методику.

Ожидаемые результаты:

ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу

собирать пирамидку из различного количества

соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)

различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар)

ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

Диагностика нервно – психического развития детей раннего возраста по сенсорному развитию

В течение всего периода нахождения детей в доме ребенка осуществляется контроль над уровнем нервно-психического развития детей. На медико–педагогическом совещание делается заключение, даются рекомендации с целью наметить маршрут дальнейшего развития ребенка.

Рабочая программа включает методы диагностики психического развития детей, разработанные Аксариной Н. М., Печорой К. Л., Пантюхиной Г. В.

Учебно-тематический план

Название раздела

1. Диагностика - 1 час

2. Цвет предметов (дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету) - 8 часов

3. Форма предметов (дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме) - 9 часов

4. Количество предметов (дидактические игры на различение и соотнесение предметов по количеству)

Содержание программы

СЕНТЯБРЬ Цвет предметов

- Диагностика по сенсорному развитию - определить уровень развития на начальном этапе работы

- Различия цветов «такой - не такой» - познакомить с основными цветами, учить сравнивать предметы по цвету, прикладывая их друг к другу

- Зрительное соотнесение цветов - рассказать о восприятии цвета на расстоянии, а так же нахождение выбора цвета по образцу

ОКТЯБРЬ

- Знакомство с основными цветами: цветная вода - знакомить детей с цветами

- Знакомство с основными цветами: цветные кубики - учить различать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов

- Знакомство с основными цветами: цветные палочки - учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предмету по цвету

НОЯБРЬ

- Бегите ко мне! - учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение) развивать внимание

- Разложи по коробочкам - учить находить предмет определенного цвета по образцу (шарики, бусинки, пуговиц)

- Четвертый лишний - закреплять знания цветов

ДЕКАБРЬ Форма предметов

- Практические действия - познакомить с досками Сегена, рамки Монтессори, коробочками разной формы

- Зрительное восприятие формы - знакомство с эталонами плоских геометрических фигур

- Эталоны геометрических форм - знакомство с названиями и использованием различных фигур

ЯНВАРЬ

- Разложи фигуры по местам! - познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом; учить подбирать нужные формы разными методами

- Веселый поезд - познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом; учить подбирать нужные формы разными методами

- Катится - не катится - познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром

ФЕВРАЛЬ

- Фигуры играют в прятки - познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы

- Почтовый ящик - познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы

- Башни - познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм

МАРТ Количество предметов

- «Один – много» - познакомить с количеством на базовом уровне

- «Полное – пустое»- научить определять количество различных жидкостей, которое определяется на глаз

- Зайцы и лисы - учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание

АПРЕЛЬ

- Собираем шишки - учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало

- Песочница - учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, одинаково

- Наполни кувшин - учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много

МАЙ

- Картинки - учить умению различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества

- Бутылки - учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера

- Вот что мы умеем! - учить идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, размер, форма)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.

2. Поддъякова Н. Н., Аванесова В. Н. Сенсорное воспитание в детском саду.

3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. ,Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.

4. Монтессори М. Дидактические игры и упражнения.

5. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка: Кн. для работников дома ребёнка/Р. В. Тонкова-Ямпольская, Э. Л. Фрухт, Л. Г. Голубева и др. ; Сост. Э. Л. Фрухт. -М. : Просвещение, 1989.-192 е. : ил.

Публикации по теме:

Презентация по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактической игры» Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своей презентацией. Я работаю с детьми раннего возраста 3-4 лет. Ранний возраст наиболее благоприятен.

Сенсорное развитие дошкольников как фундамент полноценного умственного развития Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребёнка. От того, как хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по сенсорному воспитанию «Цвет. Форма. Количество»
Опубликовано: 6 ноября 2014 в 15:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по сенсорному воспитанию «Цвет. Форма. Количество»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Романенкова (УИ 254356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД