Папки-передвижки

Рабочая программа по сенсорному воспитанию «Цвет. Форма. Количество»

Наталья Романенкова
Рабочая программа по сенсорному воспитанию «Цвет. Форма. Количество»

Пояснительная записка

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Публикация «Рабочая программа по сенсорному воспитанию „Цвет, Форма, Количество“» размещена в разделах

Выдающиеся зарубежные ученыев области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтесори, О. Декроли, а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Н. П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.

Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов. Программа предназначена для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Цель программы:

развитие совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление, обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи:

1. создать условия и сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признак, качество).

2. учить применять полученные знания сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом, в практической и познавательной деятельности.

3. развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, общение).

Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).

При необходимости, если дети не усвоили материал, занятия следует повторить столько раз, сколько окажется необходимым. При этом можно вносить некоторые изменения в содержание и методику.

Ожидаемые результаты:

ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу

собирать пирамидку из различного количества

соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)

различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар)

ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

Диагностика нервно – психического развития детей раннего возраста по сенсорному развитию

В течение всего периода нахождения детей в доме ребенка осуществляется контроль над уровнем нервно-психического развития детей. На медико–педагогическом совещание делается заключение, даются рекомендации с целью наметить маршрут дальнейшего развития ребенка.

Рабочая программа включает методы диагностики психического развития детей, разработанные Аксариной Н. М., Печорой К. Л., Пантюхиной Г. В.

Учебно-тематический план

Название раздела

1. Диагностика - 1 час

2. Цвет предметов (дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету) - 8 часов

3. Форма предметов (дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме) - 9 часов

4. Количество предметов (дидактические игры на различение и соотнесение предметов по количеству)

Содержание программы

СЕНТЯБРЬ Цвет предметов

- Диагностика по сенсорному развитию - определить уровень развития на начальном этапе работы

- Различия цветов «такой - не такой» - познакомить с основными цветами, учить сравнивать предметы по цвету, прикладывая их друг к другу

- Зрительное соотнесение цветов - рассказать о восприятии цвета на расстоянии, а так же нахождение выбора цвета по образцу

ОКТЯБРЬ

- Знакомство с основными цветами: цветная вода - знакомить детей с цветами

- Знакомство с основными цветами: цветные кубики - учить различать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов

- Знакомство с основными цветами: цветные палочки - учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предмету по цвету

НОЯБРЬ

- Бегите ко мне! - учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение) развивать внимание

- Разложи по коробочкам - учить находить предмет определенного цвета по образцу (шарики, бусинки, пуговиц)

- Четвертый лишний - закреплять знания цветов

ДЕКАБРЬ Форма предметов

- Практические действия - познакомить с досками Сегена, рамки Монтессори, коробочками разной формы

- Зрительное восприятие формы - знакомство с эталонами плоских геометрических фигур

- Эталоны геометрических форм - знакомство с названиями и использованием различных фигур

ЯНВАРЬ

- Разложи фигуры по местам! - познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом; учить подбирать нужные формы разными методами

- Веселый поезд - познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом; учить подбирать нужные формы разными методами

- Катится - не катится - познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром

ФЕВРАЛЬ

- Фигуры играют в прятки - познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы

- Почтовый ящик - познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы

- Башни - познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм

МАРТ Количество предметов

- «Один – много» - познакомить с количеством на базовом уровне

- «Полное – пустое»- научить определять количество различных жидкостей, которое определяется на глаз

- Зайцы и лисы - учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание

АПРЕЛЬ

- Собираем шишки - учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало

- Песочница - учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, одинаково

- Наполни кувшин - учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много

МАЙ

- Картинки - учить умению различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества

- Бутылки - учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера

- Вот что мы умеем! - учить идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, размер, форма)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.

2. Поддъякова Н. Н., Аванесова В. Н. Сенсорное воспитание в детском саду.

3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. ,Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.

4. Монтессори М. Дидактические игры и упражнения.

5. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка: Кн. для работников дома ребёнка/Р. В. Тонкова-Ямпольская, Э. Л. Фрухт, Л. Г. Голубева и др. ; Сост. Э. Л. Фрухт. -М. : Просвещение, 1989.-192 е. : ил.

Публикации по теме:

Презентация по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактической игры» Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своей презентацией. Я работаю с детьми раннего возраста 3-4 лет. Ранний возраст наиболее благоприятен.

Сенсорное развитие дошкольников как фундамент полноценного умственного развития Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребёнка. От того, как хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по сенсорному воспитанию «Цвет. Форма. Количество»
Опубликовано: 6 ноября 2014 в 15:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД