Получи документы

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»

Наталья Марченкова
Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»

Разработала:

воспитатель

Марченкова Н. Ю.

Содержание

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи программы

1.3 Принципы программы

1.4 Планируемые результаты

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание работы по реализации программы

2.1.1 Содержание основных разделов программы

Публикация «Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса „Ребёнок и безопасность“» размещена в разделах

2.1.2 Формы работы с детьми

2.1.3 Взаимодействие с родителями

• Формы работы с родителями

2.2 Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в младшей группе

3. Организационный раздел

3.1 Организация предметно-пространственной среды

3.2 Материально-техническое обеспечение

4. Список используемой литературы

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка может стать небезопасной для него. Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

Формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях предполагает развитие ориентировки в пространстве, внимания, самостоятельности, уверенности в своих действиях. В работе используются различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.

Цель: Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения в быту, социуме, природе, о здоровом образе жизни.

Задачи:

• формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами;

• формирование знаний о правилах поведения с незнакомыми людьми;

• формирование представлений о безопасном поведении в природе;

• формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;

• формирование представлений о здоровом образе жизни.

Участники реализации программы:

воспитанники младшей группы, педагоги ДОУ, родители воспитанников.

Принципы реализации программы:

Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам.

Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течении дня.

Принцип доступности. Этот принцип предполагает учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип интеграции. Естественное и органичное интегрирование программы в целостный педагогический процесс.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье. Привлечение родителей к участию в педагогическом процессе.

Планируемые результаты:

1. Имеет представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.

2. Знает и соблюдает правила взаимодействия с растениями и животными.

3. Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

4. Знает, как следует себя вести с незнакомыми людьми.

2. Содержательный раздел

Содержание работы по реализации программы

Программа включает в себя следующие разделы:

1. «Ребёнок и другие люди»

2. «Ребёнок и природа»

3. «Ребёнок дома»

4, «Здоровье ребёнка»

5. «Ребёнок на улице»

Содержание основных разделов программы

Раздел «Ребёнок и другие люди»

Необходимо объяснить детям, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми, стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность. Особо рассматриваются типичные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребёнка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребёнку (хватает за руку, затаскивает в машину и т. д.)

Задача педагога научить детей говорить «НЕТ» другим детям, если их хотят вовлечь в опасную игру: разжечь костёр, поиграть на проезжей части, попробовать лекарство и т. д.

Раздел «Ребёнок и природа»

Задача воспитателя научить детей бережному отношению к природе, обязательно пояснять, что не следует забывать об опасностях, связанных с некоторыми растениями, животными.

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.

Знакомя детей с растениями, следует рассказать им, что помимо лекарственных растений, существуют ядовитые растения. Следует обязательно показать ребёнку, как выглядит то или иное ядовитое растение, и рассказать, чем оно опасно.

Рассказать детям о том, что среди крошечных и безобидных насекомых, есть осы, оводы и пр., укусы которых очень болезненны. И только знания о внешнем виде этих насекомых, особенностях их поведения и правилах взаимодействия с ними могут оградить ребёнка от нежелательных последствий.

Раздел «Ребёнок дома»

Этот раздел раскрывает содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для детей.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

К первой группе относятся предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электрические розетки, включенные электроприборы, а также открытое окно и балкон).

Ребёнок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребёнок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений. Педагог должен объяснить детям, что открытое окно и балкон – это опасно, и ребёнок не должен выходить на балкон без взрослых и подходить к открытому окну.

Обязательно следует рассказать детям о правилах пожарной безопасности. Из бесед, художественных произведений, сказок дети узнают об опасностях игр со спичками, зажигалками, петардами, бенгальскими огнями. Следует знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта, воспитывать уважение к людям этой профессии.

Ко второй группе относятся предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож).

К третьей группе относятся предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, пищевые кислоты, колющие и режущие предметы).

Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы педагогов и родителей.

Раздел «Здоровье ребёнка»

Содержание раздела направлено на формирование у детей представлений о ценности здоровья. Необходимо формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своём здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать гигиену. Важно привить детям привычку к занятиям физкультурой и спортом.

В этом же разделе дают представления о правильном питании. Овощи, фрукты дают нам необходимые витамины.

Педагогу следует рассказать о профессии врача, объяснить, почему необходимо обращаться к нему за помощью. На примере доктора Айболита научить детей не бояться прививок, уколов, не бояться зубных врачей, т. к. невылеченный зуб причиняет не только боль, но и может привести к серьёзным последствиям.

Раздел «Ребёнок на улице»

Этот раздел поможет детям познакомиться с различными видами транспорта, с правилами дорожного движения. Детям дают элементарные знания о правилах поведения на улице.

Формы работы с детьми

Каждый из разделов включает следующие формы работы педагога с детьми:

- групповые занятия

- беседы

- целевые прогулки

- рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы

- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)

- продуктивная деятельность

Взаимодействие с родителями

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственость между детским садом и семьёй в вопросах воспитания безопасного поведения детей.

Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребёнка. Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность. Необходимо убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, сформировать у ребёнка чувство осторожности, привить знание основ безопасности.

Формы работы с родителями

- индивидуальные и групповые консультации

- беседы

- родительские собрания

- оформление информационного стенда

- папки-передвижки

- создание памяток, буклетов

- оформление выставок детского творчества

Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в младшей группе

Сентябрь

Раздел программы Тема Содержание Работа с детьми Работа с родителями

Ребёнок дома «Опасные предметы» Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, о правилах пользования ими. Рассматривание иллюстраций на тему «Опасные предметы».

НОД «Опасные предметы дома».

Дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы»

Чтение: М. Манакова «Ножи и вилки – не игрушка». Консультация «Опасные предметы дома».

Памятка «Как хранить опасные предметы»

«Открытое окно, балкон – это опасно» Объяснить детям, что открытое окно и балкон – это опасно, и ребёнок не должен выходить на балкон без взрослых и подходить к открытому окну. Беседа «Не выглядывай в открытое окно».

Чтение: М. Манакова «Из открытого окна я выглядывать не буду». Родительский уголок «Внимание! Открытые окна»

Октябрь

Ребёнок и природа «Бережное отношение к природе» Знакомить детей с правилами поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. НОД «Путешествие в осенний лес»

Беседа «Правила поведения на природе».

Дидактическая игра «Собери картинку». Консультация «Ребёнок и природа»

«Контакты с животными» Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасными. Дать знания о правилах поведения при встрече с животными. Беседа «Правила поведения при общении с животными».

Дидактическая игра «Отгадай и назови».

Чтение: Г. Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка».

Лепка «Моё любимое животное».

Памятка «Правила поведения при общении с животными»

Ноябрь

Ребёнок и другие люди «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Научить ребёнка правильно вести себя с незнакомыми людьми на улице. Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми».

Чтение: р. н. сказка «Волк и козлята», «Колобок». Памятка «Правила безопасности для детей при общении с незнакомыми людьми»

«Ребёнок и другие дети» Научить ребёнка говорить «НЕТ», если друзья вовлекают его в опасную игру. Учить вести себя правильно в проблемных ситуациях, дружелюбно относиться к сверстникам. Беседа «Как я должен вести себя на площадке».

Дидактическая игра «Хорошо и плохо».

Игровая ситуация «Друг зовёт меня играть».

Чтение: М. Манакова «Я на крышу не полезу». Консультация «Конфликты между детьми»

Декабрь

Ребёнок на улице «Виды транспорта» Формировать представление о транспорте. НОД «Какой бывает транспорт».

Дидактическая игра «Угадай вид транспорта».

Игра –имитация «Я шофёр».

Сюжетно-ролевая игра «Транспорт».

Чтение: В. И. Мирясова «Легковой автомобиль». Беседа «Навыки безопасного поведения на улице»

«Знакомство с улицей» Уточнять и расширять представление детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице. НОД «Знакомство с улицей» (прогулка).

Рассматривание макета с изображением улицы.

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».

Чтение: Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». Папка-передвижка «Безопасность дорожного движения»

Январь

Здоровье ребёнка «Познай себя» Развивать умение детей различать и называть органы чувств, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Беседа «Что я знаю о себе».

Дидактическая игра «Части тела».

Чтение: С. Прокофьева «Румяные щёчки».

Рисование «Обведи ладошку». Беседа «Формирование у ребёнка 3-4 лет представления о себе»

«Врачи – наши друзья» Познакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры. Воспитывать у детей понимание ценности здоровья. Беседа «Как доктор лечит людей».

Дидактическая игра «Что нужно для работы врачу».

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Чтение: К. Чуковский «Айболит». Беседа «Как одевать ребёнка в холодное время года»

Февраль

Ребёнок дома «Пожар – это опасно» Дать детям понятие о пользе и вреде огня, знакомить с правилами пожарной безопасности. НОД «О пожарной безопасности».

Беседа «Спички детям не игрушки».

Дидактическая игра «Что горит, что не горит».

Чтение: С. Маршак «Кошкин дом». Консультация «О правилах пожарной безопасности»

Здоровье ребёнка «Небезопасные зимние забавы» Дать знания о правилах катания с горок, о правилах игры в снежки, о правилах катания по льду. Беседа «Любимые зимние игры».

Беседа «Правила безопасности на льду».

Рассматривание иллюстраций «Зимняя прогулка».

Дидактическая игра «Времена года».

Чтение: М. Манакова «Лёд – не шутка, он опасен». Консультация «Безопасность на льду»

Март

Ребёнок на улице «Светофор и его сигналы» Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов. Беседа «Мой друг – светофор».

Дидактическая игра «Собери светофор».

Подвижная игра «найди свой цвет».

Чтение: С. Михалков «Если цвет зажёгся красный…»

Аппликация «Светофор». Консультация «Безопасность на дорогах»

«Грамотный пешеход» Закрепить представления об улице, проезжей части и тротуаре. НОД «Безопасность на дороге».

Дидактическая игра «Безопасность дорог».

Чтение: С. Маршак «Мяч».

Рисование «Пешеходный переход». Рекомендации родителям по соблюдению правил дорожного движения

Апрель

Здоровье ребёнка «О правильном питании и пользе витаминов» Познакомить детей с понятием «витамины». Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. НОД «Витамины растут на грядке, витамины растут на ветке».

Дидактическая игра «Узнай и назови овощи».

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Чтение: Л. Зильберг «Полезные продукты».

Рисование «В нашем саду растут витамины». Консультация «Полезные и вредные продукты для детей»

«Бережём своё здоровье» Формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своём здоровье. Беседа «Как я буду заботиться о своём здоровье».

Дидактическая игра «Что полезно для здоровья».

Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Семья».

Чтение: Г. Гори «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». Консультация «Бережём своё здоровье»

Май

Ребёнок и природа «Опасные насекомые» Дать детям знания о правилах поведения при встрече с опасными насекомыми. Беседа «Опасные насекомые».

Рассматривание картинок с изображением насекомых.

Дидактическая игра «Узнай и назови насекомое».

Разучивание потешки «Божья коровка».

Чтение: К. Чуковский «Муха-цокотуха». Консультация «Правила поведения на природе»

«Опасные растения» Показать детям ядовитые растения, которыми можно обжечься или отравиться. Беседа «Опасные растения».

Рассматривание картинок с изображением опасных растений.

Дидактическая игра «Будь осторожен в природе». Беседа «Безопасность ребёнка летом»

3. Организационный раздел

Организация предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда – содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Материально-техническое обеспечение

• материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры);

• сюжетные картинки, изображающие различные опасные ситуации;

• наглядно-дидактические пособия;

• игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);

• макет проезжей части;

• макет светофора, дорожных знаков;

• художественная литература;

• папки-передвижки;

• тематические консультации и памятки для родителей.

Список используемой литературы

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2007

2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2014

3. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. – М. : Мозаика-Синтез, 2014

4. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : ТЦ «Сфера», 2009

5. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»
Опубликовано: 19 сентября 2020 в 22:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД