МААМ-картинки

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Закулисье»

Танзиля Абуталипова
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Закулисье»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

Публикация «Рабочая программа по внеурочной деятельности „Закулисье“» размещена в разделах

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи

• развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;

• активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;

развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;

• воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.

• коррекция страхов;

• овладение навыками внутреннего раскрепощения;

• развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;

• развитие воображения;

• развитие драматургического мышления.

формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:

• обучение владению навыками правильного дыхания;

• обучение владению навыками верной артикуляции;

• обучение владению навыками дикционного звукопроизношения.

Формы работы :

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.

Актуальность. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы : воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Место курса в плане внеурочной деятельности.

Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, на 4 года обучения.

На реализацию театрального кружка «Закулисье» в 1 классе 33 часа, во 2-4 классах отводится по 34 ч в год (1 час в неделю).

Предполагаемые результаты реализации программы

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты

У учеников будут сформированы:

• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

• осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

• обращаться за помощью;

• формулировать свои затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• слушать собеседника;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• осуществлять взаимный контроль;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

• выразительному чтению;

• различать произведения по жанру;

• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

• видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

• сочинять этюды по сказкам;

• умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Учащиеся должны знать:

• правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

• виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);

• чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

• наизусть 10 стихотворений русских авторов.

Учащиеся должны уметь:

• владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

• действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

• произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

• произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

• произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

• читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

• строить диалог с партнером на заданную тему;

• подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Содержание программы.

Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т. п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.

Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:

- выбор пьесы и обсуждение ее сдетьми;

- деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;

- работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

- поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;

- создание совместно с детьми экскизов декораций и костюмов;

- переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;

- работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

- репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;

- репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;

- назначение ответственных за смену декораций и реквизита;

- премьера спектакля;

- повторные показы спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Календарно-тематическое планирование 1класс

№ п/п Тема занятия

Дата проведения Коррекция программы

По плану По факту

Раздел 1 «Основы театральной культуры»

1 Знакомство с программой, особенности театрального искусства;

2 Театр. Культура зрителя, культура поведения в театре.

Раздел 2 «Театральная игра»

3 Упражнения и игры на внимание, на воображение.

4 Упражнения и игры на внимание, на воображение.

5 Этюды на выразительность жестов.

6 Этюды на выразительность жестов.

Раздел 3 «Ритмопластика»

7 Игры и упражнения на развитие пластики.

8 Игры и упражнения на развитие пластики.

9 Комплексные ритмические, пластические упражнения. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

10 Комплексные ритмические, пластические упражнения. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Раздел 4 «Культура и техника речи»

11-12 Тренинг по сценической речи (артикуляционные и дыхательные упражнения).

13-14 Тренинг по сценической речи (дикционные и интонационные упражнения).

Раздел 5 «Выразительные средства в театре»

15-16 (Создание декоративно-художественного оформления).Костюм, декорация, музыкальное оформление.

Раздел 6 «Работа над спектаклем»

17 Знакомство со сценарием сказки: «Сказка о глупом мышонке» Просмотр мультфильма и обсуждение

18-19 Распределение ролей и чтение произведения.

20-23 Работа над эпизодами пьесы.

24-27 Изготовление кукол и декораций к сказке.

28 Обучение приёмам работы с куклами.

Обучение работе над ширмой

29 Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления.

30-32 Репетиция спектакля.

33 Показ театрального представления:

в школе для учащихся, родителей, учителей;

Календарно-тематическое планирование 2класс

№ п/п Тема занятия

Дата проведения Коррекция программы

По плану По факту

Раздел 1 «Основы театральной культуры»

1 Знакомство с программой 2класса. Театр. Его истоки.

2 Особенности кукольного театра. Роль кукловода

Раздел 2 «Театральная игра»

3 Сценические этюды: одиночные, парные.

4 Сценические этюды: одиночные, парные.

5 Этюды на развитие эмоций и культуру поведения.

6 Этюды на развитие эмоций и культуру поведения.

Раздел 3 «Ритмопластика»

7 Телодвижения. Таинственные превращения.

8 Телодвижения. Таинственные превращения.

9 Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений

10 Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений

Раздел 4 «Культура и техника речи»

11 Артикуляционная гимнастика.

12 Артикуляционная гимнастика.

13 Выбор постановочного материала. Распределение ролей.

Репетиция постановки.

14 Выбор постановочного материала. Распределение ролей.

Репетиция постановки.

Раздел 5 «Выразительные средства в театре»

15,

16,

17 (Создание декоративно-художественного оформления) Знакомство с теневым театром. Свет, музыкальное оформление, шумовое оформление.

Раздел 6 «Работа над спектаклем»

18 Знакомство со сценарием сказки

С. Маршака «Кто колечко найдет» Просмотр мультфильма и обсуждение.

19-20 Распределение ролей и чтение произведения.

21-24 Работа над эпизодами пьесы.

25-28 Изготовление кукол и декораций к сказке.

29 Обучение приёмам работы с куклами.

Обучение работе над ширмой.

30 Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления.

31-33 Репетиция спектакля

34 Показ театрального представления:

в школе для учащихся, родителей, учителей;

Календарно-тематическое планирование 3класс

№ п/п Тема занятия

Дата проведения Коррекция программы

По плану По факту

Раздел 1 «Основы театральной культуры»

1 Знакомство с программой 3 класса. Знакомство с театром Петрушек, особенности театра Петрушек.

2 Просмотр театрального спектакля

Раздел 2 «Театральная игра»

3 Этюды с воображаемыми предметами.

4 Этюды с воображаемыми предметами.

5 Импровизации. Игры - пантомимы.

6 Импровизации. Игры - пантомимы.

Раздел 3 «Ритмопластика»

7 Игры на развитие свободы и выразительности.

8 Игры на развитие свободы и выразительности.

9 Музыкально- пластические импровизации.

10 Музыкально- пластические импровизации.

Раздел 4 «Культура и техника речи»

11 Дикционные и интонационные упражнения.

12 Дикционные и интонационные упражнения.

13 Коллективные сочинения сказок и стихов.

14 Коллективные сочинения сказок и стихов.

Раздел 5 «Выразительные средства в театре»

15,

16,

17 (Создание декоративно-художественного оформления) Знакомство с театром Петрушек. Декорация, костюм, музыкальное оформление, шумовое оформление.

Раздел 6 «Работа над спектаклем»

18 Знакомство со сценарием сказки «Про маленького котенка» по Л. Пальмер Просмотр мультфильма и обсуждение.

19-20 Распределение ролей и чтение произведения.

21-24 Работа над эпизодами пьесы.

25-28 Изготовление кукол и декораций к сказке.

29 Обучение приёмам работы с куклами.

Обучение работе над ширмой

30 Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления.

31-33 Репетиция спектакля

34 Показ театрального представления:

в школе для учащихся, родителей, учителей;

Календарно-тематическое планирование 4класс

№ п/п Тема занятия

Дата проведения Коррекция программы

По плану По факту

Раздел 1 «Основы театральной культуры»

1 Знакомство с программой 4 класса. Знакомство с драматическим театром.

2 Просмотр театрального спектакля

Раздел 2 «Театральная игра»

3 Импровизации. Игры-пантомимы.

4 Импровизации. Игры-пантомимы.

5 Разыгрывание мини – сценок.

6 Разыгрывание мини – сценок.

Раздел 3 «Ритмопластика»

7 Упражнения на координацию движений, равновесия.

8 Упражнения на координацию движений, равновесия.

9 Упражнения на освоение пространства и создание образа.

10 Упражнения на освоение пространства и создание образа.

Раздел 4 «Культура и техника речи»

11 Коллективные сочинения сказок и стихов.

12 Коллективные сочинения сказок и стихов.

13 Выбор постановочного материала. Распределение ролей.

Репетиция постановки.

14 Выбор постановочного материала. Распределение ролей.

Репетиция постановки.

Раздел 5 «Выразительные средства в театре»

15,

16,

17 (Создание декоративно-художественного оформления)

Драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление.

Раздел 6 «Работа над спектаклем»

18 Знакомство со сценарием сказки «Болезнь непрощения» Просмотр мультфильма и обсуждение.

19-20 Распределение ролей и чтение произведения.

21-24 Работа над эпизодами пьесы.

25-28 Изготовление кукол и декораций к сказке.

29 Обучение приёмам работы с куклами.

Обучение работе над ширмой

30 Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления.

31-33 Репетиция спектакля

34 Показ театрального представления:

в школе для учащихся, родителей, учителей;

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для детей.

1. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт. составитель И. Г. Сухин, Ярославль, 2004.

2. Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», газеты «ПДД» и другие печатные издания.

3. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М. :

4. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины. / авт-сост. М. М. Малахова – Волгоград: Учитель, 2006.

5. Скороговорки, пословицы.

6. Стихи А. Л. Барто, Э. Успенского, И. Токмаковой.

7. Хрестоматия для учащихся начальных классов.

8. Художественные произведения русских и зарубежных писателей.

Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для взрослых.

1. Безымянная. О. С., Школьный театр, М., Вако,2011.

2. Горбачёв И. А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

3. Горский В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

4. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

5. Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011.

6. Ершова А. П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.

7. Ершова А. П. Уроки театра в школе.

8. Кановская М. Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010.

9. Караманенко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам.

10. Куликовская Т. А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2003.

11. Ледяйкина Е. Г. Праздники для современных малышей. - Ярославль, 2002.

12. Луценко А. В., Никитина А. Б., Клубков С. В., Зиновьева М. А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом. - М., 2006.

13. Никитин А. Б. Театр, где играют дети: Учеб. -метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов–М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 288 с. : ил.

14. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)

15. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2011.

16. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. – М. ,2005.

2 Экранно-звуковые пособия.

1. Диски с детскими песнями.

2. Презентации с текстами речевых разминок.

3. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Автор публикации:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Закулисье»
Опубликовано: 14 ноября 2021 в 19:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по внеурочной деятельности «Закулисье»» (включая файлы) размещена пользователем Танзиля Абуталипова (УИ 2809678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД