МААМ-картинки

Рабочая программа по экологическому воспитанию «Эколята-дошколята» для среднего дошкольного возраста

Наталья Солдатова
Рабочая программа по экологическому воспитанию «Эколята-дошколята» для среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

I. Целевой раздел

Дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

Срок реализации программы : 1 год

Формы занятий: беседы, игры, чтение литературы, викторины, квесты, экскурсии, опыты, наблюдения.

Кружок проводится 1 раз в неделю – четверг, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч продолжительностью 20 минут.

Цель программы

Публикация «Рабочая программа по экологическому воспитанию „Эколята-дошколята“ для среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование у детей экологического сознания, целостных представлений о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента, способность понимать и любить окружающий мир и природу, развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста через исследовательскую и игровую деятельность, процесс экспериментирования.

Задачи программы

• Обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон; обогащение словарного запаса, расширение и уточнение знаний ребенка об окружающем мире, активизация повествовательной речи (пересказывание, составление диалога, развитие элементарных научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе;

• Развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса; развитие эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней; привлекать родителей к деятельности по развитию познавательных способностей дошкольников, показать им важность развития познавательной активности детей.

1.1. Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это,

прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

детского разума»

В. Сухомлинский.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека, профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. Восприятие у детей в возрасте пятого года жизни становится более развитым. Дети пятого года жизни овладевают главными движениями, их отношение со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными – память и внимание. Эколого-педагогическая работа с детьми усложняется. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания : дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.

Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки и Е. И. Чарушина, познавательные произведения которых отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. В дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно- логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, дети пятого года жизни при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети 5-ти лет способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Таким образом, эколого-педагогическая работа, с детьми средней группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

1.3. Планируемые результаты освоения программы кружка

(с учетом личностных особенностей развития детей)

Ребенок к концу учебного года знает и умеет:

называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести

ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окр. мира;

владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки

рационального природопользования;

знает условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;

понимать ценность природных объектов;

владеть навыками сотрудничества.

II. Содержательный раздел

2.1. Особенности образовательной деятельности и содержание психолого-педагогической работы

Основные направления психолого-педагогической работы в области по формированию экологических представлений дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности)

Содержание программы способствует расширению и углублению знаний, полученных при изучении основной общеобразовательной программы, реализуемой в ОУ и развитию познавательной, социальной и др. компетенций.

Содержание и объем Программы отбирались и перерабатывались с сохранением педагогических традиций. В учебном процессе взрослый:

- ведет и направляет детей в освоении содержания программы;

- комплексно воздействует на ребенка при отборе содержания, использует опыт работы с детьми, отбирает наиболее продуктивные оптимальные подходы к формированию познавательной деятельности.

Программа создавалась с учетом современных подходов к формированию основных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Это предполагает:

- развивающую направленность обучения посредством специально подобранных игровых задач;

- введение детей в мир природы;

- развитие способности классифицировать, обобщать материал;

- общение, которое организует педагог с детьми с целью обогащения словаря, формирование грамматически правильной речи;

При отборе содержания учитывались возрастные и психофизиологические особенности детей среднего дошкольного возраста.

2.2. Формы, методы и средства реализации программы

Формы организации:

Традиционные

Комбинированные

Практические

Игры, конкурсы

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.)

Наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.)

Практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.)

Иллюстративно-объяснительный

Проблемный

Работа под руководством педагога

Самостоятельная работа детей

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами

открытые занятия кружка для родителей и педагогов;

анкетирование родителей;

выставки;

буклеты;

беседы родителями;

информация на сайте группы;

проведение консультаций для родителей.

III. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение программы

Методические пособия и материалы для реализации программы кружка :

Методические пособия

С. Н. Николаева «Юный Эколог»

Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 4-5 лет»,

Л. Г Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизвестное рядом»

А. И. Иванова «Живая экология»

Материально-техническое обеспечение

Колонки

Ноутбук

Наборы для исследования –микроскопы, пробирки

Сыпучие продукты – крупы, песок, земля, опилки

Различные емкости, воронки, мерные стаканчики

Дидактические игры, игры для экспериментирования

Природный материал: шишки, камни, куски древесины

Игрушки: резиновые, песочные наборы

Учебно-наглядные средства

Иллюстрации

Тематические папки

Плакаты

3.2. Календарно-тематическое планирование

№ Тема Задачи

Сентябрь

1

«Цветы на участке осенью» Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду.

Уточнить представления детей о садовых работах осенью.

Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов

2

«Что нам осень подарила» Закрепить знания детей об овощах и фруктах.

Уточнить знания детей об уходе за овощами.

Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

3 За грибами мы пойдем. Уточнить знания детей о грибах. Познакомить с ядовитыми грибами (мухомор и поганка). Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы.

4 «Сколько знаю я дождей» Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения.

Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный

5 Домашние животные» Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Закрепить названия детенышей домашних животных.

Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать.

Октябрь Тема Задачи

1. Развлечение:

«К нам гости пришли» Развлечь детей, закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры.

2. «Осеннее дерево» Познакомить с осенним деревом – рябиной.

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды.

3. «Перелетные птицы» Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг.

Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей.

Активизировать словарь детей: перелетные, юг.

4 К ребятам приходит Айболит. Фрукты и овощи. Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей: овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей и фруктов, о том, что их можно есть как в сыром, так и вареном виде; из овощей и фруктов можно готовить суп, салат, сок.

Ноябрь Тема Задачи

1 «Воробьишка» Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи.

Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья.

Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

2 Развлечение: «Синичкин праздник» Развлечь детей, закрепить полученные знания о перелетных птицах.

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе.

Воспитывать интерес и желание играть в подвижные и дидактические игры.

3 Путешествие по осеннему лесу Продолжать знакомить детей с лесом. Формировать реалистические представления о жизни растений и диких животных осенью, развивать понимание. Что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Работа с календарем природы.

4 Кто живет в лесу. Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому, что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида, познакомить с произведениями Е. И. Чарушина. Развитие интереса к природе.

Декабрь Тема Задачи

1

«Зимняя красавица - ель» Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева.

Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев.

Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Активизировать словарь детей: красавица, зеленая.

2 «Волшебная льдинка»

опыт Познакомить детей с понятием – лёд.

Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов.

Воспитывать осторожность на льду.

Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.

3 Коллективное изготовление альбома «Елочка». Уточнять представление детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из дерева. Бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы, она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь). Аппликация «Елочка».

4 Наблюдение «Сравним живую и игрушечную ели». Показать детям главные особенности живого дерева, игрушечная ель искусственная, ее сделали на заводе из пластмассы, у нее есть ствол, ветки, но нет корней – она не живая, не пахнет, ее можно поставить в любое место, с ней можно играть.

5. «Снежинка»

опыт Закрепить знания о снежинке.

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти.

Учить видеть красоту природы.

Активизировать словарь детей: первый снег, снежинка.

3.3 Мониторинг образовательной деятельности.

В начале и конце учебного года проводится мониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.

Диагностика экологических знаний детей средней группы

1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)

2. Какие животные домашние, какие дикие, назови

3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?

4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)

5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?

6. Назови и покажи домашних птиц

7. Расскажи, как выросла птичка?

8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке

10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)

11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья

12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)

13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)

14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)

15. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы (3-4)

16. Определи, какие растения надо полить?

17. Что нужно, чтобы растение росло?

18. Что произойдёт, если растение не поливать?

19. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)

Критерии оценки ответов:

1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается

2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов

3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Подсчё т результатов:

15 – 22 баллов – низкий уровень

23 – 35 – средний уровень

36 – 45 – высокий уровень

Краткая аннотация к рабочей программе

Целью создания программы кружка является формирование у детей экологического сознания, целостных представлений о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента, способность понимать и любить окружающий мир и природу, развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста через исследовательскую и игровую деятельность, процесс экспериментирования.

Рабочая программа разработана на основе программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой. При разработке программы учитывалось комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание.

Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе.

Рабочая программа является открытой и предусматривает вариативность, изменения, дополнения по мере профессиональной необходимости.

Список литературы

1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 4-5 лет», Москва

2. Л. Г Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

3. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизвестное рядом»

4. А. И. Иванова «Живая экология», Москва

5. Л. П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001.

6. С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог»

7. С. Н. Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании»

8. С. Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва

9. Т. А Шорыгина «Зелёные Сказки» Москва,2011г.

10. Т. А. Шорыгина «Птицы какие они?» Москва,2011 г.

11. Т. А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.

12. Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г.

13. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г.

Публикации по теме:

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию "ПРИРОДА - НАШ ДОМ" «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Фотоотчет по экологическому проекту «Эколята дошколята»Фотоотчет по экологическому проекту «Эколята дошколята» «Огород на окне» цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений.

Фотоотчет о работе «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию в детском садуФотоотчет о работе «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию в детском саду Наш девиз: «Шаг за шагом, день за днем, мы природу узнаем, Как беречь ее любить и воспитанными быть, Только вместе, только дружно помогать.

Фотоотчёт по экологическому проекту «Эколята-дошколята»Фотоотчёт по экологическому проекту «Эколята-дошколята» Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно. Нужно знакомить ребёнка с окружающим миром,.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Картотека игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаКартотека игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Ведущий вид деятельности дошкольников – игра, поэтому в рамках реализации Проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаМетод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Уголок в группе раннего возраста «Эколята-дошколята»Уголок в группе раннего возраста «Эколята-дошколята» Главная задача создания уголка «Эколята- дошколята» — дать первичное представление об окружающем мире, ощущение неразрывной связи с ним,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по экологическому воспитанию «Эколята-дошколята» для среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 22:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по экологическому воспитанию «Эколята-дошколята» для среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Солдатова (УИ 1206573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД