Рабочая программа социального педагога

Эльвира Лукьяненко
Рабочая программа социального педагога

Пояснительная записка

Актуальность программы:

В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со многими неразрешёнными проблемами, количество которых неуклонно возрастает.

Можно выделить основные группы проблем:

- проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей в социальной среде;

- проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;

- проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей.

Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, дошкольного учреждения, в связи с этим возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.

Новизна:

Новизна данной программы заключается в том, что воспитательно - образовательного процесса осуществляется с применением новых педагогических технологий (ТРИЗ) в соответствии ФГОС ДО и в тесной связи с семьей, так как пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания детей.

Ведущая идея:

Оказание помощи в организации обучения ребёнка, в его адаптации и реабилитации в детском саду, семье, обществе, содействие в оказании ему социальной помощи. Для решения этих задач изучаю эмоционально и социально-экономическое положение личности в обществе, анализирую кризисную ситуацию, планирую пути её преодоления. Работаю с детьми из неблагополучных семей,с детьми с нарушениями в поведении, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательного учреждения.

Цель и задачи рабочей программы

Цель:Создание условий для успешного становления ребёнка как субъекта социальной жизни.

Задачи:

1. Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем:

- повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;

- повышения уровня компетентности родителей.

2. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах социального развития детей.

3. Способствовать процессу социального развития (социализации) воспитанников - процессу усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

4. Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

5. Выступать посредником между воспитанниками и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

6. Определять задачи, формы, методы социально- педагогической работы с воспитанниками, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

7. Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

Принципы организации содержания рабочей программы:

1. Принцип гуманизациипредусматривает создание условий дляполноценного проживания каждым ребёнком своего детства, наиболее полного развития его индивидуальных способностей, соответствующих его возможностям, содержанию, методам, темпам обучения и воспитания.

2. Принцип целостности развивающейся педагогической системы каксовокупность целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонента.

3. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса. Данный принцип ориентирует на учет индивидуальныхособенностей развития детей на каждом возрастном этапе.

4. Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства предполагает совместную и созидательную деятельностьпедагога, ребёнка и родителей.

5. Принцип природосообразностиобеспечивает,с одной стороны,

удовлетворение жизненно важных потребностей ребёнка, а с другой стороны, - создание условий для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания.

6. Принцип культуросообразности,ориентирующий ребёнка на освоениеобщечеловеческой культуры.

7. Принцип открытости ДОУ ближайшему социальному окружению:культуре, природе, детям и взрослым.

Характеристика возрастных особенностей воспитанников

Возрастные особенности воспитанников

Вторая группа детей раннего возраста (от 1,6 года до 2 лет)

Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Совершенствуется самостоятельность детей в предметно игровой деятельности и самообслуживании.

Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при числе участвующих не более 8-10).

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе пред-лагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появ-лением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстника-ми, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой родуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мера осуществимости, которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.

Ожидаемые результаты работы социального педагога с родителями воспитанников и педагогами ДОУ

1. Развитие у педагогов ДОУ навыков и умений ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей и выборе адекватных методов и форм.

2. Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.

3. Повышение педагогической компетентности родителей,активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;

4. Формировать чувства ответственности:

- у детей за свои поступки;

- у родителей за семью и воспитание детей.

Основные направления деятельности социального педагога в ДОУ

Сотрудничество с семьями воспитанников:

- педагогическоепросвещениеродителей;

- удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;

- изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

Сотрудничество с педагогами детского сада:

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

- удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;

- изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.

Взаимодействие с воспитанниками детского сада:

- коррекция социального развития детей;

- участие в организации досуга детей;

- ведение кружковой работы по правовому воспитанию.

Взаимодействие с государственными и общественными структурами:

- представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах;

- организации и проведение межведомственных профилактических акций.

Работа с документацией:

- формирование информационного банка данных по работе с семьей;

- разработка перспективного и календарного плана работы;

- подготовка годовых и промежуточных отчетов;

- пополнение методической копилки социального педагог

Перспективный план работы на 2017 – 2018 год

Сентябрь

1. Определение статуса воспитанников. Выявление воспитанников различных социальных категорий.

2. Составление социального паспорта детского сада на основе социальных паспортов групп.

3. Обновление картотеки на воспитанников, стоящих на внутрисадиковом учете, в ПДН.

4. Планирование на основе социального паспорта детского сада, профилактической работы с семьями, педагогами.

5. Сбор данных и обработка результатов, формирование «группы риска» воспитанников.

6. Постановка на учет семей, находящихся в социально – опасном положении.

7. Организация совместной работы детского сада с ПДН, опекой.

8. Публикация статьи «Детская азбука безопасности» (сайт ХСШ).

9. Индивидуальные беседы с детьми, стоящими на ВСК.

10. Выявление способностей и интересов детей «группы риска», вовлечение в работы кружков и секций.

11. Проведение праздника «День знаний»

с детьми подготовительных групп (РНК).

Октябрь - Ноябрь

1. Профилактика взаимоотношений воспитателей с детьми «группы риска».

2. Индивидуальные консультации по составлению социальных паспортов групп.

3. Оформление памятки по выявлению социального неблагополучия семей воспитанников.

4. Оформленение характеристик на детей ВСК, СОП (по запросам).

5. Определение семьи, где необходимо оказание социально – педагогической помощи в воспитании ребенка:

- неполная семья

- проблемный ребенок – проблемный родитель

- семья, имеющая ребенка инвалида

6. Составление списков детей, проживающих без родителей (с бабушками).

7. Информационный материал «Безопасность ребёнка в общественных местах».

8. Выявление трудностей в работе воспитателей с воспитанниками и их семьями.

9. Уточнение списков детей и их семей, состоящих на учете и их семей в ПДН, ВСК.

10. Оформление стенда «Социально – педагогическая помощь родителям»

11. Составление социальных карт неблагополучных семей воспитанников детского сада.

Декабрь

1. Совместная работа с социальным педагогом ХСШ о сверке состоящих на учёте воспитанников.

2. Встречи с представителями органов опеки и попечительства.

3. Контроль за деятельностью педагогов по работе с неблагополучными семьями. 4. Посещение занятий, мероприятий с целью наблюдения за детьми, состоящими на учете детского сада.

Беседа «Правила хорошего тона» (подготовительные группы)

5. Ежегодная акция Подари игрушку ёлке».

Январь

1. Анализ работы по профилактике правонарушений за первое полугодие. 1. Участие в работе медико – педагогической комиссии.

2. Составление и анализ педагогических характеристик детей. Акция «Дети улиц», профилактика безнадзорности и правонарушений (РНК).

3. Наблюдение за детьми всюжетно ролевой игре: «Дочки –матери», «Семья».

4. Проведение шашечного турнира (ст и подготовительные группы)

5. Семинар – практикум для молодых педагогов «Агрессия, пути коррекции».

Оформление памяток по работе с агрессивными детьми»

Февраль

1. Организация методической помощи воспитателям в работе с детьми – инвалидами. .Совместная работа с ПДН, социальным педагогом ХСШ.

2. Экскурсия в Холмогорский музей (РНК)

Акция «Защита» - профилактика асоциальных явлений.

3. Участие в расширенном родительском патруле совместно с ХСШ.

Март

1. Отчет воспитателей по организации работы с детьми, допускающие пропуски посещения детского сада без уважительной причины. 1. Оформление документации различного рода в социальные институты власти по реализации прав ребёнка. 1. Конкурс рисунков «Мама, папа, я – дружная семья» (стар. возраст, РНК)

2. Экскурсии в социум. Рейды выходного дня.

3. Тестирование «Готова ли ваша семья к поступлению ребенка в первый класс»

Апрель

1. Организация методической помощи воспитателям в работе с детьми – инвалидами. Составление педагогических характеристик (по запросам).

2. Участие в проведении недели «Здоровья» детского сада.

2. Беседа «Я – гражданин России» (ст. группы)

3. Выявление факторов уклонения родителей от родительских обязанностей.

4. Выступление на родительском собрании «Социальная подготовка ребенка к школе» (подг. группа).

Май

1. Работа по населенному пункту, сбор данных и обработка результатов.

.Встреча с инспектором ПДН (подг. гр.)«Правила поведения будущего первоклассника» (РНК)

2. Экскурсия в библиотеку ХСШ (подг. гр.).

3. Инструктаж по правовому воспитанию (старшие группы).

4. Выступление на педагогическом совете с отчётом о проделанной работе за учебный год.

Методическое обеспечение программы

Беседы; практическая деятельность; рассказ воспитателя; чтение произведений; просмотр видеофильма, мультфильма, контрольное занятие; дидактические и настольно – печатные игры по профилактике правонарушений, воспитанию ЗОЖ Мотивация, стимулирование (познавательные игры, творческие задания и др.);

метод организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, анализ, обобщение и другие):

контроль и коррекция (самоанализ, работа над ошибками и другие).

Наборы иллюстраций; набор картин и открыток; раздаточный материал (разрезные картинки, таблицы); альбомы по темам; подборки книг; слайдов, фильмов; демонстрационный материал (плакаты, книги и другие).

Публикации по теме:

Циклограмма деятельности социального педагога МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №17 «АЛЁНУШКА» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Заведующий.

Из опыта работы социального педагога В 2010 году на базе Центра в отделении психолого-педагогической помощи создана группа поддержки родителей, воспитывающих детей с ограниченными.

План работы социального педагога ДОУ План работы МБДОУ Детский сад №3 с неблагополучными семьями. № п/п Мероприятие Сроки Ответственные Организационно-управленческая деятельность.

Программа социального партнерства с семьей педагога-психолога ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 469» Программа социального партнерства с семьей педагога.

Программа социального партнёрства с семьёй Программа социального партнёрства с семьёй Автор: Букатова Галина Павловна воспитатель Срок реализации программы – 2 года. Социальный.

Программа социального взаимодействия с семьями воспитанников Пояснительная записка. В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,.

Рабочая программа дополнительного образования совместной деятельности педагога с детьми 5–6 лет «Весёлая азбука» Рабочая программа дополнительного образования совместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет «Весёлая азбука». (Срок реализации программы.

Рабочая программа педагога МДОУ (старшая группа) Содержание I. Целевой раздел: 1. Пояснительная записка…1 1.1. Введение…1 1.2. Нормативно-правовая.

Рабочая программа педагога-психолога для детей дошкольного возраста «Релаксация» ПРОГРАММА «Релаксация» педагога-психолога Тулушевой Ю. Ю. Форма занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 мин. Основная форма занятий.

Эффективные методы работы социального педагога по работе с семьей Перед социальным педагогом по работе с семьей поставлены следующие задачи: 1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Рабочая программа социального педагога
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 12:22
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Наши подарки для любимых мам
Здравствуйте, мои дорогие гости! Представляем вам нашу идею подарка для мамы от деток первой младшей группы. Идея подарка пришла не сразу, как в...
Посткроссинг. Поздравления из Ставрополя
Доброго всем дня, коллеги! Вот и весна не за горами. совсем скоро закончится учебный год. Но время ещё есть, чтобы сказать всё недосказанное, передать...
Конспект занятия «Совушка» по конструированию с использованием нетрадиционных...
Цель занятия: • создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление...
Конспект НОД «Художественно — эстетическое развитие» (Аппликация, старшая группа)
Тема: «Поздравительная открытка к 23 февраля». Цель: Выполнить поздравительную открытку к 23 февраля для папы. Задачи: 1. Формировать у детей представление...
Фотоотчет о прогулке и экскурсии с детьми
Совсем скоро наступит весна. И мы с ребятами наслаждаемся последними деньками зимы. В этот раз мы не просто вышли погулять на территорию садика, а ходили на...