МААМ-картинки

Рабочая программа старшей группы

Алия Хабибуллина
Рабочая программа старшей группы

Рабочая программа старшей группы

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации программы

Рабочая программа (далее Программа) составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Березка» (далее ООП ДО) с учетом Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Публикация «Рабочая программа старшей группы» размещена в разделах

Ведущая цель Программы - обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования через создание условий, открывающих возможности для его оздоровления, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Данная цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) через решение следующих задач, соответствующих ФГОС ДО:

1. Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе, их эмоционального благополучия;

2. Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

4. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

5. Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

6. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.1.2. Принципы построения Программы

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей (обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства).

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Авторы Программы считают важным при построении Программы также (в соответствии с Примерной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) :

• принцип интеграции образовательных областей соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

1.1.3. Общая характеристика Программы.

Авторы-составители Программы :

Воспитатель Хабибуллина А. Н.

Сроки реализации Программы : 2016-2017 учебный год

Методическое обеспечение Программы

Программы

Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Веракса

Козлова С. А «Я-человек»

Стеркина Р. Б. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Л. В. Яковлева «Старт»

М. В. Рыбак «Морская звезда»

Методические пособия по направлениям

Познавательное развитие ФЦКМ

ФЭМП И. А. Помараева., В. А. Позина., «Занятия по формированию элементарных математических представлений». Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»

Ознакомление с природой О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» А. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»

Познавательно-исследовательская деятельность

Речевое развитие Развитие речи О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»

Обучение грамоте

Социально-коммуникативное развитие Нравственное воспитание Р. С. Буре «Социально – нравственное воспитание дошкольников»

Патриотическое воспитание

Труд Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду»

ОБЖ

Игровая деятельность Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Н. Ф. Комарова «Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском саду»

Физическое развитие ЗОЖ

Физическая культура Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения»

Художественно-эстетическое развитие Рисование

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

II Содержательный раздел

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в старшей группе. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей по пяти образовательным областям (направлениям) :

• Социально-коммуникативное

• Познавательное

• Речевое

• Физическое

• Художественно-эстетическое

2.1. Система воспитательно-образовательной работы по пяти образовательным областям

Социально-коммуникативное развитие

Социализация, развитие общения,

нравственное воспитание

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих,с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Методическое обеспечение Программы

Программы

Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Веракса

Козлова С. А «Я-человек»

Стеркина Р. Б. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Л. В. Яковлева «Старт»

М. В. Рыбак «Морская звезда»

Методические пособия по направлениям

Познавательное развитие ФЦКМ

ФЭМП И. А. Помараева., В. А. Позина., «Занятия по формированию элементарных математических представлений». Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»

Ознакомление с природой О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» А. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»

Познавательно-исследовательская деятельность

Речевое развитие Развитие речи О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»

Обучение грамоте

Социально-коммуникативное развитие Нравственное воспитание Р. С. Буре «Социально – нравственное воспитание дошкольников»

Патриотическое воспитание

Труд Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду»

ОБЖ

Игровая деятельность Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Н. Ф. Комарова «Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском саду»

Физическое развитие ЗОЖ

Физическая культура Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения»

Художественно-эстетическое развитие Рисование

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения ока-жутся правильными только в том случае, если дети будут применять адек-ватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизиро-ванные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять доста-точно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют прак-тически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

II Содержательный раздел

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в старшей группе. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей по пяти образовательным областям (направлениям) :

• Социально-коммуникативное

• Познавательное

• Речевое

• Физическое

• Художественно-эстетическое

2.1. Система воспитательно-образовательной работы по пяти образовательным областям

Социально-коммуникативное развитие

Социализация, развитие общения,

нравственное воспитание

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих,с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Ребенок в семье и сообществе,

патриотическое воспитание

Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Семья. Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.

Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.

Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.

2.4. Содержание работы по взаимодействию с семьей.

Сентябрь-ноябрь Декабрь-февраль Март-май

ТЕМЫ

Консультации Родительское собрание «Азы воспитания», подготовка к учебному году, задачи на год, родительские договора и правила детского сада, знакомство с комплексом оздоровительных мероприятий в детском саду. Круглый стол «Воспитываем добротой». Родительский форум «Поговорим о нравственности». Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр».

Итоговое общее родительское собрание: "Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год.

Памятки, буклеты Фоторепортаж «Воспоминания о лете!».

Наглядная информация: статьи: «Кормушки и как их сделать!», «Домики от ветра!»,

Наглядная информация: объявление, приглашения, выставка – ярмарка урожая Родительский форум на доске гласности: «Ваше мнение!».

Наглядная информация: объявление, статьи: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей», «Оздоровление детей в детском саду», «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4 лет», «Без лекарств и докторов!», «Как уберечь ребенка от несчастья?», «Начинаем учиться вместе!». Наглядная информация: статьи: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Четыре заповеди мудрого родителя!», «Способы открыть ребёнку свою любовь!», «Искусство быть родителем!», «Понимаем ли мы друг друга?».

Статьи: «Диагностика», «Родительская помощь на следующий учебный год!», «Что должен знать и уметь выпускник средней группы», «Как организовать летний отдых детей»,

Индивидуальные беседы Индивидуальная работа : анкетирование «Пожелания на год!» Цель: выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в МДОУ. Устный журнал «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста».

Тематическая выставка: "Рисуем вместе с папами". Индивидуальная работа : предложения к участию в спортивных инсценировках, соревнованиях

Участие в мероприятиях Благотворительная ярмарка «Дары осени». Конкурс новогодних кулинарных рецептов.

Совместный праздник «Здравствуй, Новый год!».

Презентация мяча!» (Совместно с родителями, на прогулке и в группе). Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров…»

Марафон «Добрых дел мастера!».

Поход «Семейное путешествие».

Публикации по теме:

Рабочая программа в соответствии с ФГОС для детей старшей группы Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №2 «Солнышко» Утверждаю:___ Заведующая МБДОУ Детским.

Рабочая программа кружковой работы по экспериментированию в старшей группе бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад №319» Принято: На педагогическом совете Протокол № от 2017г. Утверждаю.

Рабочая программа второй младшей группы Программные задачи по образовательным областям «Художественно-эстетическое развитие» Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие.

Рабочая программа для средней группы Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе на 2017 – 2018 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая образовательная.

Рабочая программа для младшей группы педагога МДОУ .

Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности «Развитие музыкальности» для детей старшей группы Пояснительная записка Музыкальное воспитание является важной составляющей частью художественно- эстетического воспитания и развития ребенка.

Рабочая программа средней группы по программе «Детство» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Калинка» Принято: Педагогическим советом МБДОУ «Детский.

Рабочая программа старшей группы на лето Цель на летний оздоровительный период: Объединить усилия взрослых по созданию условий, способствующих оздоровлению детского организма в.

Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) I. Целевой раздел Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана воспитателями Попковой М. В., Федоровой Е. Н., старшим воспитателем.

Рабочая программа кружка «В мире сказок» воспитателя старшей разновозрастной группы «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. Рабочая программа кружка "В мире сказок" воспитателя старшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа старшей группы
Опубликовано: 16 февраля 2018 в 19:36
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД