Лучший педагог года

Рабочая программа воспитателей средней группы.

Наталья Кузнецова
Рабочая программа воспитателей средней группы.

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №134» открыто 02 марта 2015 года в городе Воронеж по адресу: г. Воронеж, ул. 9 января, д. 241/9

Основная общеобразовательная программа, реализуемая в дошкольном образовательном учреждении - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.

Публикация «Рабочая программа воспитателей средней группы,» размещена в разделах

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы : создание в ДОУ воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, гармоничное развитие и эффективную социализацию каждого ребёнка.

Задачи Программы :

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

3. Развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

4. Воспитание с учетом возрастных категорий у детей патриотизма, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Задачи ДОУ:

1. разработка структурно-целевых ориентиров воспитательно-образовательной системы ДОУ, соответствующих социальным запросам родителей и педагогов школы, своеобразием самого дошкольного периода;

2. формирование развивающей среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

3. разработка и апробация модели внутреннего и внешнего взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ с социальными партнерами и другими ДОУ;

4. разработка и внедрение активных форм работы с родителями дошкольников, привлечение их к системе управления (планирование, контроль, собственно реализация содержания воспитательно-образовательной деятельности) деятельностью ДОУ;

5. создание условий и устойчивых мотивов педагогических кадров и специалистов ДОУ к самообразованию и самосовершенствованию посредством расширения сферы проектной и научно-методической деятельности;

6. реализация ФГОС по обеспечению единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса воспитания детей дошкольного возраста.

1.1.2. Принципы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении

полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учёт этнокультурной ситуации развития детей.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, особенности развития детей раннего и дошкольного возраста.

Возрастные особенности развития детей 4-5 лет (средняя группа)

Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с

• развитием игровой деятельности;

• появлением ролевых и реальных взаимодействий;

• развитием изобразительной деятельности;

• конструированием по замыслу, планированием;

• совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции;

• развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия;

• формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

• уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

• использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

• построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

• поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

• возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

• защита детей от всех форм физического и психического насилия

• поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

1.2 Контингент воспитанников в ДОУ

Возрастная группа Число детей в группе Мальчики Девочки Количество детей по национальности

4 – 5 лет (средняя группа) 19 10 9 Русские

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

Целевые ориентиры:

не подлежат непосредственной оценке;

не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей:

социально – коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно – эстетическое развитие;

физическое развитие.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

При рeализации Программы провoдится oценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2. оптимизации работы с группой детей.

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание образования по образовательным областям.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативное, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ребенка

Образовательная область «Физическая культура»

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Образовательная область «Здоровье»

Цель: охрана здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ребенка

Образовательная область «Познание»»

Цель: Достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ребенка

Образовательная oбласть «Социализация»

Цель: Достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений

Образовательная область «Безопасность»

Цель: достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Образовательная область «Труд»

Цель: Достижение цели формирования положительного отношения к труду

Образовательная область «Коммуникация»

Цель: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ребенка

Образовательная область «Художественное творчество»

Цель: Дoстижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Образовательная область «Музыка»

Цель: Достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ребенка

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Цель: Достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Образовательная область «Развитие речи»

Цель: Фoрмирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

2.1.1 Комплексно-тематическое планирование в средней группе

2.1.2 РАСПИСАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.2. Фoрмы, способы и средства реализации Программы.

2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

3. Организационный раздел

3.1. Организация режимов пребывания детей в ДОУ.

3.2 Модель воспитательно - образовательного процесса.

3.3 Осoбенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

Методическое обеспечение.

Публикации по теме:

Рабочая программа цикла развивающих занятий по правовому воспитанию для детей средней группы «Я и мои права» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №6 «Солнышко» Рабочая программа.

Рабочая программа для старшей группы (часть 2) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 Калининского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.

Рабочая программа педагога на 2015–2016 год в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому.

Рабочая программа по кружку «Волшебный пластилин» для детей средней группы Содержание I Целевой раздел 1 Пояснительная записка 2.-3. 2 Цели и задачи по реализации программы дополнительного образования 3.-4. 3 Принцыпы.

Рабочая программа средней группы Составлена на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы СОДЕРЖАНИЕ:.

Рабочая программа старшей группы 1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного.

Рабочая программа воспитателя средней группы АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ Закон “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».

Рабочая программа воспитателя средней группы Рабочая программа средней группы. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана для средней группы общеразвивающей направленности.

Рабочая программа воспитателя средней группы 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Введение Рабочая программа средней группы «Гномики» МБДОУ детский сад № 10 «Ивушка» (далее Программа) является составным.

Рабочая программа воспитателя средней группы Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа воспитателей средней группы.
Опубликовано: 26 октября 2016 в 16:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД