Ирина Алексеевна Ряховская
Рабочая программа воспитателя первой младшей группы. Глава 2.2
▼ Скачать + Заказать документы
№02 «Пчёлки» 2019–2020 учебный год
2.3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Публикация «Рабочая программа воспитателя первой младшей группы, Глава 2,2» размещена в разделах
Основные цели и задачи.
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка в взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок в семь и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желание трудиться.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и
жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Содержание психолого - педагогической работы
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи. Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха. Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке. Родная страна. Напоминать детям название города (поселка, в котором они живут.
Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Формировать умение во время еды правильно держать ложку
Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду обувь (расстегивать пуговицы спереди, астежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.
Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр. Приучать поддерживать порядок в игровой
комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д., зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).
Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх
с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).
Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию
М
Е
С
Я
Ц Ребенок и взрослые Ребенок и взрослые Отношение ребенка к самому себе
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь Учить детей проявлять
интерес к взрослым и их
действиям. Различать и
называть отдельные
действия взрослых, в
которых проявляется доброе отношение к детям.
Игровая ситуация
«Что успевают руки
взрослого в детском саду»
Беседа «Что надо делать осенью на улице, огороде?»
Игра «Угостим гостей овощами и фруктами» Учить различать, узнавать и
называть детей на картинках.
Беседа «Что делают дети на улице на прогулке»
Дидактическая игра
«Назови имя друга»
Чтение З. Александрова
«Прятки»
Учить ребнка знать
сво имя.
Игра с мячиком «Как тебя зовут?»
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь Учить детей вместе с
воспитателем рассматривать картинки и игрушки с ярко выраженным
эмоциональным состоянием (смется, плачет, различать по выражению контрастные
эмоциональные состояния.
Игровая ситуация
«Мишутка потерял сапожки»
Беседа «чего испугался мальчик?»
Рассматривание картинок из серии «Наша Таня», беседа по ним. Учить различать и называть
части лица.
Чтение потешки:
«Водичка, водичка»
Развивать у детей умение
мысленно воспроизводить
образ себе подобного.
Творческая игра «Угадай, кто это?» Учить детей узнавать дом, в котором они живут.
Игровая ситуация:
«Какой дом на картинке
похож на тот, где ты
жившь?»
Н
О
Я
Б
Р
Ь Развитие потребности в
общении со взрослыми,
доброжелательности к ним,
учить узнавать на картинках семью, называть членов семьи.
Игра «Назовм картинки в любимой книжке»
Беседа «Моя семья» Воспитание положительных действий и поступков детей по отношению друг к другу.
Игровая ситуация:
«Расставим мебель в
кукольной комнате»
Чтение: «Помогите»
Рассматривание картинок с трудовыми действиями детей. Учить детей знать свои игрушки, воспитывать
Бережное отношение к ним.
Чтение: А. Барто «Зайка»
Игровая ситуация:
«Попроси игрушку
рассказать о себе»
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь Учить детей показывать,
называть основные части
тела, лица человека, его
действия.
Беседа «Мои умные
помощники»
Чтение: Е. Пермяк
«Про нос и язык»
Лепка «Как будем
лепить куклу» Учить ребят показывать и
называть детей и их
действия.
Рассматривание книг
и иллюстраций («Ладушки», «Айболит», «Мыши водят хоровод»)
Подвижные игры
«Каравай», «Кто у нас хороший?» Учить детей знать
членов своей семьи.
Игра с мячиком
«Как зовут меня, моих
папу, маму, бабушку,
дедушку?»
Я
Н
В
А
Р
Ь Учить детей повторять за
воспитателем слова,
обозначающие
соответствующее
эмоциональное состояние
(дядя смется, мама
огорчена, кукла радуется)
Дидактическая игра
«Запомни мо лицо»
Игровая ситуация:
«Успокоим куклу.
Узнаем, почему она плачет. Поможем ей» Учить проявлять интерес к
выражению лиц детей.
Вместе с воспитателем
рассматривать ярко
выраженные эмоциональные состояния детей.
Игровая ситуация:
«Кукла Катя хочет кушать. Чем е покормить?»
Беседа: «Какие подарки принс Дед Мороз?» Узнавать себя в зеркале, на фото.
Игра «Расскажи по
фотографии»
Игра с зеркалом «Кто это?»
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь Показывать и называть на
картинках действия, в
которых проявляется забота родителей о детях.
Занятие-этюд «Любящие
родители» Игровая
ситуация «Как Машеньку одеть в гости (на праздник,
на прогулку)» Учить детей обращать
внимание на хорошие
действия и поступки друзей
в группе.
Игровая ситуация
«Расставим мебель в
кукольной комнате»
Подвижная игра «Забрось мячик в корзину»
Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что
такое плохо» (отрывок) Учить отвечать на
вопросы о членах семьи.
Игровая ситуация
«Что делает мама? Где
папа? Расскажи о свом брате, сестре»
М
А
Р
Т Учить различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе отношение к детям (кормят, одевают, ласкают).
Игровая ситуация
«Сошьм кукле новое
платье»
Игровая ситуация
«Машенька хочет купаться»
Чтение: «кто скорее
допьт» Учить детей узнавать своих
сверстников и называть их
по именам.
Беседа «Узнай себя, своих друзей на фото»
Словесная игра «Скажи ласково»
Учить проявлять
настойчивость в освоении трудного действия.
Игровая ситуация
«Оденься сам», «Застегни
рубашку»
Игра «Собери пирамидку, башенку»
А
П
Р
Е
Л
Ь Учить различать
эмоциональные состояния,
которые воспитатель
подчркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса.
Беседа «Как мама и
папа встречали гостей»
Игровая ситуация
«Помоги взрослому
разбудить куклу»
Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли» Развивать у детей умение
откликаться на общее
эмоциональное состояние:
радоваться совместным
танцам, музыке. Учить детей рассматривать картинки, называть ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника (смется, радуется, плачет).
Игровая ситуация
«Догадайся, почему плачет мальчик?»
Дидактическая
музыкальная игра «Угадай, на чм играю»
Хороводная игра «С
платочками»
По примеру воспитателя
проявлять сочувствие
к сверстнику (пожалеть, взять за руку, предложить
сладости). Испытывать
удовлетворение от
одобрения взрослого
и стремиться повторить
самостоятельно
положительное действие.
Игра «Успокой куклу»,
«Помоги взрослому»
Чтение потешек «Лаская
ребнка», «При плаче
ребнка»
М
А
Й Формировать потребность
задавать вопросы о членах
семьи, о своих действиях.
Чтение: А. Костецкий «Бабуся»
Беседа «Что мама и
папа делают
весной?»
По примеру и
напоминанию
воспитателя
пользоваться
ласковыми словами. Учить ребят проявлять по
примеру воспитателя доброе
отношение к игрушкам,
животным (не обижать
кукол, не пугать животных).
Игровая ситуация
«Кукла устала,
готовим на не
постель»
Учить детей
говорить о себе с
положительным
чувством: «Я –
хороший», «Толя –
хороший».
Чтение:
«Хозяюшка»,
«Кораблик»