Приложение МААМ

Рабочая программа «Юный экспериментатор».

Анна Унрау
Рабочая программа «Юный экспериментатор».
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 «Левушка» г. Белово

Обсуждена на заседании Утверждена

Педагогического совета заведующей МДОУ

Протокол № №38 «Левушка» От___2016г ___ Цвиль Е. А

Председатель старший воспитатель

___Бахтина Н. В.

Юный экспериментатор

Рабочая программа

2016

Составитель А. П. Унрау, воспитатель

Публикация «Рабочая программа „Юный экспериментатор“,» размещена в разделах

В основу программы экологического экспериментирования положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.

Занимательные проекты – экспериментирования «Напиши письмо» предоставлены с учетом актуального развития дошкольников.

Содержание программы способствует развитию любознательности, самостоятельности и личности ребенка, помогает решить задачи экологического образования детей дошкольного возраста через экспериментирование, через «Письма животным». Работа в этом направлении поможет сделать мир детей ярким, насыщенным.

Предлагаемая программа поможет педагогам дошкольных учреждений успешно построить работу по экологическому экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ….4

Пояснительная записка…. 7

Тематическое планирование

по естественно - научным представлениям в процессе

экспериментирования во всех видах занятий…. 9

Перспективный план

по экологическому экспериментированию…

Содержание экологического экспериментирования

через проект «Наши письма животному» (посезонно…. …19

Показатели уровня овладения детьми

экологической экспериментальной деятельностью…. 25.

Ключевые слова….27.

Список литературы…28.

Введение

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности, самостоятельности, любознательности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функция, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Педагогами делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддъякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддъяков, 1995г)

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка.

«Пояснительная записка»

На базе детского дошкольного учреждения № 38 «Левушка» города Белово и группы «Непоседы» был разработан проект «Развиваем самостоятельность, любознательность дошкольников через экологическое экспериментирование «Напиши письмо…», учитывая тот факт, что в дошкольном возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Знания, полученные детьми на занятиях в детском саду, помогают самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, эксперименты.

Программа составлена на основе общеразвивающей программы «От рождения до школы» методики С. Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Н. А. Рыжовой «Экологический проект «Напиши письмо…»

Программа «Юный экспериментатор» предлагает примерное планирование на учебный год каждой игры – эксперимента «Напиши письмо…». Во время одной из игры–занятия можно проводить с детьми 1-2 (в зависимости от сложности) эксперимента, объединяя их одной тематикой. Программа рассчитана на 36 часов. Игры-занятия проводятся раз в неделю. Длительность занятия в старшей группе 25 минут, в подготовительной - 30 минут.

Основная цель программы – создать условия для развития поисковой деятельности, для самостоятельного нахождения ответов на вопросы «Как?», «Почему?», «Зачем?».

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи программы :

- формировать у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости;

- развивать собственные познавательные опыты с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Ожидаемые результаты и критерии обследования показали, что знания детей, полученные в течении учебного года усвоены на 80%. Об это свидетельствует предложенная таблица.

Реализация программы в процессе развития самостоятельности и любознательности через экологическое экспериментирование учит детей :

- увидеть и выделить проблему;

- принимать и ставить цели;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- решать проблемы;

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи;

- сопоставлять различные факты;

- сделать выводы.

В результате работы по данной программе видно, что экологическое экспериментирование через проект «Напиши письмо.» способствует развитию активности, самостоятельности, любознательности творческой личности.

Тематический план

по естественно -научным представлениям в процессе экспериментирования

во всех видах деятельности

Виды деятельности детей

Развитие речи Игровая деятель-ность Физическое развитие ИЗО-деятель-ность Музыкаль-ная деятель-ность

1. Иллюстра-ции и рассказы воспитателя о природе и климате Сибири и Кемеров-ской области

2. Картины о природе и быте народов Кемеровской области

3. Макеты «Степи», «Леса», «Тайга», «Водоемы»

4. Стихи и произведе-ния о природе

5. Иллюстра-ции зверей, птиц, рыб, деревьев, кустарников, грибов, ягод 1. Подбор игрушек, изобража-ющих животных и игры с ними

2. Дидакти-ческие игры «Времена года», «Животные» и др.

3. Уголок экосистем:

«Саванна», «Лес», «Тайга», «Луг»

1. Разучива-ние подвижных игр

2. Разучива-ние ОВД в образе животных, млекопита-ющих, насекомых 1. Сюжет-ное рисование:

2. Создание орнаментов на мотивы народных сказок

3. Лепка животных в движении

1. Разучи-вание танцев

2. Прослу-шивание мелодий компози-торов о временах года.

Виды деятельности детей

Театральная деятельность Конструи-рование Естественно -научные представле-ния Экологическое воспитание

1. Постановка сказок «Как Лось друзей искал», «Мышонок и Олененок» (И. Истомин)

2. Изготовление костюмов. 1. Создание макетов «Тундра»,»Лесотундра», «Лесополоса», «Степь». Обитатели водоемов нашего края 1. Опыты с песком, глиной, водой, снегом

2. Знакомство с картой Кемеровской области

3. «Напиши письмо…» 1. Экскурсии на природу

2. Наблюдения на прогулках за явлениями природы

3. Альбомы» Животный и растительный мир Кузбасса», «Природа Кузбасса»

4. Иллюстрации следов животных и птиц

5. Создание гербариев растений, коллекций шишек,хвойных растений

Тематический план по экологическому экспериментированию

Старшая группа

№п/п Наименование темы занятий Всего Колич. занятий Форма занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9 1. Письмо от зеленого друга

1.1. Планета Земля в опасности

1.2. Письмо от зеленого друга

2. Гости из леса

2.1. Гость из леса

2.2. Обитатели нашего уголка

3. Пернатые друзья

3.1. Птицы на кормушке

3.2. Операция «Птичья столовая»

4. Елочка, елочка в гости к нам пришла

4.1. Зеленая красавица

4.2. Люби и охраняй природу. Белые медведи в Красной книге

5. Наши гости

5.1. Здравствуй, зима!

5.2. Письмо от совы

6. Наши добрые дела

6.1. Витамины на окне

6.2. Цепочки в лесу

7. Весенние ручейки

7.1. Весенние ручейки

7.2. Царевна-лягушка

8. Встреча пернатых друзей

8.1. Что мы знаем о птицах

8.2. Лес в жизни человека

9. Я люблю природу

9.1. Кому нужна вода

9.2. Письмо от ужа

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего 18 часов

занятие

занятие-эксперимент

эксперимент

занятие

игра-эксперимент

наблюдение

игра-эксперимент

занятие

занятие

эксперимент

наблюдение

занятие-эксперимент

занятие

эксперимент

занятие

занятие

занятие

эксперимент

занятие

занятие

занятие

эксперимент

Содержание программы

Старшая группа

1. Письмо от зеленого друга

1.1. Планета Земля в опасности

Цель: Дать представление о том, что планета Земля – это огромный шар. На планете Земля обитает много живых существ. Воспитывать любовь к природе, изучать природу, правильно обращаться с ней.

1.2. Письмо от зеленого друга

Цель: Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках, как представителях земной флоры, об их красоте и пользе для человека.

2. Гость из леса

2.1. Гость из леса (письмо)

Цель: Систематизировать знания детей о диких животных, полученные в процессе работы по проекту «Письма животным». Учить сравнивать животных по внешнему виду, образу жизни, характеру питания, месту обитания.

2.2. Обитатели нашего уголка

Цель: Уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения и животные – живые существа.

3. Пернатые друзья

3.1. Птицы на кормушке

Цель: Уточнить знания детей о зимующих птицах.

3.2. Операция «Птичья столовая»

Цель: Выяснить, какие условия жизни зимующих птиц (мало корма, короткий день, роль подкормки в их жизни в трудный период года.

4. Елочка, елочка в гости к нам пришла

4.1. Зеленая красавица

Цель: Поисковая экспериментальная деятельность, воспитание бережного отношения к природе.

4.2. Люби и охраняй природу. Белый медведь в Красной Книге

Цель: Познакомить детей с суровым климатом Севера. Уточнить знания о том, как проводят зиму звери. Расширять и углублять представления детей о природе. Рассказать о том, как животные приспосабливаются к суровым условиям.

5. Наши гости

5.1. Здравствуй, зима!

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе.

5.2. Письмо от совы

Цель: Уточнить знания детей о том, как проводят зиму птицы (сова).

6. Наши добрые дела

6.1. Витамины на окне

Цель: Уточнить представление о том, что из семян, луковицы-репки можно вырастить зелень, если ей создать благоприятные условия. Выявить изменения, которые произошли с посевом, зарисовать увидено.

6.2. Цепочки в лесу

Цель: Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

7. Весенние ручейки

7.1. Весенние ручейки

Цель: Сравнивать свойства воды, льда, снега. Выявить особенности из взаимодействия. Развивать умение ставить перед собой цель, развивать наблюдательность.

7.2. Царевна – лягушка

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о пресноводных. Расширять представление детей о жизни пресноводных на примере лягушки: внешний вид, среда обитания, приспособленность к условиям окружающей среды. Развивать интерес к живой и неживой природе через экспериментально-поисковую деятельность.

8. Встреча пернатых друзей

8.1. Что мы знаем о птицах

Цель: Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Формировать обобщенное представление о птицах

8.2. Лес в жизни человека

Цель: Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительное, эстетическое, хозяйственное.

9. Я люблю природу

9.1. Кому нужна вода

Цель: Уточнить с детьми представление о том, что вода – очень ценный продукт.

9.2. Письмо от ужа

Цель: Дать детям представление о том, что река, озеро – это сообщество водных обитателей: растений и животных (рыб, лягушек, ужей, улиток и др.) приспособившихся к жизни в воде и на берегу. Закрепить с детьми правила поведения на природе.

Тематический план

по экологическому экспериментированию

Подготовительная группа

№п/п Наименование темы занятий Всего Кол. занятий Форма занятий

1. Осень

1.1. Письмо зеленого друга

1.2. Мое любимое дерево

1.3. «С чьей ветки эти

детки?»

1.4. Осень золотая

1.5. Письмо от снегиря

2. Зима

2.1. Кто живет в лесу? (Письмо от волка и лисы)

2.2. В зимнем парке

2.3. Как звери зиму проводят (Письмо от ежа, белки, зайца)

2.4. Снег – он какой?

2.5. У кормушки

3. Весна

3.1. Прилет птиц

3.2. Письмо от лягушки

3.3. Растения нашей местности

3.4. Путешествие в мир лекарственных трав

3.5. Возле нас есть пруд

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего 18 часов

эксперимент

игра

игра

целевое занятие

эксперимент

эколгич. занятие

эксперимент

наблюдение

занятие-экспер.

эксперимент

наблюдение

итоговое занятие

занятие-экспер.

эксперимент

наблюдение

занятие-экспер.

занятие-экспер.

викторина

эксперимент

викторина

Содержание программы

Подготовительная группа

1. Осень

1.1. Письмо от зеленого друга

Цель: Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают плохие и хорошие поступки. Показать, что юный эколог – экспериментатор – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.

1.2. Мое любимое дерево

Цель: Закреплять знания детей о деревьях и кустарниках как представителях земной флоры, об их красоте и пользе для человека.

1.3. «С чьей ветки эти детки?»

Цель: Закреплять знания детей о деревьях и кустарниках

1.4. Осень золотая

Цель: Закреплять в сознании детей представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать чувство любви к родной природе.

1.5. Беседа об осени

Цель: Закреплять у детей обобщенное представление об осени, как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее)

1.6. Письмо от снегиря

Цель: Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Зима

2.1. Кто живет в лесу. Письмо от волка и лисы.

Цель: Расширять знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Воспитывать интерес к изучению природы и наблюдению за повадками животных.

2.2. В зимнем парке

Цель: Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты зимнего парка

2.3. Как звери зиму проводят. Письма от ежа, белки, зайца

Цель: Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

2.4. Снег- он какой?

Цель: Уточнить, что снег бывает разный (цвет снега зависит от его чистоты)

2.5. У кормушки

Цель: Поисковая деятельность, бережное отношение к природе. Сравнение птиц по внешнему виду, их особенности взаимоотношения в экосистеме.

2.6. Жизнь диких животных (Итоговое занятие)

3. Весна

3.1. Прилет птиц

Цель: Обобщить знания детей о перелетных птицах. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

3.2. Письмо от лягушки

Цель: Расширять представление детей о жизни пресноводных, лягушек. Развивать интерес к живой и неживой природе через экспериментально - поисковую деятельность.

3.3. Растения нашей местности

Цель: Познакомить детей с тем, что растения – это полезные травы (на примере одуванчика и мать-и-мачехи)

3.4. Путешествие в мир лекарственных трав

Цель: Закреплять умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

3.5. Возле нас есть пруд

Цель: Дать детям представление о том, что пруд – это сообщество водных обитателей: растений и животных, приспособившихся к жизни в воде.

3.6. Мы – друзья природы

Цель: Развивать память, быстроту реакции, сообразительность. Воспитывать любовь ко всему живому на планете.

Содержание экологического эксперимента проекта

«Письма животным» посезонно

Содержание проекта Развивающая среда Метод обеспечения Последующие формы работы

1 2 3 4

Сентябрь

«Письмо от Зеленого друга»

1. Операция «Сухая веточка»( обра-тить внимание детей на проблему: можно ли помочь дереву, если кто-то сломал у него веточку)

2. Организация в группе действующей модели «Мое любимое дерево» с подборкой необходимых деталей для работы детей (листья разного цвета, стволы, ветви, плоды от разных деревьев) Иллюстрации разных пород деревьев, дидактичес-кая игра «Собери дерево»

Модель в «Уголке природы» Письмо от зеленого друга.

Экскурсия

Использование дидактичес-ких игр «Чей листик?» для работы с моделью Аппликация «Осеннее дерево»

Рисование. «Мой Зеленый друг»

Октябрь

«Гость из леса»

1. Операция «Наши братья меньшие» Обратить внимание детей на проблему можно ли продлить жизнь лисы в неволе Иллюстрации о различных животных, о лисе, дидактичес-кая игра «Чей хвост?» Письмо от лисы, конспект Лепка.

«Лиса в русских народных сказках»

Ноябрь

«Пернатые друзья»

1. Операция «Покормите птиц» ( обратить внимание детей на проблему: зимой птицам трудно найти корм, как мы можем помочь им)

2. Операция «Птичья столовая» (ежедневная подкормка птиц хлебными крошками, салом, сушеными ягодами) Рассматривание иллюстраций зимующих птиц

Кормушки на участке Письмо от снегиря Аппликация

«Снегирь»

Ручной труд

«Кормушка»

Декабрь

«Елочка, елочка в гости к нам пришла!»

1. Операция «Зеленая елочка, живая иголочка» ( введение детей в проблемную ситуацию и решение проблемы: стоит ли из-за нескольких праздничных дней губить живое дерево)

2. «Кто живет в лесу?» Волк и лиса – лесные жители (уточнить представление детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время) Действующая модель елочки в «Уголке природы»

Рассматривание животных в альбоме.

Письмо от лесной красавицы

Письмо от волка и лисы Ручной труд

«Елочка»

Ручной труд

«Жилище для волка и лисы»

Январь

«Наши гости»

1. Операция «Как белка, заяц, еж проводят зиму в лесу»

2. Операция «Помоги птицам» (обратить внимание детей как проводят зиму птицы сова, воробей, синичка) Рассматривание картин

«Животный мир нашего края»

Кормушки на участке. Рассматривание иллюстраций о птицах и наблюдение Письмо от ежа, белки, зайца

Письмо от совы, воробья, синицы 1. Музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто идет?»

2. Дидактичес-кая игра «В нашем лесу»

Изготовление кормушек из бросового материала

Февраль

«Наши добрые дела»

1. Опрерация «Витамины на окне» (введение детей в проблему эксперимента : чем полезны витамины)

2. Цепочки в лесу ( введение детей в проблему взаимоотношений обитателей леса: растение и животных)

Ящик для земли, семена укропа, луковицы.

Дидактическая игра «Витаминная семейка»

Чтение рассказов «Цепочки в лесу». Занятие Наблюдение за луком, укропом

Составление пищевой цепочки «В нашем лесу» Зарисовка в журнале

Рисование

«Мои любимые животные»

Март

«Весенние ручейки»

1. Операция «Бегут ручьи» ( обратить внимание детей на проблему: тает снег, очень сыро на участке. Что можно сделать, чтобы снег побыстрее растаял)

2. Операция «Зеленая попрыгунья» ( введение детей в проблемную ситуацию: Как живут лягушки зимой, весной? Как ее встретить, чтобы она осталась жить у нас в группе) Наблюдение за водой и ее превращение

Иллюстра-ции, фотографии, картины о земноводных Письмо от журчащего Ручейка

Конспект занятия «Царевна-лягушка» Заучивание пословиц о весне. Словотворчество детей и родителей «Весна идет- весне дорогу!»

Заучивание стихов о природе

Апрель

«Встреча пернатых друзей»

1. Операция «Прилетайте, птицы!» ( введение детей в проблемную ситуацию: весной прилетают птицы, каких встретить, чтобы они остались жить у нас на участке)

2. Семейный проект «Домик для птиц» Иллюстра-ции, фотографии перелетных птиц

Фотостенд Письмо от пернатых друзей

Заучивание стихов о птицах

Изготовление скворечников

Май

«Я люблю природу»

1. Операция «Водоем» ( введение детей в проблему: в водоемах живут ужи, рыбки, тритоны. Как их встретить, если они весной выползут погреться на солнышке)

2. Экологичес-кий праздник Иллюстра-ции о пресновод-ных. Чтение книг, рассказов

Письмо от ужа

Сценарий Лепка

«Жители водоемов»

Изготовление атрибутов

Показатели уровня овладения детьми

экологической экспериментальной деятельностью

Уровень Целеполагание Отношение к экспериментальной деятельности

Высокий

3 Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предложения, выдвигает гипотезы, предложения, способы их решения. Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Средний

2 Видит проблему. Иногда с

небольшой подсказкой взрослого. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Низкий

1 Проблему не видит, обязательно нужна помощь взрослого. Ребенок почти не проявляет познавательного интереса.

Показатели уровня знаний детей по экологическому воспитанию.

- НИЗКИЙ ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

Ключевые слова

Экосистема - единый природный или природно-антропогенный комплекс, образованный живыми организмами и их средой обитания, в котором все компоненты связаны обменом веществ. Важными свойствами экосистемы являются её устойчивость и способность к саморегулированию.

Экспериментирование - метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой.

Фауна - сложившаяся совокупность всех видов животных, обитающих на данной территории, акватории.

Флора – сложившаяся совокупность видов растений, обитающих на определённой территории или в составе конкретного растительного сообщества.

Список литературы

Комратова Н. Г. Мир, в котором я живу

Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф.

Николаева С. Н. Воспитание экологической

культуры

в дошкольном детстве.

Москва, 1995г., Николаева С. Н.

Поташко И. А. Использование мнемотаблиц

в работе

по формированию

первичных естественно-

научных представлений

у дошкольников.

Дошкольная педагогика № 4

2006г. ,

Поташко И. А.

Рыжова Н. А. «Напиши письмо сове»

Москва, 2007г. ,Рыжова Н. А.

Публикации по теме:

Программа «Юный эколог» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Природа и человек. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира.

Дополнительная образовательная программа «Юный художник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Дополнительная образовательная программа «Юный пешеход» Возраст детей: 3–4 года МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК» Возраст детей: 3 – 4 года Срок реализации:.

Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение». Рабочая программа по учебному предмету «Музыкальная грамота» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ П. НОВОЗАВИДОВСКИЙ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ.

Дополнительная программа по театрализованной деятельности «Юный актер» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА театрализованной деятельности «Юный актер» Для детей от 4 до 7 лет. Срок реализации 1 год Воспитатель:.

Образовательная программа дополнительного образования по экологии с элементами экспериментирования «Юный эколог» МАДОУ г. Нижневартовска ДС№15 «Солнышко» Образовательная программа дополнительного образования по экологии с элементами экспериментирования.

Программа дополнительного образования «Юный эколог» (Кружковая работа) Программа дополнительного образования «Юный эколог» (Кружковая работа) Паспорт на программу дополнительного образования «Юный эколог».

Программа дополнительного образования «Юный экспериментатор» Пояснительная записка В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное.

Программа кружка «Старший дошкольник-юный исследователь» (проектная деятельность) Пояснительная записка Одной из главных особенностей нового воспитательно-образовательного плана, предполагающего реализацию требований.

Рабочая программа «Экология малышам» кружка «Юный эколог» Пояснительная записка Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Юный экспериментатор».
Опубликовано: 18 марта 2017 в 14:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Юный экспериментатор».» (включая файлы) размещена пользователем Анна Унрау (УИ 577942) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД