Юлия Переверзева
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Занимательный английский»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Все, что ребенок учит в это время, надолго запоминается – прекрасно развита долговременная и оперативная память. Он способен запоминать языковой материал целыми блоками, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить, тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста „Занимательный английский“» размещена в разделах
- Английский язык для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Поэтому в данной программе обучения дошкольников английскому языку широко использованы игровые технологии.
Обучение грамматической стороне речи на английском языке строится с опорой на эмпирические представления ребенка о коммуникативной функции изучаемых грамматических категорий, которые в большинстве случаев имеют соответствия в родном языке (время, число).
Обучение фонетике не ограничивается имитацией, а сознательно сопоставляет интерферирующие звуки родного и иностранного языка, добивается осознания различия звуков двух языков, а затем правильного произношения.
Систематическое повторение необходимо для развития способностей детей : обобщать, анализировать, систематизировать, абстрагировать.
Цели данной программы :
1. Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к изучению английского языка, как средству общения и обмена информацией;
2. Ознакомление детей с лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития, введение элементарных языковых конструкций;
3. Воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран, ознакомление с детским фольклором;
4. Развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активации их творческой деятельности.
Данные цели определяют основные задачи курса:
• Развивающие:
1. развивать психологические функции ребенка:
• память (произвольную, непроизвольную) ;
• внимание (произвольное, непроизвольное) ;
• мышление (наглядно-образное, логическое) ;
• воображение (репродуктивное и творческое) .
2. развивать специальные способности, необходимые для обучения иностранному языку:
• фонематический слух;
• способность к догадке;
• способность к различению;
• имитационные способности;
• звуковысотный слух.
• Воспитательные:
1. воспитывать понимание и уважение к другой культуре;
2. воспитывать уважительное отношение к людям;
3. воспитывать чувства товарищества, дружбы;
4. воспитывать чувство прекрасного;
5. воспитывать культуру умственного труда;
6. воспитывать навыки самостоятельности.
• Обучающие:
1. создавать мотивацию к изучению английского языка средствами музыки, стихотворений, пословиц;
2. способствовать развитию познавательного интереса к праздникам, традициям, обычаям страны изучаемого языка;
3. способствовать приобретению учебных умений, персептивных, речевых, моторно-графических навыков, умений вести себя в типовых ситуациях.
Рабочая программа «Занимательный английский» для детей дошкольного возраста рассчитана на 3 учебных года, 1 час в неделю для средних и старших групп; 2 часа в неделю для старших-подготовительных групп.
Направленность программы : культурологическая с интеграцией художественно эстетической.
Возраст детей : 4-7 лет.
Количество детей в группе не должно превышать 7-12 человек, так как это способствует эффективному обучению ребенка.
Длительность занятий: 25-30 минут.
Виды и формы работы :
Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их общекультурное развитие и связи с семьей.
Основными видами деятельности детей 4-7 лет являются :
• игра;
• общение со взрослыми и сверстниками;
• экспериментирование;
• предметная деятельность;
• изобразительная деятельность;
• проектная деятельность;
Все эти виды деятельности занимают ключевое место в программе. Учитывая их, можно выделить основные приемы работы на занятиях английским языком :
• имитация;
• использование игр;
• создание ярких запоминающихся образов.
Проводится систематическая работа по развитию фонематического слуха. Cоздаются визуальные, музыкальные, пластические, слуховые, художественные образы и используется невербальные средства обучения: картинками, игрушками, плакатами, постерами, видео- и аудиоматериалами, предметами.
В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр :
• развивающие языковые игры;
• сюжетно-ролевые игры;
• строительно-конструктивные игры;
• театральные игры;
• народные игры;
• хороводные игры;
• развивающие игры;
• игры с готовым содержанием и правилами;
• подвижные игры и спортивные развлечения;
• игры-экспериментирование;
Многие из них развивают мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации. Игры с готовым содержанием и правилами содержат в себе черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоящую перед ним задачу, осознать игровые правила: соблюдать очередность, учитывать запрещающие сигналы и знаки, продвигаться только по “своим” дорожкам, не произносить запретные слова, следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими, контролировать себя, добиваться выигрыша и первенства. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают программу в начальной школе.
Принципы работы :
В ходе занятий с детьми 4-7-летнего возраста следует учитывать следующие принципы работы :
• обязательное использование всевозможных средств поощрения, как вербальных, так и материальных;
• формирование у детей положительного образа учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка;
• имитирование речи учителя на родном языке до 5-10%, и, как следствие, доведение речи детей на английском языке до 90%;
• системное введение лексики по схеме: первое занятие - 4 слова, второе занятие-закрепление, последующие занятия - активизация с использованием речевых конструкций плюс 3-4 новых слова;
• учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;
• обязательное обучение как усеченным, так и полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения;
• предпочтение группового обучения; введение парного обучения как важнейшего элемента успешного обучения говорению в начальной школе (такая работа помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимет языковые барьеры) ;
• умении организовать свою учебную деятельность, развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
Виды работы на занятиях английским языком :
1. Работа над произношением : скороговорки, рифмовки, сказки, зарядки, жестикулирование.
2. Работа с предметами : описание, диалог с игрушкой, игры и сказки.
3. Работа с картинками : описание, детализация, диалог, игры, сравнение.
4. Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок конкурс чтецов, разножанровая декламация (в том числе оптимистическая, печальная, сердитая, соревнования в командах и парах.
5. Разучивание песен.
6. Подвижные игры: игры с мячом, “цепочка” с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы и хороводы, команды в движении.
7. Спокойные игры: настольные, лото, загадки, кроссворды.
8. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты.
9. Рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием.
10. Изучение букв и звуков: письмо в тетради, рисунки слов на заданные буквы или звуки, штриховка букв, видеокурс по отработке алфавита.
11. Работа с видео-материалом : просмотр и обсуждение мультфильмов и учебных презентаций на английском языке.
Требования к уровню образованности обучающихся.
Предполагаемый результат обучения.
Раннее обучение английскому языку зарождает у детей устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, любой ребенок получает возможность поступить в языковую школу и обучаться языку в дальнейшем. У ребенка развиваются эмоции, воля, воображение, память, мышление, формируются навыки межличностного общения, навыки контроля и самоконтроля, ребенок учится сам организовывать свою деятельность, приобретает умение коллективно решать поставленные задачи.
К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:
• песенный материал по курсу: «Здравствуй Брилл. Привет Брилл», «До свидания, Брилл. Пока Брилл», «Один, два, три, четыре, пять, шесть», «Веселее хлопай-топай», «Цветные кубики»;
• названия цветов: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый;
• числительные до шести включительно
• здороваться и прощаться с друзьями, со взрослыми, игровыми персонажами;
• знакомиться с игровыми персонажами, английскими друзьями;
• считать предметы и игрушки в пределах 6;
• составлять рассказ по картине «Три мишки».
После второго года обучения дети должны знать и уметь:
• минимум 120 лексических единиц в речевых образцах и 20 в рифмовках, стихах, песнях;
• речевые образцы (выражения) :
Я… (имя)
Мне (возраст)
Я вижу… ;
Я умею… ;
Я люблю… ;
Я имею… ;
• несложные вопросительные предложения в объеме программы;
• стихотворения по отдельным темам программы. • переводить слова с русского языка на английский и наоборот;
• показать картинку с названным словом;
• назвать, что или кто изображен на картинке;
• использовать слова в игровой деятельности;
• правильно использовать указанные выражения в монологической речи и в игровой деятельности;
• задать и отвечать на вопросы разделов тем программы;
• строить монологические высказывания ;
• участвовать в составлении диалогов
• использовать в учебной деятельности считалочки, рифмовки;
• спеть несложные детские песенки.
После третьего года обучения дети должны знать и умет:
• минимум 160 лексических единиц в речевых образцах и 40 в рифмовках, стихах, песнях;
• Речевые образцы :
Меня зовут… (имя)
У меня все прекрасно.
Я живу в Тамбове.
Мне нравится…
У меня нет…
Покажи мне…
Возьми…
Дайте мне, пожалуйста.
Сейчас… (времена года)
Я хочу (желаю…
• Вопросительные предложения в объеме программы :
Как тебя (вас) зовут?
Как поживаешь (ете)
Где ты живешь?
Тебе нравится?
Ты хочешь?
Какое сейчас время года?
Какого цвета?
• Знать алфавит
• 10 стихотворений по отдельным темам программы;
• 8 детских песенок;
• 4 считалочки.
• использовать изученную лексику в рассказах о себе, семье, любимой игрушке, животном, временах года… ;
• использовать указанные выражения в общении, в игровой и песенной деятельности;
• ответить на предложенные вопросы;
• строить монологические высказывания;
• составить диалог
• рассказать стихотворение на занятии, на праздниках, концертах;
• спеть песенку на занятии, дома, гостям ;
• применить их в игровой деятельности.