Сабина Рябышена Алексеевна
Рабочая учебная программа по курсу «Коррекционно-педагогическая работа с логопедическими детьми 6-го года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе специальных программ :
• Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования».
• Т. Б Филичевой, Г. В Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»;
• Г. А Каше, Т. Б Филичевой «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи»;
Публикация «Рабочая учебная программа по курсу „Коррекционно-педагогическая работа с логопедическими детьми 6-го года жизни“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
• Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А Васильевой, В. В Гербовой, Т. С Комаровой, и обеспечивает целенаправленную и планомерную работу с логопедическими детьми по преодолению у них выраженных недостатков речи.
Коррекционно-речевая работа с детьми осуществляется на специальных логопедических занятиях и вне их. Логопедические занятия делятся на :
• Фронтальные (проводятся 3 раза в неделю);
• Подгрупповые (проводятся 2 раза в неделю);
• Индивидуальные (проводятся 2-3 раза в неделю, в зависимости от тяжести речевого дефекта у ребенка).
Диагностика состояния коррекции речи детей проводится 3 раза в год:
Особенностью программы является внедрение мультимедийного обучения при формировании лексико-грамматических категорий языка у логопедических детей на подгрупповых занятиях.
Программа составлена с учетом межпредметных связей в процессе коррекционно-речевого обучения :
• «Художественная литература» - произведения, рекомендованные детям 7-го года жизни (при автоматизации исправленных дефектных звуков; при пополнении и актуализации словаря; при формировании связной речи);
• «Ребенок и окружающий мир» - ознакомление с предметами и явлениями окружающей жизни (пополнении и актуализации словаря при знакомстве с лексическими темами; формирование грамматических категорий языка; словообразование; установление следственно-причинных связей и пр.)
• «Изодеятельность» - игры на цветовосприятие и цветоразличие; графические упражнения; знакомство с произведениями живописи;
• «Экологическое воспитание» - ознакомление с объектами и явлениями природы;
• «Физическое воспитание» - здоровьесберегающие технологии (гимнастика, речевые игры с движениями, динамические паузы, физкультминутки, подвижные игры).
Реализацией национально регионального компонента является внедрение в практику коррекционно-речевой работы с дошкольниками с речевыми нарушениями
• Знакомства с растительным и животным миром Подмосковья;
• Со столицей нашей Родины – городом Москвой;
• С русским народным творчеством;
• С русскими народными игрушками и играми.
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ.
№ Речевое нарушение Главные задачи коррекции речи
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Стертая форма дизартрии
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата с помощью массажа и специальных упражнений.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Постановка дефектных звуков, автоматизация и закрепление их произношения в спонтанной речи.
4. Дифференциация звуков по сходным артикуляционных и акустическим признакам.
5. Развитие навыка звукослогового анализа и синтеза слов. Подготовка к обучению грамоте.
6. Формирование связной монологической речи средствами обогащения словаря и закреплением владения грамматическими средствами языка в соответствии с возрастными нормами.
7. Развитие познавательных процессов.
8. Совершенствование ручной умелости и моторики.
2. Общее недоразвитие речи. Стертая форма дизартрии.
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата с помощью массажа и специальных упражнений.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Постановка дефектных звуков, автоматизация и закрепление их произношения в спонтанной речи.
4. Дифференциация звуков по сходным артикуляционных и акустическим признакам.
5. Формирование лексико-грамматических категорий речи согласно возрастным нормам.
6. Формирование диалогической и монологической связной речи (по возрастной норме).
7. Развитие навыка звукослогового анализа и синтеза слов. Подготовка к обучению в школе.
8. Развитие познавательных процессов.
9. Совершенствование ручной умелости и моторики.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ДИАГНОСТИКА.
Диагностика речевых нарушений по результатам ПМПК – позволяет вычислить количество и процент детей, имеющих речевые нарушения разной сложности, что в дальнейшем позволит правильно координировать коррекционно- речевую работу на подгрупповых и фронтальных занятиях.
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПМПК У ДЕТЕЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
НА 2013-2014 ГОД.
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА
Сентябрь, 2013 год.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ – позволяет достоверно заполнить речевые карты и составить индивидуальные коррекционно- речевые планы работы с детьми. При диагностике состояния речи детей используют специальные методики для детей 6-го года жизни с речевыми нарушениями.
По итогам обследования речи заполняются речевые карты и листы индивидуальных коррекционно- речевых планов работы с ребенком.
Обследование звукопроизношения детей в сентябре завершается составлением экрана звукопроизношения всей группы, на основе данных которого проводится анализ коррекции звукопроизношения у детей в январе при проведении промежуточного среза.
Кроме диагностики состояния речи, в сентябре проводится обследование у детей 6-го года жизни зрительного восприятия и мелкой моторики.
А также сформированность познавательных процессов по возрастной норме.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РЕЧЕВЫХ ЗАНЯТИЙ.
Для удобства коррекционно-речевого обучения материал систематизирован
По периодам обучения;
По форме коррекционных занятий;
По содержанию работы с детьми;
Примерным методам и приемам работы.
В организации работы используются тематический план лексических тем. А также перспективный план фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.
Осуществляется с помощью различных предметов методической работы :
Обязательное присутствие воспитателя на логопедическом (фронтальном) занятии и ведение записи успехов и неуспехов детей по ходу занятия;
Работа с детьми по заданию учителя-логопеда в вечерние часы («логопедический час»);
Логопедизация фронтальных занятий воспитателя с учетом рекомендаций учителя-логопеда и тематического планирования;
Участие воспитателей в ПМПк ДОУ с целью обсуждения вопросов оптимизации логопедического процесса и динамики коррекции речи отдельных детей.
4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Наглядные материалы Практические мероприятия Совместные мероприятия
1. Печатные материалы:
Оформление «уголка логопеда».
Рекомендации, памятки походу коррекционно-речевой работы;
Буклеты тематического характера о работе с детьми в логопедической группе;
Журнал для родителей «день за днём».
2. Знакомство родителей с выполнением детьми заданий на логопедических занятиях;
С лексико-грамматическими тетрадями (авт. Васильева)
С рабочими листами;
С тетрадями для графических диктантов. 1. Посещение родителями индивидуальных и др. логопедических занятий логопеда (обговаривается заранее).
2. Устные индивидуальные и подгрупповые консультации по вопросам хода коррекции речи у детей.
3. Семинары-практикумы для родителей (1-2 раза в год).
4. Родительские собрания (3 раза в год). 1. Участие в различных конкурсах, проводимых в группе, например «Моя логопедическая кукла».
2. Подготовка к проведению утренников и развлечений (костюмы, атрибуты и пр.)
3. Участие в родительских собраниях (анкеты, вопросники, выступление о семейном опыте и пр.).
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ В РЕЗУЛЬТАТЕ КОРРЕКЦИОННО - РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ (в течение года).
Направления коррекционно-речевой работы ОНР, стертая форма дизартрии ФФНР, стертая форма дизартрии
Коррекция звукопроизношения Постановка наибольшего количества дефектных звуков, введение наиболее трудных в спонтанную речь ребенка.
Исправление всех дефектных звуков, введение их в спонтанную речь ребёнка.
Лексико-грамматические категории языка Актуализация лексического словаря, умение сравнить, классифицировать, обобщать.
Сформировать у детей грамматический строй языка согласно возрастным нормам
Полное овладение лексико-грамматическими категориями речи в соответствии с возрастными нормами.
Связна речь Уме пересказывать короткие литературные тексты, составлять описательные рассказы по предметам, картинкам с помощью вопросов. Иметь навыки составления небольших рассказов из коллективного и личного опыта с опорой на картинки, образец и план учителя-логопеда. Уметь простые предложения распространять с помощью вопросов учителя логопеда.
Уметь пересказывать небольшие литературные произведения близко по тексту. Составлять рассказы по картинкам, по ряду картин с незавершенном концом. Составлять рассказы из личного и коллективного опыта по плану и образцу учителя –логопеда. Предложения распространённые, сложносочинённые и сложноподчинённые.
Подготовка к обучению грамоте. Усвоение понятий «звук-слово-предложение», звуки-гласные-согласные, согласные звуки – твердые-мягкие, звонкие-глухие. Звукослоговой анализ и синтез слов. Схемы слов и предложений. Научится работать в тетради в крупную клетку.