маншук тимергалеева
Работа детско-родительского клуба «Мир счастливого детства»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества. Увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении, нарушениями в эмоционально-личностной сфере, другими особенностями развития определяет в настоящее время необходимость новых методов работы психолога с семьей.
Публикация «Работа детско-родительского клуба „Мир счастливого детства“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Психологическая и педагогическая работа с детьми не будет эффективна без помощи и поддержки родителей. главное же заключается в том что дети оказавшись в едином воспитательном пространстве ощущают себя комфортней, спокойней, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками. Именно поэтому раннее психопрофилактическая и коррекционная помощь ребёнку и его семье представляется мне особенно актуальной.
Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь. Анализ моей работы позволил выявить основные трудности, с которыми сталкиваются родители:
1. нехватка времени на общение с ребёнком;
2. недостаточность психических знаний об особенностях детского развития;
3. непонимание причин того или иного поведения ребёнка;
4. затруднение в выборе эффективных средств воспитательного воздействия;
5. сложности саморефлексии своих отношений с ребёнком.
Исходя из выше сказанного мы организовали детско-родительский клуб здоровья «Мир счастливого детства». Наш клуб работает по трем направлениям: «Полезно мы питаемся- здоровьем дорожим», «Движение жизнь». А направление: «Папа, мама, я- счастливая семья» веду я. В группу было набрано 8 детско-родительских пар. Занятия проводились с периодичностью один раз в 2 месяца, каждое занятие рассчитывалось на 40-50 минут.
Основной задачей коррекции в детско-родительских группах является усиление способности родителей к пониманию и в чувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, изменение неадекватных позиций, оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей. При планировании работы детско-родительской группы я учитывала первостепенную роль приобретения опыта взаимодействия родителей с детьми и другими членами группы в условиях тренинга и отработки навыков общения и обучения. Изначально планируя работу детско-родительской группы, я ставила обучающие цели. Групповая работа предоставляет возможность родителям увидеть своего ребенка в общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Помимо этого, совместная деятельность родителя и ребенка является сама по себе ценностью, поскольку общее дело сплачивает, учит пониманию и сотрудничеству.
Работу клуба я разделила на следующие этапы:
1. Диагностический.
2. Организационный.
3. Развивающий.
4. Аналитический.
I.Перед началом занятий я проводила анкетирование родителей. Анкета обрабатывалась путем качественного анализа ответов. Помимо этого, родителям и детям предлагался проективный тест «Рисунок семьи», также проводились наблюдения.
II.Основная задача организационной работы заключалась в консолидации группы, что достигалось разъяснением правил общения в группе. Очень важна была работа над созданием атмосферы эмоциональной близости участников в группе. Фактически, разрабатывая и организуя занятие я не действовала по четко намеченному плану, а старалась создать пространство для проявления творческой активности родителей и детей, учитывала их актуальные потребности. Структура занятия:
1. Приветствие. Цель: создание положительной психологической атмосферы, обстановки принятия.
2. Разминка (одно из упражнений на развитие навыков общения, либо подвижная игра)
Цель: стимуляция активности участников, создание настроя на работу.
3. Общий круг.
Цель: осознание и выражение своих чувств, подготовка к переносу группового опыта в другие сферы жизнедеятельности. После окончания занятия обязательно обсуждалось происходящее в группе, обговаривалось каким образом дети и родители перенесут групповой опыт в повседневную жизнь.
4. Прощание.
Цель: эмоциональное сплочение группы. Самым последним совместным групповым действием после каждого занятия был ритуал прощания. Он заключался в том, что все сидящие в кругу молча соприкасались ладонями с соседями слева и справа, таким образом, получался замкнутый круг
III.Развивающий этап реализовывался через проведение специально организованных занятий в клубе, индивидуальную консультативную работу с участниками группы, а также педагогами. Был составлен тематический план.
IV. Анализ результатов. Эффективность групповой работы в клубе оценивалась по субъективным параметрам, которые извлекались из отчетов родителей после окончания занятий, а также из наблюдений воспитателей за поведением детей.
На основании высказываний родителей можно выделить общие, наиболее значимые показатели изменений в детско-родительских отношениях :
-лучшее понимание своего ребенка;
-значительное снижение числа конфликтов между родителями и детьми;
-появление нового положительного опыта взаимодействия;
-ощущение большей эмоциональной близости с ребенком.
Таким образом, на основании полученных результатов (положительных изменений в сфере детско-родительских отношений) после групповых занятий в клубе, можно сказать об эффективности проведенной работы.