ольга бородина
Работа логопеда ДОУ с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Взаимодействие с семьей ребенка является условием успешной работы логопеда. С целью повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеды используют различные формы работы с родителями. Ключевые слова: коррекция, родители, речь, собрание, взаимодействие
С каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Количество детей растёт. Усложняется структура дефекта. Все чаще встречаются дети, имеющие сочетанный дефект.
Публикация «Работа логопеда ДОУ с родителями» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Причиной роста речевых нарушений могут стать не только медицинские факторы, но и изменившиеся социально-культурные условия, в которых сегодня растут дети. Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Дети испытывают дефицит речевого общения. Родителями по-разному реагируют на речевые проблемы у своих детей. Есть родители, которые не замечают у своего ребенка речевого нарушения, считают это особенностями детской речи. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения и придерживаются мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
Формирование речи ребёнка происходит не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни. Поэтому необходимо установить тесное сотрудничество логопеда и родителей для достижения успеха в коррекционной работе с детьми через разнообразные формы взаимодействия.
Основными задачами работы логопеда с родителями являются информирование родителей о состоянии речи ребёнка, оказание консультативной помощи, обучение практическими умениями для домашних занятий с ребёнком.
Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в педагогике принято считать традиционными: индивидуальные беседы; анкетирование; консультации; общие и групповые родительские собрания; индивидуально-практические занятия с детьми в присутствии родителей; наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т. д. ; анкетирование; раздача памяток и буклетов для родителей.
К преимуществам родительского собрания или групповой консультации относится групповой характер взаимодействия. Часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, а неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На групповых консультациях сами родители могут делиться опытом между друг другом. На консультациях многие важные вопросы можно осветить в тематических презентациях. Тем для таких презентаций могут быть самыми разными: «Нормы речевого развития детей», «Ребёнок–левша», «Профилактика нарушений речи», «Речевые игры» и т. д.
На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушениях конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома.
«Открытое занятие» так же является познавательной и полезной формой взаимодействия. Родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему. Родительские пятиминутки рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.
Наглядная форма работы очень важна для родителей. В «Речевом уголоке» логопед дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями. Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков, какой звук еще автоматизируется, а какой введен в речь. Выпуск газеты для родителей «Веселый язычок» даёт возможность родителям узнать об успехах детей, а детей стимулирует к активной работе над речью. Основной формой взаимодействия является логопедическая тетрадь, в которой логопед отражает свою работу, динамику обучения и размещает домашние задания.
Формы взаимодействия педагогов и родителей не остаются неизменными. Новой формой работы является “ Родительский клуб”, где родители и педагоги имеют возможность обсудить проблемы воспитания детей.
Темп жизни диктует нам свои правила, и у родителей не всегда есть время для того, чтобы прийти на консультацию. В этих случаях на помощь приходит интернет с электронной почтой. Здесь можно не только давать общие рекомендации, но и пересылать родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, статьи и прочее.
Отдельно стоит выделить форму, которая получает в последнее время все большее распространение – сайт учреждения или педагога. Преимуществом данной формы является доступность. Родители в любое время могут зайти на сайт, познакомиться с рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим. Сайт может содержать как собственные методические наработки, так и ссылки на различные информационные ресурсы, материала и статьи других авторов.
Использование разнообразных форм работы дает возможность привлечь родителей к работе над речью, сделать работу логопеда более эффективной.