Папки-передвижки

Работа на первую категорию. 3 часть

Дарья Шевлягина
Работа на первую категорию. 3 часть

1.5. Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период : (Указать методические разработки, подтверждающие использование образовательных технологий, включая ссылки на публикации).

Работа по формированию математических способностей детей путем применения приёмов кодированию и декодированию проводилась поэтапно, по следующим принципам:

-Системность.

-Учёт возрастных особенностей детей.

-Дифференцированный подход.

Публикация «Работа на первую категорию, 3 часть» размещена в разделах

-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.

-Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

-Поэтапное использование игр.

-Гуманное сотрудничество воспитателя и детей.

На первом этапе у детей формировалось умение читать предложенные им символы.

На втором этапе дети осваивали самостоятельное кодирование информации.

1. Сначала кодировали информацию вместе с детьми, обсуждали и подбирали знак, обозначающий свойство объекта.

2. Затем предлагала детям самостоятельно придумать загадки по пройденному материалу.

На третьем этапе мы отрабатывали навык кодирования в разных видах деятельности.

Первый этап формирования элементарных математических представлений посредством применения приёмов кодирования и декодирования я начала применять во второй младшей группе. Игровая деятельность является основной для младших дошкольников. И именно в игре дети начинают освоение знаково-символических средств. В руках ребёнка обычный кирпичик может быть и машинкой и домиком и столом и роботом. На прогулке я видела, как камушки становятся деньгами, булочками, конфетами и т. д.

Поэтому, целью развития способностей использования декодирования и кодирования у младших дошкольников стало - формирование навыков использования заместителей вместо реальных предметов и ориентироваться на знаки и символы.

Мною были сформулированы следующие задачи на первом этапе :

1. Обогащение сенсорного опыта.

2. Расширение кругозора детей.

3. Освоение действий замещения реального объекта.

4. Формирование умений у детей ориентироваться на знаки и символы.

5. Развитие воображения с опорой на наглядную модель.

Но это, ни в коей мере, не означало уход от наглядно-образных методов в абстракцию. Напротив, только сочетание на занятиях игрушек, рисунков, условных кодовых обозначений, моделей, схем дает возможность детям с разным уровнем подготовки к развитию математических представлений, в максимальной степени овладевать необходимыми для познавательного развития навыками. Символика для дошкольников должна быть образной, понятной и интересной.

Если символика трудна для ребенка или не вызывает у него ассоциаций, помогающих понять смысл изучаемого материала, то от нее следует отказаться. Если ребенок забыл термин или взаимоотношения между понятиями, подобранные для этого случая символы должны напомнить сюжет, по которому проходил путь первоначального знакомства с понятиями.

Для осуществления поставленных задач, мною был составлен примерный план проведения игровых занятий и упражнений и комплекс занятий и игр, по принципам:

– постепенное усложнение игровых заданий;

- согласование нового материала с ранее изученным;

- систематическое повторение уже знакомого материала с целью его прочного и полного усвоения;

- соответствие игровых упражнений текущей теме;

- сочетание с иными видами деятельности (интегрированность);

- самостоятельная игровая и творческая деятельность детей с использованием полученных навыков.

Для осуществления запланированных игр - занятий я использовала различные формы взаимодействия с детьми. Игровые упражнения я проводила как в непосредственно образовательной деятельности, так и в других режимных моментах, как со всей группой, так и с малой группой и индивидуально.

В моей группе дети с разным опытом освоения математических представлений, поэтому я старалась построить фронтальные занятия таким образом, чтобы детям с разным уровнем развития было интересно.

В младшем дошкольном возрасте накапливается опыт познания свойств, освоения некоторых эталонов и действий с предметами.

Свою работу я начала с формирования у детей навыка выделять некоторые свойства предметов (форма, цвет, размер) и обозначать их по названию хорошо известных им предметов (квадрат — «как окошко», треугольник — «как морковка»). Я изготовила красочные изображения квадрата, треугольника и круга (с личиком, ручками и ножками, которые стали нашими друзьями и приходили к нам в гости со своими различными проблемами и заданиями, которые дети решали, чтобы помочь своим друзьям. Например, братья Треугольника спрятались в нашей группе в разных предметах, и он просит детей найти их. Дети решали проблему, называя предметы в группе напоминающие треугольник (ёлочка, пирамидка, светильник).

Эта игра на выделение некоторых признаков прижилась у нас во всех режимных моментах. Мы искали предметы похожие на круг, квадрат, треугольник и на прогулке (деревья, камешки, постройки); и на физкультурном занятии (мяч, обруч, пирамида, изображали фигуры); при чтении сказок (персонажи); при изо деятельности (солнышко, домик.)

Я сделала карточки с изображением символов соответствующим свойствам предметов. Дети делились на команды, и каждая команда, получив свою карточку с символом, называла или собирала соответствующие предметы. Постепенно усложняя игру, я давала уже по две карточки с символами. Например: цвет и форма или размер и цвет. Благодаря вариативности, эта игра подходит для детей с разным уровнем познавательного развития.

Так как в этом возрасте преобладает тактильно-двигательный способ познания, то дети нуждаются в ощупывании предмета, прикасании к нему. Поэтому для развития представления о свойствах я использовала «Логические блоки Дьенеша» и цветные счетные палочки Кюизинера. Используя эти игры, я формировала у детей способность осуществлять группировку абстрактных фигур, сортировку по заданному признаку, упорядочивание 3—4-х элементов по наиболее ярко представленному свойству.

Для формирования умения замещать один предмет другим проводила игру «Придумай сам» проводилась с 3-5 детьми. Я использовала набор предметов: брусок, палочка, конус, шарик, цилиндр, колечко. Набор картинок с изображениями, напоминающими каждый из имеющихся предметов: санки, одежная щетка, мыло, автобус (брусок); карандаш, удочка, нож, ложка (палочка); ракета, морковь, елочка, пирамидка (конус) : яйцо, яблоко, воздушные шар, мячик шарик) : бутылка, ваза, стакан, наперсток (цилиндр); кольцо, бублик, колесо, бусы (кольцо). Мы с детьми садились в кружок на ковре. Раздав каждому ребенку по 1 предмету, сначала спрашивала о названии, затем сама правильно называла его и обращала внимание детей на его характерные признаки. Затем показывала по 1 картинке в случайном порядке и спрашивала, у кого в руках предмет, похожий на картинку. Игра шла по кругу. Старалась, чтобы каждый ребенок ответил первым хотя бы раз. Дети активно включались в игру, появлялся азарт и главное они незаметно для себя учились замещать один предмет другим.

Чтобы у детей сформировать навыки связывать определенное содержание с произвольным символом, видеть в отдельных предметах собирательные символы класса других предметов использовала игровое упражнение «На что похоже», которое проводила в разных режимных моментах. Понадобится набор цветных форм. Дети сидели в кругу, а я показывала им цветные формы по одной и просила вспомнить как можно больше предметов, их напоминающих.

В качестве физминутки проводила «Веселую зарядку» (переводы из одной системы (графических знаков) в другую (язык движений, действовать по образцу). Использовала набор из 6 карточек размером 66 см. с пиктографическими изображениями физкультурных упражнений. Я последовательно показывала детям карточки и просила повторить то упражнение, которое делает человек. Игру постепенно разнообразила и усложнила, сделав большее количество карточек с другими упражнениями.

Для формирования у детей навыка ориентироваться на символы, не имеющие сходства с обозначаемыми объектами, замечательно проводила игру «Кто в домике живет?» Для этой игры я изготовила 12 карточек в форме домиков, на лицевой стороне нарисовала какой-нибудь значок (красный кружок, желтый квадрат и пр., а на обороте приклеила изображение резных животных (лиса, заяц, цыпленок и т. д.). Для игры использовала ещё 2 бумажные полоски – “шифры”, разделенные на две строки: в верхней строке 6 значков, в нижней - соответствующие им животные, например, на первой полоске : красный кружок – лиса, желтый квадрат – цыпленок, зеленая полоска – лягушка, коричневая трапеция – медведь: красный “плюс” – белка, три синие точки – бабочка; на второй полоске: волнистая линия – волк, зеленый квадрат – заяц, желтый кружок – еж, синий “плюс” – воробей, три оранжевые точки – мышь, желтая трапеция - поросенок. Разложив на игровом столе домики, обращала внимание детей на нарисованные на них значки. Объясняла, что по этим значкам можно узнать, кто живет в домике, но нужно взглянуть на шифр. Вместе с детьми определяли, какое животное, как отметило свой домик, а затем по очереди спрашивала детей, показывая на домик (или на животное, какое животное там живет (в каком домике живет мышка, цыпленок, поросенок и т. д.) Игра повторялась с новым шифром.

Полный комплекс игровых упражнений для первого этапа представлен на сайте МААМ. РУ https://www.maam.ru/detskijsad/kompleks-igr-i-igrovyh-uprazhnenii-razvivayuschie-navyki-kodirovanija-i-dekodirovanija-dlja-vtoroi-mladshei-grupy.html

Я заметила, что происходят некоторые качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение детьми некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений). Дети успешно абстрагируют значимые свойства предметов.

Второй этап формирования элементарных математических представлений посредством применения приёмов кодирования и декодирования.

Средняя группа (4-5 лет) ставим следующие задачи:

1. формировать у детей навык чтения условных изображений на графическом языке;

2. применять освоенные средства в построении и использовании моделей;

3. развивать потребность в коллективной деятельности;

4. формирование у детей умения действовать по плану и правилам и создавать целое по контуру;

5. развитие творческого воображения.

На этом этапе развивающееся мышление детей, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у детей уже есть и требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью я организовала «сенсорный центр». В центре сенсорики я подобрала предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например, музыкальные инструменты и шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов можно узнать по запаху.

Вместе с детьми мы подбирали символы к различным запахам, звукам, книгам. Например: дети закрывали глаза, я давала им понюхать цветочный аромат, а затем они символически зарисовывали его. Были разные интересные варианты (цветок, солнце, дождь, мама).

Для практической деятельности детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить широко использовала различные наборы предметов ( абстрактные: геометрические фигуры; «жизненные» : шишки, ракушки, игрушки и т. п.).

Я старалась, чтобы собранных наборов хватало на всех детей, и они состояли из предметов с разнообразными свойствами. Часть наборов постоянно находится в уголке «Умники и умницы». Приблизительно раз в два месяца я заменяла их на другие, чтобы у детей не пропадал интерес к самостоятельной познавательной деятельности. Кроме того, часть игр в уголке «Умники и умницы» рассчитана на детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

В средней группе мы с детьми добавили карточкам, обозначающим свойства предметов цвет, форму и размер ещё и символы обозначающие материал из которого состоит предмет и символ функций, которые предмет выполняет.

На магнитной доске я выставила знаковые обозначения разнообразных свойств (геометрические фигуры, цветовые пятна, цифры и др.). Я заметила, что дети самостоятельно стали играть с карточками – символами и различными картинками изображающие предметы.

Кроме того, организовывала игры с блоками на выделение свойств («Домино», «Клады», группировку по заданным свойствам (игры с одним и двумя обручами). При применении цветных счетных палочек Кюизенера внимание обращала на различение по цвету и размеру и на установление зависимости цвет — длина — число. Для активизации интереса детей к этим играм создавала разнообразные иллюстративные пособия.

Для освоения счета и измерения использовала различные меры: полосок картона разной длины, тесемок, шнуров, стаканчиков, коробок и т. п.

Для формирования умения ориентировки на листе бумаги использовала листы с заданиями Дорисовки, Лабиринты.

В среде группы активно использовала знаковую символику, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывали такие знаки, модели мы вместе с детьми. Это помогало и детям лучше понимать, что обозначать можно не только словами, но и графически. Например, вместе с детьми мы определили последовательность занятий в течение дня в детском саду и придумали, как обозначить каждое из них. Я заметила, что дети плохо знают свой домашний адрес. Поэтому мы создали и разместили в группе схему, на которой обозначили детский сад, улицы и дома, в которых живут дети группы. Провели маршруты, которыми идут дети в детский сад, написали названия улиц, разместили другие здания, которые есть в округе, обозначили детскую поликлинику, магазин, парк, площадку с батутами. Обращаясь к этой схеме, выясняли, для кого из детей путь в детский сад длиннее, короче; кто живет выше всех, кто живет в одном и том же доме и т. п.

В уголке природы придумали символы для обозначения погоды, осадков, времен года.

Организовывала сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, равновесами, ростомером.

В средней группе у нас проходил долгосрочный проект «Сказочная математика» На сайте детского сада в методической копилке https://egorka.edusite.ru/DswMedia/skazkaprezentaciya.pdf .

И большинство математических занятий и игр так или иначе были связаны со сказками. Детям очень полюбилась игра «Сказки из коробки с пуговицами», которая замечательно помогала детям продолжать формировать умение выделять существенные признаки объектов. Для игры нужна только коробка с различными по цвету, форме, материалу пуговицами.

Я предлагала детям “достать сказку” из коробки, подбирая из пуговиц те, которые чем-то похожи на ее героев и могут в сказки их представлять. Вместе с детьми выбирали несложную сказку и начинали в медленном темпе ее рассказывать (например, “Теремок”, “Репку”, “Колобок” и т. п., делала паузы при появлении каждого нового персонажа или предмета и предлагала детям описать его. Дети по очереди выбирали из мешочка пуговицу “своего” персонажа и выкладывали его в центр игрового стола. Хорошо, если свой фрагмент сказки ребенок рассказывал сам. Если ребенок затруднялся при подборе пуговицы, помогала ребенку или просила помочь того из играющих детей, кому подбор давался легко. Важно, чтобы каждый играющий ребенок достал из коробки какого-нибудь героя по своему разумению. В конце игры предлагала, всем вместе вспомнить сказку, показывая своих героев и поясняя, почему такая пуговица выбрана на эту роль. Ещё мы играли в другом варианте: каждый играющий подбирал всех персонажей, а в конце игры дети оценивали, у кого пуговицы больше похожи на изображаемых героев.

Игровое упражнение «Подбери форму» прекрасно развивает умение моделировать объект с опорой на схему, символ. Обычно проводила с 3-4 детьми. Использовала 10 карточек 106 см., разделенных на две половинки. В каждой половине изображены какие-либо геометрические формы и 30 карточек 10*5 см с конкретными изображениями разных предметов, знакомых детям и похожих на предлагаемые сочетания геометрических форм. Предлагала детям поиграть в необычное лото и раздавала по 1-3 из 10 символических карточек. Сначала дети рассматривали и называли все геометрические формы, изображенные на карточках. Затем я показывала по одной картинке из конкретного набора, предварительно сообщив детям, что на них нужно стараться отыскать те сочетания геометрических форм, которые встречаются на их карточках. Те дети, у которых карточки и картинки совпадали, поднимали руку и, получив картинку, закрывали ею карточку. Я наблюдала за работой детей и помогала в случае необходимости им отыскать «свои» картинки к символам.

Для формирования умения у детей создавать целое по контуру использовала игру “Загадочные точки”. Брала набор из 12 карточек 1020 см, на каждую из которых нанесен точечный контур известных детям животных. От 1-й до 12-й карточки сложность контура увеличивается: первые животные обрисовывали одним движением (соединением, последующие – двумя, тремя, четырьмя. Всего, следовательно, в задании 4 группы сложности: 1 группа сложности: черепаха (улитка) : медведь: рыба. 2 группа сложности: курица; крокодил; заяц (кролик). 3 группа сложности: лебедь (гусь, птица) : мышь (крыса) : собака (волк). 4 группа сложности: лошадь: жираф: цапля (страус). Каждую ребенок в группе обводил карандашом, поэтому мною был заготовлен достаточный запас карточек – по 15-20 штук с изображением каждого животного. Изготавливала такие контурные карточки накалыванием иглой основного изображения на стопку карточек. Каждая точка соединения снабжена маленькой стрелочкой, указывающей направление соединения. Начальные точки соединений отмечаю красным, зеленым, или синим цветом. Сначала я раздавала детям по одной карточке из первой серии изображений и объясняла, что веселые животные из зоопарка решили подшутить над детьми и спрятались за этими загадочными точками. Детей спрашивала, могут ли они, глядя на свою карточку, представить, какое животное там спряталось. Для тех детей, которые правильно называли животное по контуру, инструкция заканчивается. Затем просила карандашами обвести контур, чтобы зверек появился. Для тех, кто не догадался, обращала внимание детей на цвета точек соединений и стрелочки, указывающие, какие точки должны быть последовательно соединены. Объясняла правила соединения. Затем детям раздавала карточки 2-го, 3-го и 4-го уровней сложности. Каждый раз игровая процедура повторялась, если дети не называли животное по контуру.

Игра “Цветочная клумба” помогла мне формировать у детей способность соотносить реальное изображение и его символ, действовать по плану. Использовала : набор из 3-4 игровых карт размером 1812 см, разделенных на 6 частей 66 см (по числу играющих детей); 20 набор вырезанных из плотной бумаги известных детям цветов (по 20 штук); набор таблиц – схем цветочных клумб размером 96 см в количестве 16 штук, где все цветы изображены символически: тюльпаны – красными равносторонними треугольниками; ромашки – белыми кружочками; васильки – синими пропеллерами; нарциссы – желтыми опрокинутыми полусферами. Предлагала детям побыть садовниками и посадить цветы на своих клумбах так же, как это сделано на схемах. Каждый ребенок получал свою карту – “клумбу”. Наборы цветов находились в 4 коробочках в центре игрового стола. Сначала показывала детям каждый цветок и объясняла, что на схеме он обозначен похожей фигуркой – символом. Затем поочередно показывала несколько образцов и помогала детям посадить одинаковые клумбы. На следующем этапе игры каждый ребенок “сажал” несколько своих клумб. В конце игры предлагала посадить общую клумбу, объединив несколько игровых картин и распределив обязанности, кто, что будет сажать: каждый ребенок получал свою коробочку с цветами, и все вместе сооружали “большую клумбу” из 4 карт – схем.

Полный комплекс игр по использованию приемов кодирования и декодирования для средней группы находится на сайте МААМ. РУ https://www.maam.ru/detskijsad/kompleks-igr-i-igrovyh-uprazhnenii-razvivayuschie-navyki-kodirovanija-i-dekodirovanija-dlja-srednei-grupy.html

Публикации по теме:

Дипломная работа в Детской школе искусств. Часть 1Дипломная работа в Детской школе искусств. Часть 1 Окончание обучения в Детской школе искусств имени А. И. Плотнова завершается выполнением выпускником дипломной работы. К выпускному классу.

Дипломная работа в Детской школе искусств. Часть 2Дипломная работа в Детской школе искусств. Часть 2 Хотела бы дальше представить дипломные работы моих выпускников. Еще раз показать насколько эти работы индивидуальны, творчески интересны.

Перечень подтверждающих документов на первую квалификационную категорию — продуктивность образовательной области Перечень подтверждающих документов (не менее чем за 3 года). Ф. И. О. аттестуемого: Катясь Елизавета Александровна. Должность: воспитатель.

Перечень подтверждающих документов на первую квалификационную категорию — продуктивность деятельности педагога 2. Продуктивность деятельности педагогического работника (педагога) по развитию воспитанников. (подтверждающие документы со всеми выходными.

Перечень подтверждающих документов на первую квалификационную категорию. Продуктивность личного вклада педагога 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования (планы, УМК, конспекты и т. п. Подтверждающие.

Презентация «Портфолио воспитателя для аттестации на первую квалификационную категорию» 1 слайд Добрый день уважаемые коллеги, гости. Меня зовут Куликова Валентина Викторовна. Работаю воспитателем в Муниципальном бюджетном дошкольном.

Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 1Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 1 Практико-значимая работа проектно-исследовательской деятельности «Сюжетно-ролевая игра, как средство гендерной социализации детей дошкольного.

Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 2Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 2 Глава 2. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр 2.1. Теоретические основы сюжетно-ролевой игрыСуществует несколько групп игр, развивающих.

Проектная работа на тему «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников». Часть 1 Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Программа разработана для детей.

Электронное портфолио для аттестации на первую квалификационную категорию воспитателя Портфолио Для аттестации на первую квалификационную категорию воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа на первую категорию. 3 часть
Опубликовано: 5 октября 2019 в 20:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД