Юлия Федорченко
Работа по патриотическому воспитанию в образовательном процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО
Аннотация:в статье раскрывается вопрос специфики работы по патриотическому воспитанию. Авторами представлены практические наработки в данном направлении.
Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольный возраст, патриотическое воспитание, взаимодействие с семьей.
Публикация «Работа по патриотическому воспитанию в образовательном процессе ДОО» размещена в разделах
В дошкольном возрасте начинают своё становление такие чувства как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, ответственность и гордость за свою Родину, желание трудиться на благо своей страны, беречь и преумножать её богатства» [1, с. 39]. А, в общем, все эти чувства можно объединить одним словом –патриотизм.
Без уважения к истории и культуре своей Родины, к ее государственной символике воспитывать чувства уверенности в себе и завтрашнем дне, чувства собственного достоинства и быть полноценной личностью просто невозможно. «Нельзя быть патриотом, если вы не чувствуете незримую связь с Родиной, не знаете, как любили и берегли ее наши предки, деды и отцы» [2, с. 54].
Патриотические чувства могут быть сформированы у ребёнка уже в детском саду, при условии, если ведется целенаправленная и систематизированная воспитательная деятельность, направленная на патриотизм. Периоду дошкольного возраста свойственна открытость, непосредственность и эмоциональность. Именно в этом возрасте «наиболее важно уделить внимание формированию чувств патриотизма, так как сам патриотизм зарождается в человеческом сердце» [3, с. 28]. И та непосредственность и эмоциональность ребёнка, поможет в развитии и становлении чувств патриотизма.
Неотъемлемой частью нравственного, социального и личностного воспитания детей дошкольного возраста, является патриотическое воспитание. В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте «важно давать детям начальные знания о России, о ее символике, о природных богатствах и климате нашей огромной страны, о месте, где живет сам ребенок, его достопримечательностях и людях, которые трудятся на благо страны, об обычаях, истории, культуре» [2, с. 65].
Цели работы :
1. Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
2. Развитие основ нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Основными средствами патриотического воспитания являются : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, государственные праздники, игра, труд.
Иными словами, основными средствами воспитания патриотизма является природное и социальное окружение ребёнка. В своей работе педагогами используются следующие формы и методы патриотического воспитания :
– образовательная деятельность;
– социальные акции;
– ознакомление детей с государственными и общественно значимыми праздниками;
– целевые прогулки, экскурсии, посещение музеев;
– наблюдения за явлениями, событиями, происходящими в общественной жизни страны/города;
– рассказ воспитателя, беседы, чтение художественных произведений;
– рассматривание альбомов, фотографий;
– знакомство с народным творчеством и т. д.
Важно, чтобы мероприятия повышали детскую мыслительную активность, любознательность, оставляли в памяти яркие впечатления, эмоции, чувства гордости за свою страну и народ. Этому помогают приемы сравнения (наша страна (город, поселок) раньше и теперь, проблемные вопросы, яркая наглядность, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.
Работа с педагогами ДОО организуется на основе имеющихся у них проблем в работе с детьми по патриотическому воспитанию. По специально разработанному плану для педагогов проводятся тематические семинары, групповые и индивидуальные консультации, взаимопосещения открытых видов детской деятельности, оказывается помощь в организации развивающей предметно-пространственной среды группы и детского сада.
Таким образом, разработанныемероприятия нацелены на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Она включает принципы, цели, задачи, перспективное календарно-тематическое планирование, содержание работы с детьми, взаимодействие их родителями, воспитателями детского сада, ожидаемые результаты от реализации программы.
Список литературы:
1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2020. – № 2. – С. 39-42.
2. Воронова Е. Н. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры: метод. пособие / Е. Н. Воронова. – М. : Гардарики, 2018. – 153 с.
3. Дошкольникам о защитниках отечества. Метод. пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / Под. ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : Сфера, 2010. – 192 с.