Анна Петровская
Работа по развитию познавательной активности, мелкой моторики через использование информационных и образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по развитию у дошкольников познавательной активности, мелкой моторики через использование современных информационных и образовательных технологий.
Свою педагогическую деятельность осуществляю в соответствии с ООП МАДОУ детский сад комбинированного вида № 14 «Ягодка»», разработанной на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой в соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Работа по развитию познавательной активности, мелкой моторики через использование информационных и образовательных технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2023
В настоящее время цель моей педагогической деятельности – развитие у дошкольников познавательной активности, мелкой моторики через использование современных информационных и образовательных технологий.
Исходя из цели моей деятельности и в соответствии с ФГОС ДО определила для себя следующие задачи:
1. актуализировать свои знания по теме, путём ознакомления и изучения опыта работы коллег в данном направлении, изучения психолого – педагогической и методической литературы по проблеме;
2. создать условия, способствующие развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, посредством уголка «Сумей-ка»;
3. обновлять предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста;
4. совершенствовать технические навыки детей посредством работы с различными материалами и инструментами;
5. развивать эмоционально-положительные отношения к собственным поделкам, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца;
6. развивать художественно - творческие способности, образное мышление.
7. привлекать родителей в совместную деятельность по развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста;
8. разработать и реализовать комплекс занятий по развитию мелкой моторики рук «Говорящие ладошки»;
9. распространять опыт своей педагогической деятельности.
Мониторинг выявления уровня освоения детьми образовательных областей осуществлялся на основе критериев, выдвигаемых программой под редакцией Н. Е. Вераксы.
По итогам проведения мониторинга выявлены следующие результаты: 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании дополнительных условий, которые содействуют повышению эффективности процесса, развития мелкой моторики рук дошкольников.
Целенаправленную работу по развитию мелкой моторики осуществляю через интеграцию разных видов детской деятельности, что способствует целостности детского восприятия мира. Создает полную и разностороннюю его картину. При планировании самостоятельной и совместной деятельности с детьми и родителями, использую различные формы и методы работы. В группе оформлены центры активности детей, центр продуктивной и творческой деятельности, центр правильной речи и моторики, уголки безопасности и дорожного движения. Для совместной работы с детьми по развитию мелкой моторики выстроена система, основанная на создании условий для совместного и самостоятельного действия детей, сделана подборка методической литературы, разработан перспективный план кружка «Мир в ладошке». Использую в своей работе игры-занятия по методике Wood master для развития мелкой моторики рук.
Созданы различные картотеки, игры и упражнения с карандашами и массажными мячиками. Для развития мелкой моторики мною созданы развивающие доски «Бизиборды», игра-головоломка «Пантомино», математический планшет «Геометрик», «Малые геометрики», игра «Ткачок – паучок», игра со скрепками «Сосчитай – ка», пазлы – шнуровки «Занимательная улитка», игры с прищепками «Забавный алфавит», «Чего не хватает», игры с помпонами и пуговицами «Пустое место», игра «Пластилиновая мозайка», игры-заплатки «Времена года».
Опираясь на принципы ФГОС ДО, строю свою деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал свою уникальность. В организованной образовательной деятельности я иду от интересов, возможностей, способностей детей. Именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности к самовыражению.
Мною была создана предметно – развивающая среда, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям детей. Для разнообразия деятельности детей в группе создано игровое пространство с учетом принципов динамичности, самостоятельности и зонирования. Были оформлены центры изобразительной деятельности, театральной деятельности, художественной литературы и развития речи, математический, природный, сюжетно-ролевых игр, уголок экспериментальной деятельности, уголок по пожарной безопасности, по правилам дорожного движения.
Наблюдения показали, что дети проявляют интерес к исследовательской и конструктивной деятельности.
Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда. Приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия). Некоторые из них были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
Сенсорно дидактический уголок «Сумей-ка» является центром развивающих игр, направленных на развитие мелкой моторики. Работу в уголке «Сумей-ка» провожу с небольшой группой детей и индивидуально. В игровой зоне детям доступны различные игры. Применяю в работе по мелкой моторики игрушки поп-ит, цветные камушки, нейроигры, кубики - рубики, мячики су джок, веселые "Гонзики", пластилиновую мозайку, альбомы игр на липучках, игры на липучках на ковриках, игры с пинцетами, игры с прищепками и скрепками, лабиринты и многое другое.
В зоне изодеятельности: трафареты, бумага, карандаши, раскраски. В учебной зоне: счётные палочки, тетради с карандашами. В театральной зоне: пальчиковый театр.
Развитие предметно-развивающей среды было бы не возможно без взаимодействия с родителями.
Групповое помещение условно подразделено на разнообразные центры, что позволяет использовать помещение группы наилучшим образом для организации содержательной образовательной деятельности и развития каждого ребёнка, созданию благополучного эмоционально - психологического климата в группе. Реализация принципов вариативности, насыщенности при построении развивающей среды по ФГОС ДО способствует проявлению у воспитанников самовыражения, детской инициативы и самостоятельности.
Наши групповые центры:
Центр «Юный эколог»,
Центр «Читай-ка»,
Центр «Играй-ка»,
Центр «Создавай-ка»,
Центр безопасности и дорожного движения.
Центр по конструированию и изобразительному творчеству "CRAFT МАСТЕРСКАЯ ЙОХОКУБА".
Центр по речевому развитию "Говоруша".
Математический центр.
Центр по развитию мелкой моторики "Сумей-ка"
В группе также выделены зоны для сюжетно- ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Строители».
Развитие мелкой моторики рук проходит через все образовательные области : социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Мелкая моторика проходит через все виды деятельности – это двигательная, игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская, музыкальная и восприятие художественной литературы и весь педагогический процесс.
В своей педагогической деятельности я использую современные педагогические технологии : игровые, здоровьесберегающие, информационные, проектные и технологию нетрадиционного изобразительного искусства.
В своей работе использую современные формы и методы организации и проведения образовательной деятельности, которые обеспечивают развитие воспитанников и индивидуализацию их обучения.
В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:
- задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности;
- учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
- работу провожу регулярно, систематически.
- соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;
-забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
В воспитательно - образовательном процессе применяю различные методы:
• Наглядные (показ игрушек, иллюстраций, мультфильмов, разных видов театров – настольный, кукольный, пальчиковый, бибабо, театр оригами).
• Словесные (проговаривание, беседа, чтение произведений, словесные игры, пересказы, сочинение сказок);
• Практические (игры пальчиковые, подвижные, хороводные, игры – инсценировки, стихи с движениями).
Свою педагогическую деятельность я осуществляю в соответствии ФГОС ДО.
Для детей мною были изготовлены интерактивные книги Лэпбуки на разные темы: «Патриотическое воспитание», «День победы!», «Космос». «Времена года», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения», «Игрушки», «Моя мама», «По страницам любимых книг», «Что в лесу растет, кто в лесу живет», «Экология, «Финансовая грамотность», «Мои любимые сказки», «Домашние животные», «Животные леса», «Исследовательская деятельность», «STEAM – ТЕХНОЛОГИЯ», «По страницам любимых книг».
«Так же создала игровые ширмы на темы «Моя Родина – Россия», «ПДД» и методические пособия: коллекция кругов Луллия на разные темы, круги Луллия по сказкам, пособия - тренажеры для развития речевого дыхания.
Также по пожарной безопасности изготовила игру на липучках из фетра.
Создала большую коллекцию игр на липучках по познавательному развитию и кейс игр на липучках на разные темы.
Изготовила кейс по познавательному развитию «Растительный и животный мир», кейс по ФЭМП для дошкольников, кейс игр на липучках «Мои любимые сказки», кейс игр на липучках «Найти тень», кейс игр на липучках «Культура и традиции русского народа», кейс игр на липучках «Моя Родина – Россия», 3D альбом «Добрые дела», альбомы игр на липучках на разные познавательные темы, альбомы по Великой Отечественной войне и многое другое.
По развитию речи мною были изготовлены круги Луллия по сказкам, пособия - тренажеры для развития речевого дыхания. Дидактические игры по развитию речи : «Предлоги», «Такой же как», Логопедические зонтики», «Глаголы в ромашке», «Чей хвост», «Подбери прилагательное», «Веселая рифма». Комплекс дидактических игр «Волшебные круги».
Так же были изготовлены кейс по речевому развитию «Говоруша», альбом «Запуск речи», кейс по развитию речи «Фразовый конструктор». Лэпбуки по развитию речи «Грамотейка», «Говоруша».
Важную роль в познавательном развитии детей играет и проектная деятельность. Используя метод проекта в работе с дошкольниками, способствует повышению самооценки ребенка. Когда ребенок принимает участие в проекте, то он видит свой вклад в общем деле, радуется успехам. Родители, участвуя в реализации проекта, становятся участниками образовательного процесса, обогатив свой опыт и удовлетворения своих успехов и успехов своего ребенка.
Метод проекта способствует развитию межличностных отношений детей в группе. Были реализованы проекты: «Птицы зимой», «Дружба начинается с улыбки», «Моя любимая книга», «Мир профессий», «Лето - это маленькая жизнь», «Здоровый образ жизни», «День Победы», «Моя малая Родина».
Самым ярким и запоминающимся проектом стал: «Горькая правда войны и наш Победный Май"»
Данный проект стал лучшим проектом по военно-патриотическому воспитанию среди дошкольных учреждений Кировградского городского округ, осуществляющее патриотическое воспитание молодежи "ВОСПИТАЕМ ПАТРИОТОВ".
В работе с родителями провожу консультации по знакомству родителей с нетрадиционными и традиционными средствами развития мелкой моторики рук детей, выставки детских работ, родительские собрания, представляю результаты работы за год, имею положительные отзывы со стороны участников образовательного процесса : родителей и коллег.
Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители понимают необходимость участия в жизни группы и с удовольствием включаются в это. Мы стараемся создать прочные, дружеские взаимоотношения.
Систематическая работа и разные виды деятельности, используемые мною в работе в данном направлении, при целенаправленном их применении позволили мне достичь положительных результатов. Наблюдается положительная динамика освоения детьми по всем направлениям развития : на конец 2020 2021 уч. года : показатель сформирован у 64% детей, в стадии формирования – 24%; не сформирован – 12%; на конец 2021-2022 уч. год: показатель сформирован у 82% детей, в стадии формирования – 18%; не сформирован – 0%.
По результатам положительной динамики развития познавательных способностей детей, плодотворному сотрудничеству с семьями воспитанников, активному взаимодействию с другими педагогами ДОУ и социальными партнерами, можно сделать вывод, что цель работы достигнута.
Главная задача педагога в том, чтобы научить ребенка знаниям, жизненным ценностям и личностным качествам. Но без своего развития невозможно дать новые знания и умения детям. Применение инновационных технологий в своей деятельности, участие и положительные результаты в конкурсах различного уровня тому подтверждение.
Я понимаю, что применение современных информационных средств обучения положительно влияют на образовательный процесс, современные дети требуют современного подхода. Мною подобрана видеотека познавательных мультфильмов, презентаций. Подбираю иллюстративный материал к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, интернет, принтер, презентация, знакомлюсь со сценариями праздников и других мероприятий).