МААМ-картинки

Работа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Елена Корнева
Работа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Работа по самообразованию

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка и актуальность программы 3 стр.

2. Цели и задачи обучения 5 стр.

3. Перспективное планирование 2018-2019 год 7 стр.

4. Литература 10 стр.

1. Пояснительная записка. Актуальность программы.

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

Публикация «Работа по самообразованию „Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры“» размещена в разделах

В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Поэтому, я решила начать работать над своей темой по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры». Так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания, а далее начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Работа в данном направлении поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук,

- развивая психические процессы:

- произвольное внимание и логическое мышление;

- зрительное и слуховое восприятие, память

2. Цели и задачи программы

Объекты программы

• Дети группы раннего возраста

Методы:

• Игровой метод (дидактические игры).

• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

• групповая;

• подгрупповая;

• индивидуальная.

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 27 занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения.

Цель программы

Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств.

Задачи программы

• Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.

• Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания, окружающего и развития мышления.

Задачи обучения

Развитие зрительных ощущений : учить различать цвет, форму, величину предмета.

Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.

Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

• Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».

• Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.

• Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.

• Дать представления о чередовании предметов по форме.

Предполагаемый результат

• Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.

• Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).

• Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

• Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

• Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

3. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 2018-2019 ГОД

Месяц Занятие Цель Оборудование, материалы

СЕНТЯБРЬ Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с уголка сенсорики.

ОКТЯБРЬ 1.«Назови геометрическую фигуру». (см. прил. 1 №1) Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

2.«Пересыпание ложкой». (см. прил. 1 №2) Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. Горох, ложки, глубокие емкости.

3. «Шнуровка». (см. прил. 1 №3) Развивает мелкую моторику рук, концентрирует внимание, тренирует усидчивость Шнуровка разных размеров

4.«Сортировка». (см. прил. 1 №4) Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями. Шары разного цвета.

НОЯБРЬ 1.«Найди предмет такой же формы». (см. прил. 1 №5) Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры Дидактическая игра «Геометрическое лото»

2. «Угости маленького и большого зайца морковкой». (см. прил. 1 №6) Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.

3. Игры с мозаикой (см. прил. 1 №7) Развивать мелкую моторику, внимание и фантазию. Мозаика

4.«Почени одежду зайчатам». (см. прил. 1 №8)

Учит различать цвета и использовать названия цветов в речи Силуэты одежды вырезанные из картона, геометрические фигуры

ДЕКАБРЬ 1.«Волшебный поднос». (см. прил. 1 №9) Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. Поднос с однотонным цветным дном, крупа.

2 «Найди одинаковые шарики по цвету"(см. прил. 1 №10)

Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Шарики основных цветов.

3.«Подбери по форме». (см. прил. 1 №11) Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.

4. Игры с прищепками : выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) (см. прил. 1 №12) Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки.

Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

ЯНВАРЬ 1. Игры с пазлами (см. прил. 1 №25) Развивает моторику рук и внимание. Пазлы по возрасту

2. «Счетные палочки». (см. прил. 1 №19) Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Счетные палочки.

3. «Золушка». (см. прил. 1 №13) Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль, тарелочки.

ФЕВРАЛЬ 1. «Найдите одинаковые шарики по цвету». (см. прил. 1 №10) Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Разноцветные шарики

2. Пальчиковая игра Капитан (см. прил. 3 №1) Развивать у детей мелкую моторику рук. -

3. Игры с бельевыми прищепками. (см. прил. 1 №12) Развитие моторики рук, учит объединять предметы по признаку цвета Бельевые прищепки

4. «Поможем зайке разложить игрушки». (см. прил. 1 №17) Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Игрушки: зайцы, сенсорный куб с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал.

МАРТ 1. «Подбери чашки к блюдцам» Учит детей различать цвета Блюдца и чашки разных цветов

2. «Строим башню». (см. прил. 1 №14) Обучение соотнесению по величине четырех предметов. Строительный материал: кубики.

3. «Что лежит в мешочке?». (см. прил. 1 №15) Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

4. «Подбери петушку перышко» (см. прил. 1 №16) Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. Дидактическая игра «Подбери петушку перышко».

АПРЕЛЬ 1. «Сделаем куклам бусы». (см. прил. 1 №17) Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.

2. «Спрячь мышку». (см. прил. 1 №18) Закреплять у детей представления о шести цветах. Дидактическая игра «Спрячь мышку».

3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. (см. прил. 1 №19) Развивать у детей мелкую моторику рук. Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.

4. «Башня из кубиков». (см. прил. 1 №20) Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. Деревянные кубики.

МАЙ Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорики.

4. Литература:

1. Альтхауз Д., Дум Э. цвет – форма- - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. возраста / Рус. Пер. Под ред. В. В. Юртайкина. – М. : Просвещение. 1984– 64 с.

2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение. 1991– 207с.

3. Дружинина Марина Владимировна. Разные цвета. ООО «Дрофа» 2005

4. Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития : Академия, К: Академия Холдинг,. 2000-224 с.

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете,.

Мастер-класс для воспитателей по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры» Сенсорное развитие ребёнка - это формирование представлений о внешних признаках предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве,.

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить.

Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» Введение: Раннее детство – особый период становления органов и систем.

Отчёт по самообразованию на тему «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет через дидактические игры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 145» 1 младшая группа «Подсолнушек» Подготовила воспитатель.

План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» План самообразования педагога Раджабовой Муаззам Акрамовны на 2017-2018 учебный год Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические.

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» На этапе раннего детства ознакомление со свойствами.

Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры в период адаптации Презентация сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры в период адаптации». В процессе сенсорного развития важно учитывать,.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры. Именно в первые годы жизни закладывается тот багаж, который будет способствовать.

Сенсорное развитие в первой младшей группе. Дидактические игры для детей раннего возрастаСенсорное развитие в первой младшей группе. Дидактические игры для детей раннего возраста Сенсорное развитие в первой младшей группе. Дидактические игры для детей раннего возраста. Подготовила Петрова Н. К. 15.02.18 Ранний возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Опубликовано: 16 сентября 2018 в 18:01
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД