Папки-передвижки

Работа по самообразованию «Речь и мяч» для детей 3–4 лет (8 фото)

Надежда Вострецова
Работа по самообразованию «Речь и мяч» для детей 3–4 лет

Работа по самообразованию.

Тема: "Речь и мяч" в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет"

автор-составитель: Н. С. Вострецова

воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар

"Детский сад № 206"

«Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую связано с развитием интеллекта.

Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!»

С. А. Шмаков

Введение:

Публикация «Работа по самообразованию „Речь и мяч“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Игры с мячом известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными из игр.

В России игры с мячом также, были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по сноси упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Однако играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается

незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно, не могут научить им своих детей.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с мячом способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а так же сохранению психического и физического развития ребенка.

Значение мяча в физическом развитии ребёнка.

Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Активные действия с мячом ребёнок может выполнять начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются по мере усвоения действий за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. К старшему дошкольному возрасту, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование умения ведения, отбивание мяча, ловли, передачи, а также забрасывания мяча в корзину. Обычно мяч рассматривают, в основном, как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности мяча далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических процессов.

Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность в движении. Взрослый показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает детям приобрести собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча».

Работа по самообразованию «Речь и мяч» для детей 3–4 лет
Фото «Речь и мяч»
Работа по самообразованию  для детей 3–4 лет - фото

Упражнения с мячом способствуют развитию моторики.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. В коррекционно - логопедической работе, можно использовать в качестве массажа разного рода мячики или шарики, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Массажный мячик – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закруглённые массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей.

Игры с мячом, способствуют развитию ориентировки в пространстве.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.

Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого можно использовать резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. Эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже в группе. Речевое сопровождение игр и упражнений с мячом помогает быстрее освоить пространственную терминологию.

Игры с мячом способствуют обогащению и расширению словарного запаса, развитию грамматического строя речи.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом. Речевые игры с помощью мяча создают необходимые предпосылки для положительного развития у детей правильных речевых навыков, являются одним из эффективных методов, использование которого оказывает положительное влияние на расширение словарного запаса детей.

Упражнения с мячом способствуют тренировки дыхания, речи в движении.

В работе с дошкольниками важно научить их хватать мяч налету, кидать об пол и ловить. Перекидывать из руки в руку. Кидать партнеру и ловить от партнера. Мяч является отличным тренажером в воспитании кистей рук, координации, реакции, свободы телесной. В этих упражнениях тренируются речь и движение. Если дети смогут одновременно говорить и кидать в нужном ритме, себе или партнеру, то эти упражнения разовьют в детях многое. И держать внимание в том числе.

Дыхание, которое длительное время тренировалось в статичном положении, во время движения расстраивается, сбивается с ритма, воздух чаще подхватывается ртом, ухудшается звучность голоса, возникает одышка.

Так же при работе с голосом в теле невольно возникают напряжения, зажимы. Избавиться от них нелегко. Когда же мы берем в руки мяч и подбрасываем, подбиваем его внутренней, тыльной стороной руки, мы не обращаем внимания, когда берется дыхание – оно само собой входит и выходит. Внимание постоянно на мяче, ведь мы не знаем траекторию дальнейшего его движения, силу, скорость. И должны быть готовы среагировать.

Работаем с мячом для большого тенниса. Он упругий, сложен для ручек дошкольников, и развивает хорошо.

Цель работы: показать влияние мяча на общее развитие детей дошкольного возраста, в частности на развитие речи.

Для достижения данной цели я выделила для следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по вопросу значения мяча в развитии детей дошкольного возраста, познакомиться с новыми методиками и технологиями. 2. Подобрать методики, наиболее эффективные формы и методы работы с мячом для детей 3-4 лет.

3. Повышать свою компетентность в работе с детьми по сохранению и укреплению их здоровья, развитию речи, ориентировки в пространстве, используя мяч. 4. Провести диагностику на начало и конец учебного года с целью выявить уровень развития мелкой моторики, степень речевого развития, уровень владения мячом детей нашей группы. 5. Разработать перспективный план работы с детьми “Речь и мяч” 6. Создать информационно-методическую базу: - приобрести методическую литературу - приобрести мячи (коучуковые (маленькие, массажные, для большого тенниса, большие резиновые мячи, футбольный мяч) - подобрать: - комплексы утренней гимнастики с большим и малым мячом, с

сюжетами.

- комплексы упражнений по самомассажу.

- пополнить: - физкультурный уголок атрибутами для подвижных и

спортивных игр с мячами.

- картотеки подвижных игр, игр для развития речи, игр на

ориентировку в пространстве, пальчиковых игр с предметами.

7. Создать условия для успешной организации работы: - насыщенная материалами предметно - развивающая среда;

- свободный доступ детей к мячам и возможность использовать их в свободной деятельности;

- создание эмоционально-положительной атмосферы;

8. Внедрять здоровье сберегающие технологий в образовательный процесс для благотворного всестороннего развития детей.

9. Представить свой опыт работы на педсовете; 10. Создать информационное пространство для родителей.

На первом этапе я провела мониторинг с целью выявить уровень развития мелкой моторики рук, степень речевого развития, уровень владения мячом у детей нашей группы.

Исходя из результатов мониторинга были поставлены следующие задачи для воспитанников:

Обучающие: - обучать основным действиям с мячом (хват, удержание, бросок, сила броска, направление броска, выразительность движений) - обучать основным правилам игры с мячом; - формировать двигательные качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений); - знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнёра, контролировать и координировать движения);

Развивающие: - совершенствовать и повышать работоспособность организма ребёнка. - развивать воображение, пространственное, образное и логическое мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, глазомер; - развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми; - развивать волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить начатое до конца); - вырабатывать навыки правильной осанки; - совершенствовать активную речь, словарный запас;

Воспитательные: - формировать потребность и устойчивую привычку к двигательной деятельности; - воспитывать двигательные физические качества.

Для родителей:

- повышать компетентность родителей в вопросах развития речи, мелкой и крупной моторики ребенка;

- провести консультации и беседы: «Играйте вместе с детьми в мяч», «Школа мяча», «Мячи вместо прописей».

Фото №1 Работа по самообразованию Фото №2 Тема Речь и мяч в группе общеразвивающей направленности для детей лет автор составитель Н

Основные направления работы:

· физическое развитие – формирование двигательных умений и навыков ребенка в процессе игр и упражнений с мячами в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации, крупной и мелкой моторики;

· познавательное развитие – формирование представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, количестве, пространстве, причинах и следствиях);

· речевое развитие – пополнить и активизировать словарь детей, развивать устную речь, практическое овладение нормами речи;

· социально-нравственное развитие – развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным, общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;

Фото №3 Вострецова воспитатель МБДОУ МО г Фото №4 Краснодар Детский сад Мяч это рука ребёнка

Оборудование: мячи разного диаметра (маленькие каучуковые, для большого тенниса, пластмассовые, средние и большие резиновые, клубки из ниток, мишени, дуги, кегли, корзины, скамья.

Фото №5 Самообразование развитие её напрямую связано с развитием интеллекта

Литература:

- Н. Е. Вераксы, М. А. Васильева, Т. С. Комарова «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы», Москва «Мозаика-Синтез», 2012

- Мария Станкевич, «Мячи вместо прописей»(лекция, 2020

- А. В. Семенович, «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза», Москва «Генезис», 2017

- Н. И. Николаева, «Школа мяча», Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2012

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аскизский детский сад «Родничок» План по самообразованию «Приобщение.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом» Консультация для родителей на тему: «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом».Как хочется, чтобы речь вашего ребёнка.

Консультация «Речь детей раннего возраста»Консультация «Речь детей раннего возраста» В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения.

План индивидуальной работы для детей 1 младшей группы (ЗРР) по разделу «Речь и познавательные процессы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Буратино» г. Волжска РМЭ План индивидуальной работы для детей 1 младшей.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа)Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа) роблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием.

Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь»Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь» В нашей группе с родителями был проведен семинар-практикум «Движение и речь». Встреча проходила в теплой домашней обстановке за чашечкой.

Совместная деятельность детей и родителей средней группы в КВН-игре «Играя, речь развиваем»Совместная деятельность детей и родителей средней группы в КВН-игре «Играя, речь развиваем» Задачи: Образовательные: -активизация речевой деятельности детей разнообразными методами и способами; - совершенствовать умение употреблять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по самообразованию «Речь и мяч» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 18 октября 2020 в 16:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД