Папки-передвижки

Работа психолога и ее механизмы

Александр Владимирович Гришин
Работа психолога и ее механизмы
▼ Скачать + Заказать документы

Кто такой психолог, в отличие от психотерапевта психолог-консультант обычно имеет контакт лишь с сознанием клиента. Основной инструмент его это слово. С помощью слов психолог помогает клиенту понять себя, научить способам саморегуляции, решения межличностных проблем и т. д. Но слова клиента это зачастую лишь фасад, за которым скрываются настоящие проблемы. И эти проблемы имеют обыкновение маскироваться под что-то иное.

Эта маскировка реальных проблем в психологии и психотерапии называется

Публикация «Работа психолога и ее механизмы» размещена в разделах

психологической защитой.

Механизмы этой защиты функционируют автоматически от сознания, на

бессознательном то есть уровне. Психологическая защита используется для

уменьшения тревожности и других неприятных ощущений – без решения истинных проблем.

Принято считать, что она не представляет патологии, пока не становится

утрированной и не начинает искажать понимание реальности и ограничивать

гибкость поведения. Чтобы понять суть конкретной психологической защиты,

задействованные механизмы, психологу важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность и другие переживания, проинтерпретировать это свое состояние в близких ему понятиях.

Сам факт того, что клиент наконец получил квалифицированного слушателя, может подтолкнуть к более качественному самоанализу, нахождению путей выхода из запутанной ситуации. Психологу надо быть готовым к тому, что и без его подсказок клиент может разобраться в ситуации (или в отдельных ее моментах). В этом случае достаточным может быль лишь поддержать его. К этому надо быть готовым, но в большинстве случаев, конечно, если бы человек мог сам разобраться в своих проблемах, он разобрался бы с этим раньше. Когда проблемная ситуация "одевается" в словесную оболочку, то фиксируется в пределах слов и становится объектом, который может "увидеть" и клиент, и консультант. Появляется материал, с которым можно предметно работать. На протяжении всей консультации клиента надо подталкивать к совместному поиску истины, с которой можно работать как с фактом, а не как с домыслами или вообще пустыми словами.

В процессе работы с психологической защитой консультант должен проявлять

понимание и терпимость. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со

скрытыми в бессознательном чувствами.

Следует быть весьма чутким к клиенту, работать с его проблемой как с необычной, индивидуальной. В научной литературе описано довольно много (несколько десятков) разных видов психологической защиты.

Ниже приведены те, которые встречаются в большинстве классификаций.

Вытеснение Этот механизм психологической защиты заключается в том, что из сознательного в бессознательное непроизвольно устраняются неприемлемые мысли, побуждения, чувства.

Вытеснение поэтому называют еще мотивированным забыванием: человек

забывает, потому что это ему выгодно. Из сознания может вытесниться

свершившийся факт.

Например, человек случайно выругался неприлично в присутствии людей, в чьем обществе это недопустимо (начальник, например, или невеста); но потом этот факт совершенно был вытеснен из сознания, чтобы не травмировать. Может вытесниться из сознания и цель, задача, если они связаны с чем-то весьма неприятным. Человек напрочь забывает о том, что предстояло обязательно сделать, а потом сильно удивляется этому. Также могут вытесняться тревожные ожидания (например, представление о том, что близкий человек может заболеть тяжелой болезнью и умереть). Вытеснение чаще происходит у людей эмоциональных, с демонстративно-истероидными чертами характера.

Вытеснению подвержены лишь факты не очень значительные, не искажающие

кардинально картину мира. Тем не менее когда действие вытеснения для

уменьшения неприятных переживаний у взрослых, подростков и детей, оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Таковы две наиболее широко известные комбинации: вытеснение + смещение, вытеснение + конверсия.

Психологу-консультанту не стоит навязчиво стремиться к поиску всех вытесненных мыслей, побуждений и чувств. В конце концов, чем больше человек живет, тем больше у него за спиной оказывается неприятных вещей, про которые вспоминать не только не хочется, но и не имеет смысла тратить свое время. Однако если в процессе консультации возникает явный пробел или противоречие в картине и психолог видит, что наличие пробела не дает процессу консультации сдвинуться с мертвой точки, то стоит попробовать оживить воспоминания клиента с помощью осторожного расспрашивания.

Регрессия. С помощью регрессии человек как бы стремится вернуться в свое прошлое, в те времена, когда ему было жить комфортнее, чем сейчас, когда его желания легче удовлетворялись. Внешне регрессия проявляется в том, что человек начинает "ребячиться". Регрессия может быть частичной, полной или символической.

Частичная регрессия находит свое проявление лишь в реакциях на неприятные события, в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях и т. п. В таких ситуациях подростки и дети бессознательно возвращается в состояние, когда о нем заботились, когда он находился под полной опекой родителей, которые могли взять на себя любые его проблемы. При этом внешне поведение может выглядеть совершенно нелепо например: (взрослый человек, руководитель, начинает капризничать и плакать как ребенок). Специфика работы с регрессией заключается в том, что далеко не всегда психолог может заметить, что клиент склонен к этой форме психологической защиты. Взрослые, подростки и дети чаще говорят о фактах, поэтому приоритет нужно отдать вопросам о чувствах (необходим баланс фактов и чувств) : "А что вы почувствовали, когда. ?" Отражая чувства, необходимо учитывать все эмоциональные реакции подростка и ребенка. Обобщение чувств используется для показа клиенту действительного единства

противоположностей в эмоциональной сфере.

Публикации по теме:

Конспект ООД «Перекидные качели» по легоконструированию «Первые механизмы»Конспект ООД «Перекидные качели» по легоконструированию «Первые механизмы» Конспект ООД в подготовительной к школе группе первые механизмы «LEGO-education» Тема «Перекидные качели» Цель: способствовать развитию.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологийКоррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологий Игровые технологии. Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению.

Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций c детьми с ОВЗ Дошкольное образование реализуется в вариативных организационных формах, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом.

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группыРабота педагога-психолога с детьми подготовительной группы Два раза в неделю со всеми воспитанниками подготовительных групп я провожу подгрупповые коррекционные занятия на развитие моторики рук,.

Работа педагога-психолога с детьми старших группРабота педагога-психолога с детьми старших групп Я, как педагог-психолог, провожу с детьми старших групп тренинговые групповые занятия на развитие эмоционального интеллекта. Занятия начинаются.

Работа психолога ДОУ с детьмиРабота психолога ДОУ с детьми Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я расскажу вам о работе с детьми психолога детского сада. Все мы разные, и каждый психолог имеет.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Стратегия и механизмы проекта «Наш огород». Часть 3Стратегия и механизмы проекта «Наш огород». Часть 3 Этапы проекта: 1 этап - подготовительный Стартовая беседа для выявления представлений детей об овощах, постановка проблемы,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа психолога и ее механизмы
Опубликовано: 14 апреля 2024 в 20:44
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа психолога и ее механизмы» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД