Лучший педагог года

Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ

Таня Костюченко
Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ

Мы отмечаем, что в последнее время в логопедических группах увеличивается количество детей, имеющих не только нарушения речи, но и различные неврологические отклонения, психические расстройства, задержку психического развития (ЗПР). Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Такие дети с раннего возраста нуждаются в особом подходе и методах воспитания. Но, как правило, семья, которая растит такого ребенка, сама нуждается в поддержке специалистов. Родителям бывает нелегко устанавливать контакт со своим ребенком, понять его, так как развитие детей с отклонениями происходит немного по иному пути, чем у обычных детей. Таким образом стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей в коррекционно- педагогической работе с детьми и их родителями.

Публикация «Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ» размещена в разделах

Практика работы с такими детьми показывает, что развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального обучения в должной степени не формируются [1]. Для решения проблемы правильного формирования эмоциональной сферы ребенка эффективной формой является коррекционно-развивающие занятия. Учитывая это, мы, изучив литературу по этому вопросу, стали проводить цикл игровых сеансов для детей с задержкой психического развития, направленных на развитие речи, эмоционально-волевых качеств и повышения уровня социальной адаптации, созданных на основе технологии авторами Ротарь Н. В., Карцевой Т. В., 2010 г. [1]. Т. к. предлагаемые авторами конспекты игр-сеансов по коррекции эмоционально-волевой сферы совпадали с нашим тематическим планированием лишь на I разделе, поэтому со П полугодия мы, видя положительные результаты этой методики, стали разрабатывать игровые сеансы, соответствующие нашим тематическим неделям, учитывая индивидуальные особенности детей.

Цель сеансов: развитие эмоциональной сферы ребенка игровыми средствами.

Задачи:

- развивать способность понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;

- корректировать психоэмоциональное состояние;

- способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;

- формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность;

- развивать творческое воображение и фантазию.

Принципы сеансов:

- реальных учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития; потребностей данного возраста;

- опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

- обеспечение необходимого уровня сформированного психических и социальных качеств ребенка.

Содержание сеансов отвечает тенденциям современного образования, таким как:

- признание самоценности дошкольного периода;

- сохранение и развитие психофизического здоровья дошкольников;

- гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса.

Структура игрового сеанса:

I. Подготовительная часть - упражнения, ритуалы приветствия и игры на сплочение.

II. Основная часть - упражнения на сознание, передачу разных эмоциональных состояний с использованием различных средств (игротерапия, динамические паузы, элементы арттерапии, психогимнастика, этюды, релаксационные техники, которые обычно сопровождаются расслабляющей музыкой; рисованием,.

III. Заключительная часть - продукт деятельности по теме занятия, упражнения на расслабление, ритуал прощания.

Психотерапевтический эффект сеансов предполагает развитие (воспитание) интереса детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности, психологический комфорт и позитивные чувства.

Развивающий эффект сеансов предполагает развитие творческого потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их; развитие психических процессов у детей.

Воспитательный эффект сеансов предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира, формирование эмоционально-волевых качеств, социального поведения.

Обязательными условиями проведения сеансов являются:

использование игровых методов;

смена видов деятельности;

положительная оценка личных достижений каждого ребенка.

Практика показала, что к, концу учебного года дети научились понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека, стали устанавливаться партнерские отношения друг с другом через игровую деятельность.

Опыт работы показывает, что для наиболее успешной деятельности по коррекции поведения и психического развития проблемных детей их успешной адаптации, необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку родителям и включать их в коррекционный педагогический процесс. Учитывая запросы родителей и назревшие проблемы, в нашей группе был создан родительский клуб «Озорные звуки».

Цель клуба: создание целостной системы действий всех участников педагогического процесса по оптимизации речевого развития детей, в которой путем личностно-ориентированного подхода, который не только бы сохранял здоровье ребёнка, но и «приумножал» его, через раскрытие внутреннего потенциала семьи будут созданы условия для более качественной реабилитации дошкольника с речевыми нарушениями.

Во время проведения мероприятий клуба родители имеют возможность получить необходимую информацию по речевому развитию своего ребенка, обсудить возникшие трудности формирования речи дошкольника и личности в целом, пообщаться друг с другом, высказаться, получить помощь.

Задачи:

- повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов с воспитателями и специалистами ДОУ;

- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;

- привлекать родителей к использованию здоровье сберегающих технологий, которые влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовку дошкольника к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье;

- формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;

- внедрять в практику нетрадиционные формы работы с родителями;

- переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Программа деятельности клуба разработана по трем направлениям :

1. Обучение родителей.

2. Консультирование родителей.

3. Организация и проведение утренников и праздников.

В соответствии с поставленной целью и задачами разрабатываются темы работы клуба. Например : «Сказка о веселом язычке», «Раз-два - три - четыре - пять - Вышли пальчики играть», «Играем - фонематический слух развиваем», «Путешествие в страну красивой речи». Занятия в клубе способствуют своевременному устранению речевых нарушений и предупреждению их отрицательного влияния на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.

В конце года мы убедились, что работа данного клуба была необходима: у родителей повысился уровень педагогической культуры (компетентности). Родители стали уделять пристальное внимание речевой активности ребенка в повседневной жизни, стали активными участниками в совместимых с родителями мероприятиях в группе и в ДОУ, что соответствует созданию благоприятного климата в семье и в коллективе.

В этом учебном году мы планируем про-должать работу родительского клуба, где все наши встречи будут связаны с подготовкой к школе.

Библиографический список

1. Ротаръ Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития / Ротарь Н. В., Карцева Т. В. Волгоград, 2010

Публикации по теме:

Работа логопеда с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А если игра является для ребёнка.

«Работа в группах компенсирующей направленности с детьми с ОНР» (из опыта работы) Я работаю в 2 группах компенсирующей направленности с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. А отставание речевого развития нередко.

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: пересказ хакасской народной сказки «Ленивый мальчик и синичка» Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством пересказа.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Внутренний мир ребенка с ограниченными.

Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях логопункта в ДОУ Учитель-логопед Артеменко Ю. А., МАДОУ «ЦРР-детский сад №40 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА В ДОУ. Дети.

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Екатерина Ивановна Исрафилова Воспитатель группы компенсирующего вида (ТНР, ОНР) ГБДОУ № 15 Московского района г. Санкт-Петербурга «ПРИМЕНЕНИЕ.

Примерное планирование индивидуальной работы (область «Музыка») с детьми группы компенсирующей направленности Для детей старшей группы мною был разработан примерный индивидуальный план на 20015-2016 учебный год. По результатам диагностики педагогом.

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР Уважаемые родители, ваши дети посещают группу компенсирующей направленности. Воспитание и обучение в этой группе рассчитано на два года.

Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ. Мы отмечаем, что в последнее время в логопедических группах увеличивается количество детей, имеющих не только нарушения речи, но и различные.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ
Опубликовано: 30 сентября 2017 в 18:49
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД