Тамара Рычкова
Работа с детьми в период адаптации к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Факторы, влияющие на адаптацию ребенка к новым условиям общественного воспитания»
Анализ педагогической литературы и потребностей практики привели меня к необходимости искать психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Из опыта работы вижу, что на течение адаптации влияют следующие факторы.
Публикация «Работа с детьми в период адаптации к детскому саду» размещена в разделах
Одним из факторов, который важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку детского сада. Несовпадение домашнего режима с режимом дошкольного учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.
Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания.
Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития и состояние здоровья ребенка. Иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппетит. Иногда возникают трудности при посещении туалета.
И, однако, главной и основной причиной затруднений при адаптации детей в детском саду является отсутствие у них опыта общения с взрослыми и детьми.
Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть в их поведении и общие закономерности.
Одни дети, у которых опыт общения сводился к минимуму, при поступлении в детский сад плачут, вырываются из рук, стремятся отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Нервозность, слезы мешают им правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
При введении в группу немалое значение для ребенка имеет взрослый, который обязан заменить ему близких людей.
Прежде всего, я стараюсь добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания детей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок в этот период испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослым.
Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, легко вступают в контакт и с воспитателем, когда их впервые приводят в группу; период адаптации у них протекает легче и менее продолжителен, чем у детей, общение которых было ограничено членами семьи. Благодаря этому воспитатель получает возможность познакомить такого ребенка с окружающей обстановкой в первые же дни. Правда, поначалу малыш стремится все время быть возле воспитателя, но постепенно его самостоятельность возрастает, и это позволяет ему не следовать постоянно за взрослым, как в первое время, а самому находить себе занятие.
Контакты детей с ровесниками складываются позднее, чем общение с взрослыми. Я начинаю включать ребенка в игры с другими детьми, формировать навыки общения с ними.
Наиболее легко привыкают к условиям детского сада те дети, у которых еще до поступления имелся опыт общения не только с взрослыми, являющимися членами семьи, но и со сверстниками.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
В группе создаю такую планировку помещений, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, отдыха, игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния и благополучия, достаточно удаленное, если необходимо, от сверстников и взрослых.
Для достижения хороших результатов в общении в группе создаю доброжелательную мирную обстановку. Стараюсь, чтобы в группе была тихая эмоционально – положительная атмосфера, чтобы каждый ребенок чувствовал, что его здесь ждут, любят, чувствовал защищенность.
Адаптационный период считается законченным, если:
- Ребенок ест с аппетитом;
- Быстро засыпает, вовремя просыпается;
- Эмоционально общается с окружающими.
- Играет.
Приложения
Игры на развитие эмоциональных отношений между взрослым и ребенком
При введении в группу немалое значение для ребенка имеет взрослый, который обязан заменить ему близких людей.
Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания детей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок в этот период испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослым.
В этот момент уместно использовать игры на развитие эмоциональных отношений через тактильные прикосновения.
Совместные действия и движения с ребенком при положительном эмоциональном расположении к нему помогают установлению ситуативно-действенного контакта с взрослым, расширению опыта общения ребенка и формированию у него потребности в общении с взрослыми.
«Кто стучится в дверь ко мне?»
Развитие эмоциональных отношений между взрослым и ребенком через тактильные прикосновения.
Содержание: Возьмите руку ребенка в свою, предложите ему сжать руку в кулак. Постукивая пальцем о кулак ребенка, проговорите стишок:
Кто стучится в дверь ко мне?
Кто стучится в дверь ко мне?
Это наш (имя ребенка!
Открывайся, дверь, скорей.
Когда ребенок раскроет ладонь, пощекочите его пальчики (можно поцеловать).
«Ты наша радость»
Формирование чувства защищенности и уверенности в себе.
Содержание: Взрослый прячет за спину ребенка. Сопровождает игру стихами, по окончании слов показывает ребенка:
Ты – моя радость, ты – моя радость,
Кто это, кто это здесь со мной?
Это (им я ребенка) – наша радость,
Это (им я ребенка) – наша радость,
Вот наш малыш дорогой!
«Попрыгунчик»
Развитие позитивного взаимодействия между взрослым и ребенком, умения подражать действиям взрослого.
Содержание: Взрослый рассказывает стишок и показывает движения. Затем предлагает детям повторить вместе.
Стоит в поле теремок
(Сидя на корточках, накрыть голову руками)
Дверка открывается
(Медленно поднимаются)
Кто там появляется?
(Руки над головой)
Ш-ш-ш-ш, ба-бам!
(Подпрыгивать, вытягивая руки вверх)
Попрыгунчик там!
«Догони зайчика» Сл. Ю. Островского
Устанавливать положительный эмоциональный контакт между взрослым и детьми, развивать положительные эмоции.
Содержание: Дети сидят на стульях. Взрослый, читая стихотворение, подходит к кому – либо из детей с игрушкой – зайчиком. Зайчик прыгает около ребенка, которого взрослый называет по имени. Затем ребенок пугает зайчика (хлопает в ладоши) и бежит догонять его.
К Саше зайчик подбежал,
Возле Саши прыгать стал:
Прыг, скок, прыг, скок –
Догоняй меня, дружок.
«Коза рогатая»
Установление положительного эмоционального контакта между взрослым и детьми, развитие положительных эмоций.
Содержание: Дети стоят перед взрослым. Тот медленно приближается к ним, приговаривая:
Идет коза рогатая, идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ – топ, глазками хлоп – хлоп.
Кто каши не ест, молока не пьет – забодает.
Дети убегают, коза их догоняет.
«Собачка»
Устанавливать положительный эмоциональный контакт между взрослым и детьми, доставить детям радость.
Содержание: (Взрослый держит игрушку собачку и читает стихотворение, неожиданно направляет собачку к ребенку и весело произносит звукоподражание)
К нам пришла собачка
Умная собачка
С детками играет
Очень громко лает: ав – ав –ав!
«Мячик» Сл. Ю. Островского
Создавать положительный эмоциональный климат в группе.
Развивать навык общения, называть сверстников ласковыми именами.
Содержание: Дети стоят по кругу. Взрослый в середине круга, катит мяч кому – либо из детей. Ребенок поднимает мяч и показывает его детям, а дети называют его имя.
Мячик к детям покатился,
На площадке очутился.
Кто, кто мячик взял,
Детям показал.
«Прилетела птичка» (Ю. Островский)
Воспитание общительности, умение входить в контакт с взрослым.
Содержание: Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель держит в руках игрушечную птичку за нитку и говорит.
Птичка прилетела, Дети протягивают ладони.
Птичка – невеличка.
Оля гладит птичку, Птичка садится к кому – нибудь
Птичку – невеличку, из детей на руку.
Гладит, гладит птичку, Ребенок гладит птичку.
Птичку – невеличку. (Сборник «Музыка в детском саду» М. 1965)
«На машине покачу»
Воспитание общительности, умение входить в контакт с взрослым.
Содержание: Разные варианты проведения игры:
Все сидят на стульчиках и как будто держат в руках руль. Педагог говорит, дети слегка покачивают кулаками и подговаривают взрослому.
Педагог «водитель» идет впереди и как будто держит руль в руках. Дети идут за воспитателем друг за другом, держась за пояс.
На машине покачу,
Всех сегодня прокачу:
Оленьку, Сережу
И Мишутку тоже.
Би-би-би, би-би-би…
Приехали!
«Подружились, покружились, обнялись»
Закрепить чувство взаимного доверия, внести элемент новизны в общение с взрослым, формировать элементарные представления о связи музыки и движения.
Содержание: Взрослый присаживается перед малышом на корточки и, напевая неторопливую песенку в музыкальном сопровождении или без него, ритмично, осторожно гладит малыша по головке, заглядывая ему в глазки:
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Берет ребенка на руки и медленно кружит его в ритме вальса:
Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка! (Шотландская песенка)
В конце крепко обнимает малыша.
«Качели»
Формировать у ребенка чувство музыкального ритма, темпа, внося в общение ребенка с взрослым момент остроты и неожиданности.
Содержание: Взрослый встает посреди комнаты, широко расставив ноги, берет малыша под мышки, раскачивает его вперед назад между своих ног, напевая песенку:
Ой - да, ой - да, На качели сели.
Ой - да, ой - да, Песенку запели.
Постепенно увеличивает темп движения:
А потом еще раз
Быстро раскачались.
Все у нас, все у нас
Весело смеялись.
(Музыка А. Филиппенко, слова Э. Макшанцевой)
В конце приподнимает малыша так, чтобы он мог видеть улыбающееся лицо взрослого.
«Вместе веселее»
Развивать чувствительность к изменению темпа движения, закрепляя положительные эмоции от общения с взрослым.
Содержание: Взрослый берет малыша крепко за кисти рук, кружит его, отрывая от пола, постепенно, ускоряя темп движения, поет:
Греет солнышко теплее,
Стало в доме веселее.
Мы в кружок, мы в кружок
Встанем поскорее.
Кружит малыша, постепенно замедляя темп движения.
Мы покружимся немножко,
Веселей пляшите, ножки,
И вот так, и вот так.
Попляшите ножки!
(Музыка Т. Вилькорейской, слова О. Высоцкой)
С окончанием пения останавливается, плавно опустив малыша на пол.
Продолжение следует