Работа с дошкольниками по преодолению страха перед водой

Голикова Ксения
Работа с дошкольниками по преодолению страха перед водой

Работа с дошкольниками по преодолению страха перед водой

Плавание – один из немногих видов спорта, для которого практически нет противопоказаний. Но некоторые дети боятся воды. Отчего возникает чувство страха и как помочь ребятам его преодолеть?

О пользе плавания

Плавание полезно всем и в любом возрасте, а обучение этому навыку желательно начинать как можно раньше.

Водная среда уникальна. В ней исключена возможность получения травм. Здесь человек находится в состоянии, напоминающем невесомость. Возникающая сила выталкивания позволяет уменьшить вес тела, испытываемый на суше. Во время плавания суставы лишены опорной нагрузки, что способствует росту костной ткани у детей.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется терморегуляция, повышается иммунитет. Также укрепляется нервная система, поднимается общий тонус, совершенствуются движения.

Плавание благотворно воздействует не только на физическое развитие, но и на формирование личности ребенка.

Отчего боятся дети?

Но, к сожалению, не всем детям доставляет удовольствие общение с водой, некоторые боятся в нее входить и нырять. Психологи установили, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

Беспокойство взрослых за детей, не умеющих плавать, вполне понятно: ежегодная статистика несчастных случаев на воде довольно высока.

Как же оградить ребенка от несчастного случая на воде?

Есть только один способ – научить его плавать, чтобы вода стала для него родной стихией. Если, начиная обучение, мы видим, что малыш отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего педагогического порыва, – значит, он боится воды!

Чувство страха – это нормальная защитная реакция, основанная на инстинкте самосохранения.

Обычно страх возникает, если у человека уже существует биологическая предрасположенность, а причиной для его развития могут быть несколько обстоятельств.

Очень часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Они тревожатся за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, невольно заражают своими страхами и ребят. Например, если педагоги и родители слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу малыша в обучении плаванию, могут назвать его трусишкой, посмеяться, заставляют насильно что-либо выполнять или показывают ему свой испуг и т. д.

Часто после первой неудачной попытки в обучении маленький человек не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что вода ему попадает в рот, нос, уши. Вместо того чтобы поддержать ребенка, объяснить, что эти неприятные ощущения пройдут, он к ним привыкнет, родители идут у него на поводу, разрешая ему не ходить на занятие. И так происходит многократно. В результате, когда у малыша вдруг появляется намерение пойти в бассейн, он видит, что его сверстники выполняют более сложные, по его мнению, упражнения, и у мнительного ребенка закрепляется еще больший страх перед водой и напрочь уходит желание посещать занятия.

Чаще всего боязнь воды возникает у детей после пяти лет. Так что учить плаванию предпочтительнее до этого возраста. Позднее обучение станет проходить сложнее и ребенку будет тяжелее преодолевать страх. Поэтому лучше начинать с рождения ребенка, а в дошкольном учреждении – не позднее чем со II младшей группы.

Начнем сначала

Главная задача инструктора по плаванию и родителей – помочь детям освоиться в воде, не испытывать боязни и страха, чувствовать себя уверенно и свободно.

Как победить боязнь воды?

Начинать надо с профилактических мер. Когда ребенок приходит в ясельную группу, инструктор проводит совместную работу с воспитателями. Для детей младшего возраста организовываются несколько экскурсий в бассейн, там они знакомятся с помещением, рассматривают игрушки, плавательные средства, узнают, для чего нужны надувные круги, нарукавники, мячи и обручи. В следующий раз они приходят, когда чаша бассейна наполнена водой, по ней плавают надувные игрушки, и малыши наблюдают за их передвижением, рассматривают предметы на дне бассейна. Инструктор объясняет ребятам, почему игрушки не тонут, знакомит их с некоторыми свойствами воды. На следующей экскурсии дети присутствуют на занятии средней группы, где наблюдают за играми других ребят, воспитатель акцентирует внимание дошкольников на правилах поведения в бассейне.

Шаг за шагом

Для того чтобы процесс избавления от чувства страха проходил наиболее успешно, выделяют следующие этапы:

Свободное передвижение по дну бассейна с различными положениями рук разными способами. Знакомство со свойствами воды.

Постепенное погружение в воду частей лица (подбородок, губы, нос, лоб, лежа на спине – уши).

Умение делать вдох ртом и выдох через рот и нос одновременно. Задержка дыхания на несколько секунд (не закрывая носа пальцами).

Выполнение выдоха в воду.

Погружение всей головы в воду и открывание глаз в воде.

Принятие горизонтального положения с использованием досок, надувных нарукавников.

Выполнение упражнений «Стрела», «Звезда», «Медуза».

Для того чтобы познакомить детей со свойствами воды, быстрее научить их свободно передвигаться по дну бассейна с различными положениями рук в разных направлениях, используют дополнительное оборудование: большие и маленькие мячи, теннисные шарики, обручи, нарукавники, мелкие плавающие игрушки.

Огромное значение по преодолению страха перед водой на всех этапах работы имеет предварительная подготовка на суше. Эти занятия дают возможность ребенку понять конкретные упражнения или движения, а затем быстрее и правильнее освоить их в воде. Упражнения на суше выполняются большое количество раз с целью прочного закрепления навыка движений. На «сухих занятиях» дети учатся задерживать дыхание. Сначала закрывают нос пальчиками, чтобы понять, что такое не дышать. Делают шумные вдохи и выдохи. Затем повторяют это уже без помощи пальчиков. С этой целью используются игровые упражнения: «Шарик лопнул и сдулся», «Подуй на перышко», «Остудим горячий чай», «Подуем в трубочку».

Для занятий в бассейне дети делятся на подгруппы, во вторую из которых входят малыши, испытывающие страх перед водой.

Освоение задач первых трех этапов ведется одновременно и параллельно. Для этого используют подвижные игры и упражнения для ознакомления со свойствами воды: «Рыбки резвятся», «Волны на море», «Найди себе пару», «Медвежонок Умка и рыбки»; игры с погружением в воду для младшего возраста: «Поезд в тоннель», «Море волнуется»; для старшего возраста: «Ловишка с мячом», «Охотники и утки», «Насос».

На третьем этапе дети учатся делать пузыри. Для этого малышам надо погрузить нижнюю часть лица в воду и понемногу выпускать воздух изо рта. Получается что-то вроде фонтанчика из пузырьков. Специально создаются игровые ситуации, в которых ребенок все глубже заходит в воду, опуская в нее голову и делая фонтан, таким образом избавляясь от страха.

Большое место в мышлении дошкольника занимают ролевые игры и образные сравнения. Такие приемы необходимы на четвертом и последующих этапах обучения, если страх ребенка перед водой закреплен в подсознании и в его основе лежит какой-то неприятный опыт. Чаще всего это боязнь опустить голову в воду, потерять дно под ногами, страх, что вода попадет в нос или рот.

Образные сравнения помогают при выполнении таких упражнений, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Крокодил». После игры я обязательно хвалю малыша, рассказывая воспитателям и родителям в присутствии ребенка, как смело он себя вел и какие подвиги совершал.

Ролевые игры. Дети учатся многому, подражая другим, в том числе и персонажам игр. Игры помогают ребенку справиться со страхом. Их использование способствует обеспечению эмоциональности занятий, раскрепощению и освобождению от страхов.

На шестом и седьмом этапах очень важен показ упражнений, проводимых в бассейне. В таком случае дети не только зрительно воспринимают структуру движения, но и убеждаются в том, что его выполнение в воде вполне возможно. Это, в свою очередь, порождает уверенность и смелость, способствует скорейшему формированию новых навыков. Поэтому как на первом, так и на последующих занятиях необходимо многократно применять такой способ (с выполнением упражнений умеющим плавать дошкольником, а не инструктором). Малыш думает: «Раз получилось у моего сверстника – значит, получится и у меня», – а инструктор во время показа может одновременно давать комментарии и страховать ребенка.

Работа с родителями

Для преодоления детского страха перед водой важна работа с родителями. Начинать ее нужно как можно раньше. Лучше всего сразу, когда они приводят ребенка в ясельную группу детского сада и малыши еще не посещают занятия в бассейне.

Инструктор встречается с мамами и папами на собраниях, дает консультации на темы: «Когда начинать учиться плавать?», «Помогите своему ребенку», «Ребенок боится воды». Рекомендует в игровой форме в ванне или в летнее время на реке, озере или на море применять различные упражнения. На стендах вывешивает информацию: «Пособие для родителей по обучению детей плаванию». В детском саду устраиваются «дни открытых дверей», на которых родители узнают об успехах своих малышей.

Инструктор может пригласить родителей на практические занятия по освоению игр и упражнений на воде, которые можно провести в домашних условиях. Здесь они получают ответы на возникшие вопросы. Мамы и папы имеют возможность наблюдать за успехами ребенка в течение учебного года, посещая занятия в бассейне в любое время.

Публикации по теме:

Оздоровительная работа с дошкольниками в летний период Принципы оздоровительной работы. 1. Систематическое использование физкультурно - оздоровительных и закаливающих технологий. 2. Учет индивидуальных.

Использование методов работы по предупреждению и преодолению капризов со старшими дошкольниками Причинами детских капризов являются различные факторы. Но как бороться с капризами детей, не только родителем, но и воспитателю. Существуют.

Кружок «Крестики — нолики». Графическая работа в тетради в клетку с дошкольниками Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка» г. Курчатова Курской обл. ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа с дошкольниками по преодолению страха перед водой
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 13:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 декабря. Всемирный день футбола

Удивительно, но Всемирный день футбола отмечается зимой – 10 декабря. Впрочем, с тех пор как повсеместно распространёнными стали вечнозелёные футбольные поля с электроподогревом (в профессиональном...

10 декабря. День прав человека

«Борись за свои права» — под таким девизом в этом году проходит День прав человека. Эта особая памятная дата установлена Генеральной Ассамблеей ООН в честь принятия Всеобщей декларации прав человека. Этот...

Конспект дидактической игры в старшей группе «Если добрый ты…»
Цель: способствовать сближению детей, принятию друг друга, желанию воспитать в себе положительные качества личности. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами...
Инсценировка «Всех на праздник приглашаем» для детей старшей группы на новогодний...
Инсценировка "Всех на праздник приглашаем" для детей старшей группы на Новогодний праздник Действующие лица: Ведущая взрослый; девочки: Снегурочка, три...
Фотоотчет о занятии по аппликации в подготовительной группе «Для мамочки любимой, для...
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю вашему вниманию фотоотчет о том, как дети мастерили подарки ко Дню Матери. Цель: Воспитывать у детей...