Работа с календарем природы как форма познавательно-исследовательской деятельности при формировании целостной картины мира

Валентина Янина
Работа с календарем природы как форма познавательно-исследовательской деятельности при формировании целостной картины мира

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одними из них являются календари природы.

Для развития дошкольников важное значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе.

Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.

В повседневной деятельности и на занятиях дети накапливают представления о явлениях живой и неживой природы, их взаимосвязи, учатся видеть, сравнивать. Наблюдение за природой на участке детского сада, в ближайшем его окружении, в групповом помещении остается ведущим методом ее познания.

Дополнительные возможности в ознакомлении детей с природой и окружающей действительностью появляется при использовании «календаря природы». Это ценное пособие дает возможность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, активность, пытливость. Для развития этих качеств надо использовать такие дидактические приемы, которые заставляли бы ребенка анализировать и синтезировать факты, полученные в ходе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира, идти в своих суждениях от частного к общему и от общего к частному.

Потребность к активной поисково-познавательной деятельности вызывает прием сравнения, при помощи которого дети выделяют черты, сходства и отличия в предметах и явлениях, их главные признаки. Это можно видеть в рисунках детей в календаре природы: зарисовка осенних листьев, снежинок, эпизодов.

При этом следует отбирать те рисунки, в которых наиболее точно образно представлено увиденное.

Ведение календаря природы является одним из видов систематизации, так как там идет описание погоды по определенному плану: облачность, температура, осадки и другие явления.

Большую роль в организации поисково-познавательной деятельности в работе с календарем природы оказывает работа по обобщению материала и формированию умения делать выводы. Этот прием позволяет выделить главное, существенное на основе ряда известных фактов.

Мы с детьми регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах мы помогаем детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают куклу, так же как сами были одеты, "выпускают" ее погулять.

В разгар зимней подкормки мы используем календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Важная совместная познавательно-исследовательская деятельность – это заполнение календаря, в процессе которого мы обучаем детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые мы наблюдали, обучаем детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Следует так организовать ведение календаря природы, чтобы коллективно проводимые наблюдения дети фиксировали по очереди. При этом целесообразно применять единые условные знаки, что также развивает умение классифицировать и систематизировать, используя знаки (солнце, дождь, ветер и т. д.).

В младшем дошкольном возрасте календарь природы должен быть несложным по представленному материалу, ярким, красочным. Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания: чувство прекрасного, у них развивается художественное восприятие действительности. Приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе. Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании. Дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край.

Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умение наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, летом, осенью, зимой.

Настоящие рекомендации не претендуют на исчерпывающее решение вопроса, так как в старшем дошкольном возрасте работа с календарем природы продолжает обогащаться.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, мы осуществляем познавательное общение с дошкольниками, - показываем, где и что надо изобразить, поясняем, поправляем, - в общем, доброжелательно помогаем им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

Публикации по теме:

«Река времени» — как форма познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Профессия почтальон» Термин «Река времени» придуман Дональдом Биссетом для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так», а Короткова Н. А позаимствовала данный.

Формирование целостной картины мира. «Спасем планету от беды» Формирование целостной картины мира. «Спасем планету от беды» Цели: 1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Зима» Цель: выявить уровень сформированности знаний детей о зимнем времени года Задачи: познакомить с образованием снежинок, дать понятие, что.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Перелетные птицы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. Тема: «Перелетные птицы». Группа: старшая.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир природы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста по.

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира во второй младшей группе «Зимовье зверей»Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира во второй младшей группе «Зимовье зверей» Тема: «Зимовье зверей». Задачи: 1. Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Закреплять знания детей о сезонных изменениях.

Конспект образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по формированию целостной картины мира «Солнце и Луна» Пр. сод: знакомство с понятием «Солнце», «Луна», закреплять представление о геометрической форме: круг (солнечный, лунный) и цветах (белом,.

Занятие по формированию целостной картины мира «Осень» Конспект занятия по формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) с элементами художественного творчества. Старшая группа.

НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группе Цель: систематизировать и углубить знания детей о правилах поведения в различных экстренных небезопасных ситуациях; о мерах предосторожности,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Звери зимой» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация Задачи: 1. Учить детей трансформировать окружающее пространство.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Работа с календарем природы как форма познавательно-исследовательской деятельности при формировании целостной картины мира
Опубликовано: 22 июня 2015 в 19:24
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Фотозарисовка. Вязаные ёжики
Уважаемыеколлеги, доброго времени суток! Уже показывала вам вязаных зайчиков, мишек, девочек. Сегодня хочу представить вашему вниманию вязаных ёжиков. Мои...
Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...
Мастер-класс для педагогов: Сюжетно — ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов»
ель: Знакомство детей с музыкальными инструментами и различными составами оркестров. Задачи: Образовательные: 1. Привлекать детей к правильному...