Приложение МААМ

Работа с различными категориями семей

Кондратова Татьяна
Работа с различными категориями семей

Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Для ребёнка семья - это среда, в которой формируются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Беспомощность семьи как социального института гарантировать воспитание и содержание детей является одним из первостепеннейших факторов возникновения категории детей из семей в социально опасном положении.

Публикация «Работа с различными категориями семей» размещена в разделах

На территории Российской Федерации социально опасным положением считают не только положение семьи, имеющей детей, находящихся в социально-опасном положении (СОП, а также семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Существенно, что в центре обеих нормативно-правовых категорий находятся объективные условия – ситуация или положение. Речь ни в коем случае не идет о «трудных детях», «социально опасной семье» или «социально опасном ребенке».

В настоящее время чрезвычайно актуальна проблема увеличения количества семей, находящихся в социально опасном положении. В этих семьях ослаблен контроль поведения ребенка, что обусловливает высокую степень его подверженности негативным влияниям извне. Дети из семей, находящихся в социально опасном положении, могут быть склонны к нарушению общественного порядка, совершению правонарушений, безнадзорности.

Федеральный закон от 01.12.2004 №150-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, как - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Одним из критериев отнесения семьи к категории находящихся в социально опасном положении является: нахождение несовершеннолетнего вследствие безнадзорности или беспризорности в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.

Нахождение несовершеннолетнего в социально опасном положении означает, что он находится в условиях, представляющих опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающих требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Под условиями, представляющими опасность для жизни и здоровья, понимается такая обстановка и жизненное окружение несовершеннолетнего, которая реально может оказать вредное воздействие на его здоровье и представлять опасность для жизни. Такой обстановкой может являться наличие родителей, злоупотребляющих спиртными напитками, проявляющими агрессию по отношению к ребенку, жестокое обращение с ним, а также родителей, употребляющих наркотические средства и ведущие антиобщественный образ жизни.

Отмечено, что семьи, как родители, так и дети скрывают факты жестокого обращения с детьми: родители - потому что боятся наказания и осуждения, дети - потому что стыдятся своего положения и испытывают страх

Детская безнадзорность оборачивается тяжелыми для них и общества последствиями. Чем больше стаж такой жизни, тем более деформируется личность. Отмечается рост насильственных и корыстных правонарушений, преступность несовершеннолетних приобретает все более организованный и групповой характер.

Одним из наиболее сильных факторов безнадзорности и беспризорности является нарушение прав детей в областях оздоровления и образования. Под девиантным поведением понимается совершение поступков, противоречащих нормам социального поведения в обществе.

Социальная дезадаптация - нарушение нормальных взаимоотношений человека с обществом, с людьми и возникновение вследствие этого трудностей общения и взаимодействия с ними. Социальная дезадаптация несовершеннолетнего включает в себя, в частности, ухудшение межличностных отношений в семье, в учебном заведении, невозможность выполнения учебной программы на должном уровне с учетом предъявляемых требований, нарушение социально-ролевого взаимодействия с людьми.

Одной из проблем ребенка из семьи, находящейся в социально опасной ситуации, является низкий уровень социализации, то есть ограничение мобильности, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченность общения с природой и доступа к культурным ценностям и т. п. Вследствие этого у детей возникают проблемы разной направленности, связанные с дезадаптацией в социальных отношениях в школе: они чаще всего не успевают по учебным предметам, нарушают дисциплину, вступают в конфликты с одноклассниками, с учителями и родителями. Постепенно происходит частичная или полная утрата несовершеннолетним способности приспособления к условиям социальной среды, взаимодействия индивидуума со средой.

Нередко такие дети ощущают себя ненужными, покинутыми. Учитывая, степень опасности, необходимо активизировать процесс социализации, найти и реализовать средства и механизмы, способствующие разрешению возникающих проблем.

В предупреждении возникновения проблем у детей из семей, находящихся в СОП, важную роль играет система профилактики.

Дети из семей, находящихся в социально опасном положении, нуждаются в помощи. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Принимая во внимание этот факт, в социально-педагогическом сопровождении необходимо предсказывать и определять наиболее подходящие пути оказания помощи ребенку из семей СОП, ключевая цель такого сопровождения - это создать в наибольшей степени оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.

Таким образом, социально опасным положением семьи считается не только семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, но и семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении. Одним из критериев отнесения семьи к категории находящихся в социально опасном положении является: нахождение несовершеннолетнего вследствие безнадзорности или беспризорности в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию. Воспитатель организует работу с семьями, находящимися в СОП, по следующим направлениям: диагностико-аналитическое (посещение семьи, составление социального паспорта семьи и т. д.); консультационное, профилактическое. Взаимодействие с семьями СОП воспитатель осуществляет во взаимодействии со специалистами ДОО (социальным педагогом, педагогом-психологом, медицинским работником, а также с привлечением других служб.

Публикации по теме:

Организация сетевого взаимодействия с различными организациями Слайд № 1 «Организация сетевого взаимодействия с различными организациями»Формирование общей культуры личности ребёнка, приобщение его к.

Фотоотчет «Парад курских семей»Фотоотчет «Парад курских семей» 8 июля- День семьи, любви и верности! В нашей стране этот праздник отмечается с 2008 года. Вчера, 7 июля, в нашеи городе впервые отметили.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Фотоотчёт II этапа фестиваля семей «Мы вместе»Фотоотчёт II этапа фестиваля семей «Мы вместе» II этап Фестиваля семей "Мы вместе" Второй этап семей «Мы вместе» проводится в целях: - привлечения к регулярным занятиям физическими.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа с различными категориями семей
Опубликовано: 17 мая 2025 в 14:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с различными категориями семей» (включая файлы) размещена пользователем Кондратова Татьяна (УИ 2776893) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 июня 2025 пятница
Всероссийский день поля
В рамках праздника проходят сельскохозяйственные мероприятия в регионах (фестиваль томатов в Ставропольском крае)
21 июня 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных