Кондратова Татьяна
Работа с различными категориями семей
Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации
Для ребёнка семья - это среда, в которой формируются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Беспомощность семьи как социального института гарантировать воспитание и содержание детей является одним из первостепеннейших факторов возникновения категории детей из семей в социально опасном положении.
Публикация «Работа с различными категориями семей» размещена в разделах
На территории Российской Федерации социально опасным положением считают не только положение семьи, имеющей детей, находящихся в социально-опасном положении (СОП, а также семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Существенно, что в центре обеих нормативно-правовых категорий находятся объективные условия – ситуация или положение. Речь ни в коем случае не идет о «трудных детях», «социально опасной семье» или «социально опасном ребенке».
В настоящее время чрезвычайно актуальна проблема увеличения количества семей, находящихся в социально опасном положении. В этих семьях ослаблен контроль поведения ребенка, что обусловливает высокую степень его подверженности негативным влияниям извне. Дети из семей, находящихся в социально опасном положении, могут быть склонны к нарушению общественного порядка, совершению правонарушений, безнадзорности.
Федеральный закон от 01.12.2004 №150-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, как - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Одним из критериев отнесения семьи к категории находящихся в социально опасном положении является: нахождение несовершеннолетнего вследствие безнадзорности или беспризорности в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.
Нахождение несовершеннолетнего в социально опасном положении означает, что он находится в условиях, представляющих опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающих требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Под условиями, представляющими опасность для жизни и здоровья, понимается такая обстановка и жизненное окружение несовершеннолетнего, которая реально может оказать вредное воздействие на его здоровье и представлять опасность для жизни. Такой обстановкой может являться наличие родителей, злоупотребляющих спиртными напитками, проявляющими агрессию по отношению к ребенку, жестокое обращение с ним, а также родителей, употребляющих наркотические средства и ведущие антиобщественный образ жизни.
Отмечено, что семьи, как родители, так и дети скрывают факты жестокого обращения с детьми: родители - потому что боятся наказания и осуждения, дети - потому что стыдятся своего положения и испытывают страх
Детская безнадзорность оборачивается тяжелыми для них и общества последствиями. Чем больше стаж такой жизни, тем более деформируется личность. Отмечается рост насильственных и корыстных правонарушений, преступность несовершеннолетних приобретает все более организованный и групповой характер.
Одним из наиболее сильных факторов безнадзорности и беспризорности является нарушение прав детей в областях оздоровления и образования. Под девиантным поведением понимается совершение поступков, противоречащих нормам социального поведения в обществе.
Социальная дезадаптация - нарушение нормальных взаимоотношений человека с обществом, с людьми и возникновение вследствие этого трудностей общения и взаимодействия с ними. Социальная дезадаптация несовершеннолетнего включает в себя, в частности, ухудшение межличностных отношений в семье, в учебном заведении, невозможность выполнения учебной программы на должном уровне с учетом предъявляемых требований, нарушение социально-ролевого взаимодействия с людьми.
Одной из проблем ребенка из семьи, находящейся в социально опасной ситуации, является низкий уровень социализации, то есть ограничение мобильности, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченность общения с природой и доступа к культурным ценностям и т. п. Вследствие этого у детей возникают проблемы разной направленности, связанные с дезадаптацией в социальных отношениях в школе: они чаще всего не успевают по учебным предметам, нарушают дисциплину, вступают в конфликты с одноклассниками, с учителями и родителями. Постепенно происходит частичная или полная утрата несовершеннолетним способности приспособления к условиям социальной среды, взаимодействия индивидуума со средой.
Нередко такие дети ощущают себя ненужными, покинутыми. Учитывая, степень опасности, необходимо активизировать процесс социализации, найти и реализовать средства и механизмы, способствующие разрешению возникающих проблем.
В предупреждении возникновения проблем у детей из семей, находящихся в СОП, важную роль играет система профилактики.
Дети из семей, находящихся в социально опасном положении, нуждаются в помощи. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Принимая во внимание этот факт, в социально-педагогическом сопровождении необходимо предсказывать и определять наиболее подходящие пути оказания помощи ребенку из семей СОП, ключевая цель такого сопровождения - это создать в наибольшей степени оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.
Таким образом, социально опасным положением семьи считается не только семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, но и семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении. Одним из критериев отнесения семьи к категории находящихся в социально опасном положении является: нахождение несовершеннолетнего вследствие безнадзорности или беспризорности в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию. Воспитатель организует работу с семьями, находящимися в СОП, по следующим направлениям: диагностико-аналитическое (посещение семьи, составление социального паспорта семьи и т. д.); консультационное, профилактическое. Взаимодействие с семьями СОП воспитатель осуществляет во взаимодействии со специалистами ДОО (социальным педагогом, педагогом-психологом, медицинским работником, а также с привлечением других служб.