Татьяна Черняева
Работа с родителями в рамках СРЦН
▼ Скачать + Заказать документы
Категории семей, получающих услуги в СРЦН разные, имеют свою специфику, перечислим некоторые из них:
- те, кто столкнулся с временной трудной жизненной ситуацией;
- те, кто злоупотребляют алкоголь ;
- те, кто столкнулись с детско-родительским конфликтом;
- психолого-педагогически некомпетентные родители.
Эти категории могут пересекаться, некоторые семьи могут попадать во все четыре группы, однако работа с такими семьями носит специфический характер.
Направления работы с семьями, получающими услуги в СРЦН :
- Диагностика;
Публикация «Работа с родителями в рамках СРЦН» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
- Консультирование;
- Профилактика;
- Коррекция.
Остановимся подробнее на каждом направлении.
1. Диагностика родителей и детей
Первичная диагностика родителей ( с помощью методик: "Генограмма" «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, «Методика диагностики родительских отношений» (ОРО, Взаимодействие родитель-ребенок (ВРР, «Семейная социограмма», «Представление об идеальном родителе», Фильм-тест Рене Жиля, Тест фрустрационных реакций Розенцвейга, Метод цветовых выборов Люшера (в модификации Л. Н. Собчик, Акцентуация характера (Леонгард -Шмишек, Тест Кеттелла, 16PF/A).
Итоговая - для оценки результатов («Семейная социограмма», "Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Метод цветовых выборов Люшера (в модификации Л. Н. Собчик, «Методика диагностики родительских отношений» (ОРО, Взаимодействие родитель-ребенок (BPP).
Первичная и итоговая диагностика детей («Рисунок семьи», «Семейная социограмма», Фильм-тест Рене Жиля, «Незаконченные предложения», «Подростки о родителях» (автор Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном, «Взаимодействие родитель-ребёнок : для подростков» И. М. Марковская)
Диагностика семьи важный этап в работе с семьёй, так как с помощью проведения диагностики можно: установить первичный контакт, столкнуться с механизмами защиты у родителей и проанализировать их, получить данные с разных методик, рассказать родителям о результатах, посмотреть их реакцию, после чего вместе с родителями определить запрос, наметить график встреч.
2. Консультирование семей, получающих услуги в СРЦН
При консультировании семей разных категорий психолог сталкивается с сопротивлением – родители не приходят на встречи, отменяют за несколько часов, просто не отвечают на телефон и сообщения. И тут главное успокоиться и понять, что нельзя причинить добро против воли человека, заставить психолог не может, но может замотивировать на работу разными способами, учитывая особенности семьи.
Это можно сделать с помощью составления графика встреч и просьбы подписать, некоторых родителей это стимулирует на соблюдение графика посещения, ведь он дал согласие, поставив свою подпись.
Хорошим способом мотивирования являются занятия, где родитель может что-то поделать, а не только говорить (игра в песок, рисование, лепка, родителей такая деятельность расслабляет, они радуются как дети и очень счастливы, побыть детьми в кабинете психолога этот час один раз в неделю.
3. Профилактика с семьями, получающими услуги в СРЦН
- Психологическое просвещение; - Рекомендация полезной литературы и игр для совместного досуга семьи; - Ежемесячное проведение Родительского клуба; - Раздаточный материал.
4. Коррекция
На совместных занятиях с детьми происходит коррекция тех установок, поведенческих паттернов, которые в данной семье не являются рациональными. В безопасной среде кабинета психолога и родитель и ребёнок не боятся говорит о своих потребностях и желаниях, не боятся проявлять нежность и заботу, готовы делиться общими воспоминаниями и создавать новые. Сначала это получается только с сопровождением психолога, но потом родители и дети эффективно применяют способы правильной коммуникации.