Лучший педагог года

Работа с тканью с детьми дошкольного возраста

Людмила Кизнякова
Работа с тканью с детьми дошкольного возраста

Программное содержание основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» предусматривает формирование умения вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперёд иголку».

Многие воспитатели затрудняются в обучении детей шитью. Работа порой ведётся бессистемно, поэтому далеко не все дети овладевают программными требованиями, особенно мальчики.

Публикация «Работа с тканью с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Прежде чем приступить к обучению детей в работе с тканью, я изучила уровень имеющихся у них знаний и навыков. У детей к моменту поступления в подготовительную группу имелся определённый запас знаний о труде портных, они неоднократно наблюдали, как шьют взрослые. Но навыков шитья не было. Ни один ребёнок из группы практически не был знаком с приёмами шитья.

Я решила организовать работу так, чтобы все дети овладели навыками работы с тканью в том объёме, который предусмотрен программой подготовительной к школе группе.

Для шитья использовали иглы средней длины (примерно 35-40 мм, не очень тонкие. Детям удобно шить штопальными или вышивальными иглами с широкими ушками, особенно на начальном этапе обучения, когда они с трудом вдевают нитку в иглу. Нитки желательно иметь № 30-40, а для изготовления игрушек, где требуется затягивание нити с усилием, нужны нитки № 10-20. Для укрепления швов надо иметь наборы мулине, бумаги для вышивания (6-8 цветов). Наборы ниток желательно иметь для каждого ребёнка или один набор для двоих детей.

Ткани должны быть мягкие, довольно рыхлого переплетения, так как с жёсткими и плотными тканями детям работать трудно. Наиболее пригодны ситец, сатин, штапельные ткани, бязь, фланель.

Уже с первых занятий приучали детей соблюдать правила пользования ножницами и иголкой, т. е. ножницы передавать кольцами, не откусывать нитку зубами, не брать в рот конец нитки перед вдеванием в иглу, игла всегда должна быть с нитью, передавать иглу друг другу надо тупым концом и обязательно с нитью, в игольнице игла должна быть вколота в ткань и обвита одним-двумя витками нити.

Прежде чем приступить к обучению шитью, на одном из занятий были изготовлены индивидуальные игольницы-книжки. Игольница состоит из обложки и фланелевого вкладыша. Для изготовления необходимо лист картона согнуть пополам. Левую половину обложки изнутри намазать клеем до сгиба, аккуратно наложить фланель, чтобы она не выступала за края картона. В свободную часть вкладыша вкалываются иголки. Фланель желательно брать однотонную, тогда на ней лучше видна игла. Лицевая сторона обложки украшается аппликацией по замыслу детей.

Таким образом дети узнают свою игольницу. Игольницы-книжки удобно хранить, что немаловажно при том обилии оборудования, которое имеется в группах.

На следующем занятии дети знакомятся с иглой. К этому занятию я изготовила большой макет иглы. На макете показала, как надо вдевать нить в иглу и завязывать узелок. Дети брались за работу нерешительно. Пальцы были непослушны, неловки. Многим пришлось показывать дополнительно, как завязывать узелок.

После этого детей познакомила со швами «вперёд иголка» и «через край». Для этого нужны специальные пособия – пластинки из картона, фанеры или пластика (можно использовать пластмассовую линейку) длиной 25-30 см, шириной 5-7 см, в которых просверлены отверстия на одной линии. Расстояние между отверстиями 1-1,5 см. На таких пластинках удобно показывать приёмы выполнения швов.

Использовала пособия из картона при ознакомлении с различными швами. Размер полосок картона для детей примерно 4 х 10 см. На этих полосках по линии будущего шва пробиваются отверстия (в швейной машине из иголки удаляется нить, устанавливается максимальная длина стежка и выполняется строчка на картоне). Шитьё по картону или бумаге позволяет детям выполнить шов в определённом направлении, делать одинаковые стежки. Дети легко и быстро справляются с шитьём на картоне, особенно мальчики.

На этом же занятии, после выполнения работы на картоне, давала возможность шить на ткани по нанесённой разметке. (Разметка – это точки, расставленные по линии выполнения шва. Расстояние между точками 5-7 мм. Линия шва на первом занятии прямая.) При шитье швом «вперёд иголка» на ткани уже с первого занятия надо учить шить, делать два прокола.

Предлагаем примерное занятие: Показ шва «вперёд иголка» :

Программное содержание. Познакомить детей со швом «вперёд иголка». Закреплять умение завязывать узелок. Воспитывать интерес к шитью, желание научиться шить. Обогащать словарь детей словами: шов, шитьё, стежок, игольница, ушко.

Индивидуальная работа : Жене дать иголку с широким ушком и яркую нитку. Для Лены и Саши приготовить дополнительное задание.

Оборудование: Всё необходимое для шитья (для воспитателя и для каждого ребёнка). Образец шва «вперёд иголка». Образец одного стежка. Пластинка с отверстиями для показа приёмов выполнения шва. Полоска ткани для воспитателя (10 х 25 см) для показа приёмов шитья. Картонки по числу детей с пробитыми отверстиями по линии будущего шва. Кусочки ткани (4 х 10 см) по числу детей с нанесённой по линии шва разметкой.

Методические приё мы: рассмотреть готовое детское платье, обратить внимание на аккуратность всех швов. Рассмотреть шов с изнаночной стороны.

Ход занятия:

- Сегодня мы будем учиться выполнять шов «вперёд иголка». Этот шов применяется как для соединения отдельных деталей изделия, так и для украшения. На полоске картона изображён шов «вперёд иголка». Он состоит из отдельных стежков. Стежок - это след нити на ткани. (Показ отдельного стежка.) Много стежков составляют шов.

Воспитатель показывает приё м шитья: «Иголку с изнаночной стороны прокалывают в первое отверстие на картоне и протягивают нить на лицевую сторону. В следующее отверстие делают прокол с лицевой стороны на изнаночную и вытягивают нить».

После того как дети выполнят шов на картоне, воспитатель предлагает сделать то же самое на ткани. «Это гораздо сложнее, так как надо одновременно делать два прокола. Посмотрите, как надо шить». Прокалывает иголку с изнанки на лицевую сторону в том месте, где будет начинаться шов. Вытягивает нить на лицевую сторону. После этого полоску ткани накладывает на указательный палец левой руки и прижимает конец её средним пальцем.

Необходимо предупредить детей о том, что не надо сильно натягивать ткань, тогда будет удобнее шить.

Затем воспитатель предлагает следующую точку по линии шва, прокалывает иголкой ткань с лицевой стороны на изнаночную и, не вытягивая нити, с изнанки находит следующую точку, прокалывая ткань с изнаночной стороны на лицевую. Только после этого надо вытянуть иголку с нитью на лицевую сторону.

Предупредить, что что иголку всё время вытягивать только на лицевую сторону. Ткань лучше давать одноцветную, так как на пёстрой ткани плохо виден шов.

В процессе обучения шитью дети усваивают такие понятия, как стежок, шов, шов «вперёд иголка», шов «через край» и др.

Они начинают свободно пользоваться ими в своей речи, одновременно с шитьём дети учатся закреплять нить в конце шва или при окончании нити. На одном из первых занятий показываем, что нить можно закреплять, делая в одном месте 2-3 маленьких стежка. Позднее показала, как закреплять нить петельным стежком.

Швом «вперёд иголка» дети много вышивали разнообразных салфеток, платочков для кукол. Сначала вышивали по разметке, а затем по контуру. По контуру детям вышивать труднее, так как надо самостоятельно регулировать длину стежков.

После того как дети научатся выполнять швы на ткани в один слой, можно научить их сшивать детали: пошив мешочков, пришивание петель к полотенцам и т. д.

В «Программе» также стоит задача по формированию умения пришивать пуговицы.

Для показа приё мов пришивания пуговиц были изготовлены таблицы: изображения пуговиц с двумя отверстиями и с четырьмя, пришитых разными способами (параллельными стежками, крестом). Сначала я показала один приём пришивания пуговицы с четырьмя отверстиями в макете. (Макет – это круг диаметром 10 х12 см с соответствующим количеством отверстий в центре.) С этой работой дети справились быстро, что свидетельствует о появлении у них навыков пользования иглой.

В процессе обучения ручному труду необходим индивидуальный подход к детям. Детям, работающим быстро, ловко, я давала задания сложнее и большего объёма. Детям медлительным, нерешительным объём работы давала меньше, чтобы они могли справиться с заданием и почувствовать уверенность в своих силах.

На всех этапах работы с тканью воспитывала эстетический вкус – приучала выполнять соединительные швы нитью в тон ткани, пришивать пуговицы нитью в тон ткани или пуговицы. Для украшения швов цвет нитей учила подбирать тональный и контрастный. Подчёркивала, что цвет вышиваемого предмета может быть характерным для данного предмета (клубничка – красная. ёлочка – зелёная) и может быть условным (машинка, мячик могут быть любого цвета).

Трудовое воспитание нельзя решать в отрыве от нравственного. Так, на всех занятиях я подчёркивала значимость результатов труда, качества работы каждого ребёнка.

Работа с тканью имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук. Выполняя швы, дети придерживаются определённого направления, соблюдают необходимую длину стежка, что готовит их к работе в тетради. Сама рука, приученная работать с таким мелким инструментом, как игла, легче владеет ручкой при письме. И, наконец, аккуратность в шитье, несомненно, скажется на качестве любой работы.

Анализируя проведённую работу, я сделала следующие выводы.

Для того, чтобы все дети овладели навыками шитья, необходима систематическая работы со всей группой.

Сшивание деталей изделия представляет для детей большие трудности, чем шитьё на ткани в один слой (вышивание простейшими швами.) Причём вышивание надо сначала давать по разметке, а затем по контуру.

К концу года все дети овладели навыками шитья. Работа с тканью оказала большое влияние на развитие мелкой мускулатуры рук. Движения рук детей стали ловкими и точными. Дети уверенно работают иглой.

В процессе работы с детьми я составила цикл занятий по обучению детей шитью:

1. Изготовление игольницы.

2. Знакомство с иглой. Завязывание узелков.

3. Знакомство со швом «вперёд иголка».

4. Знакомство со швом «через край».

5. Вышивка по разметке швом «вперёд иголка».

6. Пришивание петель к полотенцам.

7. Пришивание пуговиц.

8. Вышивка по контуру.

9. Пошив мешочков (можно на двух занятиях).

11. Изготовление закладок из картона (шов «через край»).

12. Изготовление футляров для ножниц в подарок маме (шов «через край»).

Кроме занятий, надо давать детям возможность шить, вышивать в свободное время и в те часы, которые предусмотрены режимом дня. Некоторым детям можно показать более сложные швы: двойной шов «вперёд иголка», который выполняется в два приёма и выглядит, как машинная строчка, или шов «вперёд иголка с перевивом». Этот шов выполняется в два приё ма: сначала прошивается простой шов «вперёд иголка», а затем стежки перевиваются способом, напоминающим шов «через край».

В зависимости от выполняемого узора оба элемента могут выполняться одной и той же нитью или нитками разного цвета.

Однако не следует увлекаться сложными вышивками, так как усложнение работы требует большого напряжения умственных и физических сил ребёнка.

Публикации по теме:

«Автопортрет в образе». Живописная работа с детьми старшего школьного возраста«Автопортрет в образе». Живописная работа с детьми старшего школьного возраста Программа учебного предмета «Живопись» в школе искусств им. А. И. Плотнова строится на раскрытии определенных ключевых тем: «Натюрморт», «Натюрморт.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми среднего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Каневской район Материал для.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста 3–4 лет на летний период Индивидуальная работа на июнь. ПОНЕДЕЛЬНИК ВТОРНИК СРЕДА ЧЕТВЕРГ ПЯТНИЦА 1 НЕДЕЛЯ Ульяна - учить бросать мяч от груди. Ксюша – учить правильно.

Коллективная работа с детьми второй группы раннего возрастаКоллективная работа с детьми второй группы раннего возраста Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое.

Конспект НОД по прикладному творчеству «Работа с тканью. Вышивание салфетки» (подготовительная группа) Программное содержание: 1. Учить детей вышивать салфетку, используя шов «вперед иглу с перевивом». 2. Закрепить технику вышивания - «стебельчатый.

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы Тема: «Эксперименты с бумагой и тканью» Цель: - познакомить детей со свойствами бумаги и ткани; - дать сравнительную характеристику этим материалам; - учить устанавливать отношения.

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста Как пишет А. Н. Леонтьев: "Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта,.

Проект «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста» Проект «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста с использованием инновационной технологии «СА-ФИ-ДАНСЕ».

Консультация для воспитателей «Работа с детьми раннего возраста» РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА Консультация для воспитателей Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими.

Работа с этнокалендарём с детьми разного возраста Современный ребёнок живёт в динамичном и многовариативном мире, где соседствуют разнообразные религии и жизненные уклады. От того, кто и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа с тканью с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 21:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД