Лучший педагог года

Работа с учащимися начальных классов, испытывающими страхи

Елена Горланова
Работа с учащимися начальных классов, испытывающими страхи

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоции как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить «эмоциональный паралич». Согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, за последние ХХ в. средний показатель распространённости нервно-психических заболеваний в расчёте на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза. В настоящее время к категории нервных или трудных детей можно отнести каждого третьего ребёнка.

Публикация «Работа с учащимися начальных классов, испытывающими страхи» размещена в разделах

Детские страхи могут помешать личностному развитию ребенка. Поэтому работа по диагностике и преодолению детских страхов приобретает особенное значение и актуальность.

Страх – это совершенно определенная, специфическая эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию. Его условно делят на ситуативный и личностно-обусловленный, реальный и воображаемый, острый и хронический. Современная психология делит 29 страхов на следующие виды : навязчивые, бредовые и сверхценные страхи. Младший школьный возраст – это своеобразный перекресток, на котором перекрещиваются инстинктивные и социальные страхи. Ведущий страх этого возраста – страх «быть не тем», страх несоответствия общепринятым нормам поведения, требованиям ближайшего окружения.

Существуют несколько главных классов событий, вызывающих страх или включающих нейронные процессы, активизирующие эту эмоцию (врожденные детерминанты, культурные детерминанты страха, влечения и гомеостатические процессы как причины страха, другие эмоции как причины страха, когнитивные процессы).

Психологи выделяют два способа преодоления страхов у детей : выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях и овладения приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением страхом и укрепление уверенности в себе развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека.

Предметом коррекции страха чаще всего выступают умственное развитие, эмоционально-личностная сфера, невротические состояния и неврозы ребенка, межличностные взаимодействия. Различными могут быть формы организации коррекционной работы - лекционно-просветительная, консультативно-рекомендационная, собственно коррекционная (групповая, индивидуальная).

Коррекция страхов может проходить посредством улучшения детско-родительских отношений, с помощью индивидуально-групповых занятий, игротерапии, сказкотерапии, куклотерапии и т. д.

Для выявления причин страхов, взаимосвязи между ними, возможно использование программы диагностического исследования, которая проходит в 3 этапа.

На первом этапе необходимо выявить детей, испытывающих страхи. Для этого используются опросник А. И. Захарова, методика Филлипса, проективная методика «Рисуем страх».

На втором этапе применяется архивный метод для выявления причин возникновения страхов, взаимосвязи между наличием страха у ребёнка, состава семьи.

Третий этап – анализ школьной документации для выявления успеваемости детей младшего школьного возраста.

Далее необходимо провести работу с родителями, например, родительские собрания на темы «Детские страхи. Что мы о них знаем?», «Возрастные и невротические страхи у детей», «Детские страхи - ступеньки детства : характеристика возрастных страхов, как помочь ребенку», «Детские страхи и успешность взрослого человека», «В здоровом теле здоровый дух», «Как помочь детям преодолеть страхи, «Жизненная стойкость и психическое здоровье детей», «Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка», «Если ребёнок тревожен и испытывает страхи»; лекционно-практическое занятие «Как победить свой страх»; тренинг «Тревожные дети». На каждое занятие нужно отвести 30-45 минут в неделю.

Для работы с учащимися, испытывающими страхи, возможно использование программы психологической коррекции и профилактики страхов ориентированной на работу с детьми, имеющими различные страхи, авторами которой являются Л. М. Новикова и Ю. А. Царькова, педагоги-психологи Ломоносовской школы г. Москва.

Предлагаемая программа по коррекции страхов младших школьников поможет в работе с детьми по преодолению тревожности и страха. В ней представляются варианты реагирования и изживания ребенком страха при помощи различных видов деятельности.

Публикации по теме:

Развитие техники чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ План: 1. Актуальность развития техники чтения в наши дни. 2. Упражнения, используемые для развития техники чтения: Дыхательные упражнения.

«Мы помним, мы гордимся» Сочинения учащихся начальных классов Ветераны войны. «Мы помним»- говорим мы. Но действительно помнят лишь те, кто видел войну, кто жил и выжил в ней. В их судьбу она однажды.

Возможности персонального сайта в работе учителя начальных классов «Мудрым никто не родился, а научился». народная мудрость Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От того, как учитель.

Интеллектуальная викторина для начальных классов «Здоровье не купишь — его разум дарит» Викторина «Здоровье не купишь- его разум дарит» 1. При вывихе или растяжении связок к больному месту следует как можно скорее приложить.

Отчет работы МО учителей начальных классов и математики за 2013–2014 учебный год Анализ работы МО учителей начальных классов и математики за 2013-2014 учебный год № Направления деятельности Позитивные тенденции Причины.

Познавательно-развлекательная игра «Зов джунглей» для учащихся начальных классов Цели. Образовательная: расширить знание детей о животных, живущих в джунглях, травоядных и хищниках, и закрепить их. Воспитательная: воспитывать.

Проект с учащимися начальных классов «Да здравствует мыло душистое!» Паспорт проекта. Тема проекта: «Да, здравствует, мыло душистое!» Цель проекта: Воспитание гигиенической культуры учащихся с помощью проектной.

Тема: Реализация компетентностного подхода в обучении учащихся начальных классов. Великая цель образования- это не знания, а действия. Герберт Спенсер В настоящее время, в связи с реализацией ФГОС, компетентностный подхода.

У нас в гостях учитель начальных классовУ нас в гостях учитель начальных классов Здравствуйте, дорогие МААМовцы! На календаре уже разгар лета, но мы вернемся немного назад. В мае месяце нас посетил учитель начальных.

Упражнения для физкультминуток для начальных классов Упражнения для физкультминуток. Детям-дошкольникам и первоклассникам свойственны неустойчивость стереотипа правильной осанки, недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с учащимися начальных классов, испытывающими страхи
Опубликовано: 22 августа 2015 в 21:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД