Приложение МААМ

Работа с одаренными детьми в ДОУ

Галина Любезных
Работа с одаренными детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется среди сверстников своими выдающимися достижениями. Исследования ученых доказали, что наиболее рано признаки одаренности проявляются у детей в музыке и изобразительном искусстве.

До 2-3 лет дети только слушают музыку и эмоционально на нее реагируют. В 3-4 года стремятся к самостоятельным действиям, пытаясь имитировать пение и игру на музыкальных инструментах, а 5-6 лет начинают музицировать и петь самостоятельно, придумывать что-то свое.

Публикация «Работа с одаренными детьми в ДОУ» размещена в разделах

При раскрытии у детей художественной одаренности можно отметить высокую избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявлении в раннем детстве острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать.

Наряду с музыкально-художественными, очень рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации, а другая часть одаренных детей считают «в уме», решают сложные шахматные композиции. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.

В основном образовательный процесс в дошкольных учреждениях, строится без учета индивидуальных способностей ребенка. Поэтому необходимо создавать условия, которые способствуют развитию одаренности детей и их разнообразных потенциальных возможностей.

Раннее развитие многие родители зачастую нередко сводят к тому, чтобы дать как можно больше информации ребенку или научить читать, писать в раннем возрасте, однако более важным является умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Не нужно навязывать малышу чтение книг, просто окружите ими ребенка с раннего детства.

Среда, в которой находится ребенок, играет важную роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность.

Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок талантлив. Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим выдающиеся способности своего малыша, а доказательством одаренности выступают : большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т. п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного типа, негативно сказывается на одаренности ребенка.

Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.

И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.

Специалисты отмечают, что ребенок развивается с необычайной скоростью, поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой ступени. Одаренные дети чаще всего развиваются с опережением. Их неординарные способности нередко провоцируют родителей на форсирование развития потенциала детей.

Свободные игры – такой интересный для ребенка и значимый для его развития элемент детства, вытесняются из жизни ребенка, и заменяются родителями «более полезными для развития» занятиями музыкой, танцами, спортом. Обучение школьным навыкам начинается с 3-4 лет. Детство сокращается, при форсировании развития не всегда успевают созревать разнообразные способности ребенка.

Для раскрытия одаренности дошкольника необходимы игры, рисование, конструирование, лепка и др. Наличие высокого творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточного развития моторной координации, а это значит, что не следует ожидать успехов ребенка во всех занятиях. Чуткое отношение взрослых к трудностям ребенка, а они могут возникнуть при раскрашивании внутри контура, при письме, выполнении аппликаций, физических упражнений и т. п., поможет быстрее их преодолеть.

Неравномерность развития как обычных детей, так и одаренных часто проявляется в более быстрых темпах развития интеллектуальной сферы по сравнению с эмоциональной, социальной. Существует риск эмоциональной тупости и социальной отсталости интеллектуально одаренного ребенка. Поэтому с такими детьми необходимо использовать специальные компенсирующие эмоционально-значимые и социально-развивающие упражнения.

Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т. к. его излишняя требовательность может действовать и разрушительно.

Список литературы

1. Белова Е. С. Одарённость малыша : раскрыть, понять, поддержать.

М., 1998.

2. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А. М. Матюшкина. М. ; Воронеж, 2004.

3. Синягина Н. Ю., Чирковская Е. Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. М., 2001.

Публикации по теме:

Работа с одаренными детьми. Академия ПочемучекРабота с одаренными детьми. Академия Почемучек «Одаренный», способный»-эти слова довольно часто произносятся нами-педагогами,психологами, родителями. Проблемы, связанные с развитием способностей.

Личностные особенности, присущие одаренным детям Одаренные дети – кто это? И вообще, что такое одаренность? Первое, что необходимо определить для раскрытия данной темы – это попытаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с одаренными детьми в ДОУ
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 10:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с одаренными детьми в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Галина Любезных (УИ 99457) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД