Папки-передвижки

Работаем по ТРИЗ. Консультация «Системный подход к окружающему миру»

Валентина Платонова
Работаем по ТРИЗ. Консультация «Системный подход к окружающему миру»
▼ Скачать + Заказать документы

Системный подход к окружающему миру

Старший воспитатель ДОУ № 14 г. Мценск Платонова В. Г.

Важнейший признак всякого мышления – умение выделять существенное, самостоятельно приходить к новым обобщениям. Когда ребенок мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного.

В процессе творческого освоения любого нового материала перед детьми возникают две последовательные задачи:

1. распознать явления (объекты, их признаки, стороны, составные элементы, связи и отношения;

2. описать их, объяснить причину и способ существования.

Публикация «Работаем по ТРИЗ, Консультация „Системный подход к окружающему миру“» размещена в разделах

Решая первую задачу используюем следующие методы (как общие, так и специфические) : распознавание существенных, достаточных и необходимых признаков и свойств явлений, лежащих на поверхности и не требующих доказательств, с помощью:

• наблюдения, пробных преобразований;

• разложения на составные части (анализа) и их объединения (синтез);

• сравнения (различения и сличения);

• аналогии;

• противопоставления;

• распознавание закономерных связей и отношений с помощью наблюдения, пробных преобразований;

• восхождения от абстрактного к конкретному.

При решении второй задачи – изложение и развертывание знаний используются:

• методы описания распознанных признаков явлений с помощью определенных (свернутых описаний) и повествования (развернутых описаний);

• методы объяснения распознанных связей и отношений.

Для овладения этими правилами необходимо познакомить и научить его системному анализу окружающего мира.

Системный анализ – подход к изучению объектов и явлений, предполагающий их рассмотрение как развивающихся систем с выявлением структуры (состава элементов и связей между ними, а также законов преобразования и развития системы в целом.

Вначале необходимо показать ребенку, что все, что нас окружает, состоит из каких-либо мельчайших частей, что любой предмет, каким бы он ни был: большим или маленьким, является частью чего-то большего и в то же время из чего-то состоит.

Дети обычно воспринимают и используют в предмете только то, что видят или уже знают. Познать мир во всем его многообразии, когда ребенок узнает, из чего состоит тот или иной предмет, ситуация, позволяет системный подход к окружающему миру.

Мы не даем детям термины, которые будут далее раскрываться, но нам, педагогам, их знать необходимо.

Системой называется любой предмет, объект или процесс, предназначенный для выполнения какого-то действия, какой-либо цели. Система – это целое, состоящее из взаимодействующих частей, дающих новое качество.

Функция – назначение системы, т. е. то, что получается в результате работы этой системы.

Элементы, составляющие систему, называются подсистемами. Они, в свою очередь, являются системами для своих подсистем.

Каждая система является частью более крупной системы, входит в некоторую надсистему. Надсистема может быть родовой, куда предметы и объекты входят по своей родовой классификации. А может быть и как место нахождения данного предмета.

Системный подход к окружающему миру – умение видеть, воспринимать, представлять как единое целое систему во всей ее сложности со всеми связями, изменениями, сочетая разные, но взаимодополняющие друг друга подходы :

• компонентный – изучает состав системы и частью чего она является;

• структурный – изучает взаимное расположение подсистем в пространстве и во времени, связи между ними;

• функциональный – изучает роль и место функций и их взаимодействие по каждому подсистемному элементу и системы в целом;

• генетический – изучает становление системы, последовательность ее развития, замену одной системы другой.

Компонентный подход рассматривает наличие в системе подсистемы (частей, ее надсистемы (частью чего она является).

Если выстраивать структуру любого объекта без учета временных изменений, то графически она выглядит как корни растения. Каждая из подсистем становится на этаже строго по уровню ее раскрытия и взаимодействия с другими подсистемами.

Например:

тайга

тигр

голова туловище Лапы, хвост

Уши глаза шерсть кожа когти шерсть

А можно рассматривать все системы подробнее, докапываясь до мельчайших подробностей. Также и надсистемы могут быть самые различные по масштабу.

Например:

Система – шариковая ручка.

Надсистемы : сумка, ученик, класс, школа, улица, город, страна, планета.

Система – собака

Надсистема – родовая – домашние животные; по месту нахождения – квартира, конура, дача, двор, улица…

Наднадсистема - животный мир

Подсистема – голова, туловище, лапы, хвост

Подподсистема головы – уши, глаза, рот, шерсть.

Подподсистема глаза – веко, радужная оболочка, зрачок и т. д.

Структурный подход изучает взаимное расположение подсистем, связи между ними в пространстве и во времени (прошлое подсистемы, настоящее подсистемы, будущее подсистемы).

Например:

Система – стул

Подсистема ножки, металл

• Прошлое ножек – деревянные, вообще ножек не было: когда система называлась «пень»

• Будущее ножек – из легкого материала, выдвигающиеся, складывающиеся…

Функциональный подход определяет те действия, свойства (функции, которые присущи каждому подсистемному признаку и системе в целом.

Жизнь любой системы сопровождают главные функции, дополнительные, вредные, ненужные.

Например:

• Шариковая ручка – что делает – оставляет след на бумаге.

• Сумка, в которой лежит ручка – хранит учебные принадлежности.

• Колпачок, который закрывает ручку – предохраняет пасту от высыхания, корпус – создает толщину ручки, чтобы ее удобнее было держать

• Стул – поддерживать нас на определенном, нужном расстоянии от пола. Ножки – удерживают сиденье на определенной высоте.

• У спортсменов, пианистов есть ноги, руки и функции у них одинаковые, только по-разному эти функции проявляются. У бегуна основную функцию выполняют ноги, у пианиста – руки.

Многое зависит от целей существования системы, целей, ради которых то или иное свойство системы выделяется в основные и вспомогательные функции, главные и второстепенные. Одни свойства подчиняются другим и в конце концов – главному, основному.

Бывает, что вспомогательные функции гиперболизируются настолько, что за ними не видно основных. Подменяются и цели существования системы или ее элементов.

Например:

Стул нас поддерживает на определенном расстоянии от пола – это его главная функция. Ради этого его создали. Но когда мы его выбираем, то обращаем внимание и на его дополнительные функции – украсить интерьер квартиры. Иногда, увлекшись этими функциями, мы забываем про вредные свойства, присущие почти каждой системе – занимать место. И появляются в наших квартирах огромные пухлые полукресла, удобные, красивые, но занимающие столько площади, что для передвижения в комнате не остается места.

Замена дополнительной функцией главной видна на примере наручных женских часов. Очень часто функция «украсить», «быть модными» является главной, а то, что не видно время – это не так важно, т. е. главная функция отходит на второй план.

Генетический подход используется при изучении этапов становления системы, последовательности ее развития, замены другой системой.

Например: семечко-росток-цветок. В будущем он может быть в гербарии, букете, икебане, в рисунке.

Но если рассмотреть одновременно и подсистему цветка, то мы увидим там семена, из которых потом появится и вырастет такой же новый цветок, который в свое время также даст семена, а сам засохнет.

Пример замены одной системы другой. Раньше шариковая ручка, т. е. ручка, которой писали, называлась самопиской, наливной ручкой, до этого перьевой ручкой, а еще раньше отточенным гусиным пером, а до этого просто палочкой.

А сейчас появились капиллярные ручки, фломастеры. А в будущем, возможно, произойдут еще какие-нибудь изменения.

Взгляните на кухню, где ежедневно вы проводите немало времени. Остановимся, к примеру, на электрической плите и примем ее за систему. Плита состоит из корпуса, ручек, проводов, вилки, противней и т. д. Они-то и будут подсистемой для нашей системы. Каждая деталь несет свою функцию: проводит ток, сохраняет жесткость конструкции (держит форму, вращается, соединяет контакты и т. д. Но ни на одной из этих, отдельно взятых деталей невозможно вскипятить чай. Соберем все части в систему – электроплиту – и кипяти, вари, жарь сколько душе угодно. Вот мы и выявили функцию системы. Строго говоря, путем термической обработки превращать хорошие, свежие продукты питания в суп, котлеты, компот и т. п.

Надсистемой электроплиты, исходя из ее функций, будет большой отряд электронагревательных приборов для приготовления пищи или магазин, откуда ее привезли.

Что же было до героини нашей кухни? Каждая из вас без труда вспомнит керогазы и примусы, «буржуйки» и знаменитую русскую печь. Прародителем же их был огонь костра – яркий, завораживающий, согревающий, сжигаемый, неуправляемый.

Но не так давно у многих из вас появились на кухне внучки электроплиты. Это микроволновая печь. Вот и прошлись мы с вами по всем компонентам системы «Электроплита».

Можно рассмотреть с детьми также антисистему, т. е. систему, основная функция (цель) которой противоположна функции рассматриваемой системы.

Например: антисистема для ручки, основная цель которой – оставлять след, писать – будет корректор, бритва; карандаша – ластик.

Можно также рассмотреть с детьми не системы – системы, выполняющие ту же функцию, что и рассматриваемая система.

Так, для авторучки не системами будут карандаш, мел, уголь, палец.

Все эти подходы, а также антисистемы, не системы расширяют понятия детей об окружающей действительности, позволяют раскрыть ее многоплановость, дают детям неоднозначный взгляд на любую систему и ее части; они пригодятся, когда с детьми начнете работать по методам развития творческого воображения.

Использование системного подхода в ознакомлении детей с окружающим миром позволяет ставить следующие цели занятий:

• учить видеть в целом его части и наоборот;

• учить выделять совокупные системные свойства системы, отсутствующие у ее частей;

• учить видеть прошлое и будущее системы и ее частей;

• учить выделять основные и вспомогательные функции (свойства) системы;

• учить оперировать экранами системного оператора при рассмотрении реальных и создании фантастических объектов, образов, явлений (развитие воображения и системного мышления).

Через все занятия с системным подходом проходят такие цели, как:

• развитие речи;

• активизация словаря;

• воспитание нравственных качеств;

• формирование элементарных математических представлений.

Говоря о развитии мышления, можно рассматривать с детьми подсистемные признаки как реальные – в этом случае мы знакомим детей с окружающей действительностью, так и нереальные и тогда подключается развитие воображения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Методы активизации мышления дошкольников», том 3 А. М. Страунинг, Обнинск 1998 г.

2. «Задачи вокруг нас» системах и противоречиях в окружающем нас мире) Страунинг А. М., Обнинск 1998 г.

3. «Поваренная книга воспитателя» М. Н. Шустерман, З. Г. Шустерман, В. В. Вдовина, Филиал Таймырского ИУУ г. Норильск

4. «Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии» А. И. Никашин, А. М. Страунинг, Ростов-на-Дону, 1991 г.

Публикации по теме:

«Как мы любили утром в садик приходить» (на мотив песни «Как упоительны в России вечера») 1. Как мы любили утром в садик приходить, Нас воспитатели там добрые встречали. На полках каждый день игрушки ожидали, Как мы любили утром.

Дидактическая игра «Четвертый лишний». Презентация Блез Паскаль: «Человек сотворен, чтобы думать». Ваш малыш уже с самого рождения начинает познавать мир. И первое, с чем он знакомится –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работаем по ТРИЗ. Консультация «Системный подход к окружающему миру»
Опубликовано: 25 июня 2014 в 11:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работаем по ТРИЗ. Консультация «Системный подход к окружающему миру»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Платонова (УИ 216753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД