Алёна Звездина
Работоспособность детей разного возраста и факторы ее определяющие
▼ Скачать + Заказать документы
Работоспособность -способность выполнять какую-либо физическую и умственную деятельность в течение определенного времени без значительного снижения ее качества.
Возникает закономерный вопрос: правомерно ли и нужно ли говорить о «работоспособности» и развивать ее у детей дошкольного возраста и имеет ли она какие-то особенности по сравнению со взрослыми? Ведь ни о каком производительном труде в дошкольном возрасте речь не идет…
Публикация «Работоспособность детей разного возраста и факторы ее определяющие» размещена в разделах
И тем не менее сохранение устойчивой работоспособности на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, даже во время физкультурных занятий, спортивных развлечений, туристических походов необходимо и дошкольнику, является важным показателем общей готовности ребенка к школьному обучению.
Особенности работоспособности дошкольника
Работоспособность ребенка отличается более низким, чем у взрослого, показателями, например меньшей продолжительностью.
Не случайно поэтому, что, чем младше ребенок, тем короче у него продолжительность активного бодрствования, тем чаще и больше он должен спать, чтобы восстановить силы.
Работоспособность детей дошкольного возраста, по данным физиологам, психологов и педагогов характеризуется и качественными особенностями.
У маленького ребенка, особенно в первые три года жизни, как считают некоторые физиологи, трудно проследить признаки утомления.
Он просто прерывает деятельность (начинает отвлекаться на занятии, беспорядочно перелистывает страницы книги, которую читает ему бабушка, а потом и захлопывает ее, хотя физиологические показатели пока еще не свидетельствуют об утомлении.
Однако старшие и даже средние дошкольники зачастую стараются довести начатое дело до конца, хотя утомление неизбежно наступает: они в несколько раз медленнее и в более простой форме отвечают на вопросы взрослых, часто отвлекаются, роняют раздаточный материал.
Эти признаки нарастающего утомления следует заметить как можно раньше и своевременно переключить внимание детей на другие виды деятельности.
С возрастом работоспособность повышается. Повышение ее общего уровня происходит, в частности, за счет ежедневных занятий, в процесс которых осуществляется общая тренированность всех систем и функций организма.
Об этом свидетельствует, например, тот факт, что у детей, привыкших систематически заниматься в детском саду, и у тех, кто поступил в дошкольное учреждение из дома, работоспособность разная.
При систематическом обучении в детском саду, начиная с младших групп, усидчивость детей от младшего к старшему возрасту повышается, что в свою очередь позволяет увеличить продолжительность занятий и их количество.
Вместе с тем наблюдения за детьми 4 – 7 лет с использованием специальных методик выявили существенные различия в развитии умственной работоспособности даже у дошкольников одного и того же возраста.
У одних детей показатели характеризуются высоким и средним уровнем. У других – они значительно снижены. В каждой их проверенных нами групп было 5 – 7 ребят с низкой работоспособностью на занятиях. Это вызывает тревогу по разным причинам.