Получи документы

Раннее обучение английскому языку в детском саду. Часть 2.

Елена Царёва
Раннее обучение английскому языку в детском саду. Часть 2.
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 1

Обучение аудированию начинается с первых занятий и продолжается весь период обучения языку в детском саду. Самым необходимым условием формирования понимания малышами иноязычной речи является ведение педагогом занятия на английском языке. На начальном этапе темп речи педагога должен быть несколько замедленным с постепенным доведением его до нормального. Замедление темпа достигается за счет увеличения педагогом пауз между смысловыми блоками. Однако говорить педагог должен четко, эмоционально, выразительно, максимально используя модуляции голоса от громкого (но не крика) до почти шепота. Покажем это на примере: Open your book. Сначала педагог произносит это выражение в нормальном темпе – с тем чтобы дети восприняли фразу как определенную последовательность звуков. Затем он произносит ее медленно, вычленяя элементы, используя наглядность, помогающую дошкольникам понять смысл фразы (педагог берет книгу и открывает ее, можно несколько раз, чтобы передать движение). Наконец, он еще раз произносит фразу в нормальном темпе, теперь обращаясь к ученикам с просьбой выполнить распоряжение. В течение одного-двух занятий педагог при произнесении данного распоряжения использует наглядность. В дальнейшем ее необходимо снимать, чтобы добиться полного понимания звучащей речи.

Публикация «Раннее обучение английскому языку в детском саду, Часть 2,» размещена в разделах

Как видим, формирование понимание речи на слух должно протекать в естественных условиях звучащей речи, но в то же время, зрительный компонент, сопровождающий речь и присущий общению, очень важен.

Аудирование также используется при тренировке детьми в усвоении учебного материала. С этой целью применяются тренировочные упражнения, направленные на формирование прочных слуховых образов языковых явлений (звук, слово, словосочетание, предложение). Так, И. Н. Верещагина и Г. В. Рогова [5] подобные тренировочные упражнения условно разделили на пять групп. Представим их.

1 группа упражнений направлена на снятие лингвистических трудностей:

- фонетических:

Listen to the words. Raise your hands when you hear the words with the sound [] (педагог называет слова с разными гласными).

- лексических:

Listen to the words. Raise your hands when you hear the words referring to animals (педагог перечисляет слова, среди которых есть и названия животных).

-грамматических:

Listen to the words. Raise your hands when you hear words in the plural : desk, tables, box, pens, books, etc.

2 группа упражнений направлена на развитие слуховой памяти:

Listen to the words and try to memorize them. Педагог произносит ряд слов, сначала 2-3, а затем 5-7. Дети запоминают слова, связывая их с предметами, а затем отбирают те предметы (или картинки, которые назвал педагог (Memory Game).

3 группа упражнений направлена на развитие внимания детей:

Listen and say : what's the name of Mike's sister : «I have a sister. Her name is Ann. Mike has a brother».

4 группа упражнений направлена на развитие воображения:

Listen to the following and it a name :

We write with it on the blackboard.

We take it when it rains.

5 группа упражнений направлена на развитие логического мышления:

Listen to the sentences. Say whether they are logically arranged :

Her name is Mary. This is a girl.

Итак, аудирование, используемое в качестве средства обучения, призвано стимулировать учебную и коммуникативную деятельность детей, обеспечивать управление процессом обучения, поскольку все время имеет место обратная связь, и создавать благоприятные условия для овладения английским языком.

Второй вид речевой деятельности, который играет весомую роль при раннем обучении английскому языку детей дошкольного возраста, является – говорение, или экспрессивная речь.

Говорение – это сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять, вместе с аудированием, устное вербальное общение. Предметом говорения выступает мысль как отражение в сознании ребенка связей и отношений реального мира. На начальной ступени, где закладываются основы овладения английским языком, этому виду речевой деятельности принадлежит очень большая роль.

Говорение представляется в форме монологического (связного) высказывания и диалогического (беседы).

Монологическая речь общения предполагает умение ребенком-дошкольником описать предмет, лицо, явление; сделать сообщение по теме; рассказать о прослушанном, прочитанном. Говорение в монологической форме на английском языке представляет для детей большую трудность. Поэтому формирование этого умения у них должно протекать с помощью опор, которые связаны одновременно с содержанием и с формой изложения. Сначала это небольшие и логически построенные тексты, сверхфразовые единства. Так: This is a girl. Her name is Mary. She is ten. She can jump and run. Дети прослушивают текст 1-2 раза, а затем им представляется картинка другой девочки (Ann) и предлагается в той же логической последовательности рассказать о ней. Изменяется только имя. Затем в виде опоры выступают картинки предметные, ситуативные, тематические; игрушки; поделки ребят из пластилина и других материалов.

Заметим, что на начальном изучении английского языка можно стимулировать монологические высказывания детей с помощью вербальных средств. Например, «Расскажи о своей маме так, чтобы мы могли ее себе представить», «Опиши нам квартиру (дом, в которой (в котором) ты живешь», «Расскажи о своем любимом животном или любимой игрушке».

При осуществлении контроля за сформированностью у детей монологической речи следует исходить из: языковой правильности (безошибочности) воспроизведения, объема (не менее 3 реплик, темпа, эмоциональной окрашенности.

Диалогическая речь характеризуется использованием различных разговорных клише, предложений. Обучение детей диалогу начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. Сначала педагог дает стимулирующие реплики, разнообразя их в зависимости от типа диалогических единств, а дошкольники овладевают умением реагировать на них. Например, на реплику-стимул: What is it? (It is a dog. I don’t know); It is a fine day today (Oh, yes. It is great. Not very). Дальше стимулирующие реплики дают сами дети, а их товарищи реагируют на них.

Для того чтобы обучение реагированию не было формальным и носило коммуникативную направленность, педагог использует разнообразные игры. Например, игра «Угадай». Ребята угадывают, где был Петя в воскресенье. Вопрос задает педагог: Where was Pete on Sunday? Дети предлагают свои ответы: In the park. At the Zoo. At home.

Обучение диалогической речи может стимулироваться наглядностью, прослушанным или прочитанным текстом, просмотренным диафильмом, слайдами или вербально заданной ситуацией.

При обучении диалогу необходимо учить детей выполнять определенные коммуникативные задачи, а именно:

начинать и заканчивать разговор, то есть поприветствовать и ответить на приветствие, попрощаться, ответить на прощание или предложить совершить какое-либо действие, а также выразить просьбу или пожелание;

внимательно слушать и адекватно реагировать на высказывание педагога или другого ребенка;

запрашивать информацию, то есть правильно задавать вопрос и уметь на него кратко или полно ответить;

выражать согласие или отказ от выполнения действий;

выражать радость или неудовольствие;

соблюдать культуру общения в речевом поведении, не перебивать собеседника.

Одной из важнейших задач при обучении детей говорению на английском языке является постановка произношения. Это обучение предусматривается овладением артикуляционной базой и интонационным оформлением речи. Работа над формированием фонетических навыков начинается, как правило, в начале занятия с фонетической зарядки, которая проводится в виде звукоподражательной игры, причем звуки отрабатываются как изолировано, так и в оппозициях: долгие и краткие звуки, межзубные и свистящие согласные звуки и другие.

Приведем специальные упражнения для обучения дошкольников произношению, используя игровую методику: «Сказочная страна». Каждый звук – это житель сказочной страны, который или произносит какие либо звуки, либо занят какой-либо работой, производящей звуки, например: ''Вот рано утром мистер Язычок просыпается и выпрыгивает из кровати. Как холодно в доме! Это потому, что за ночь камин совсем остыл. Мистер Язычок дрожит от холода. Находим бугорки за верхними зубами. Когда Язычок дрожит, то ударяется кончиком об эти бугорки: [d],[d], [d]! Но вдруг он слышит из ванной такие звуки: [p], [p], [p]. Это капает вода из крана, который он плохо закрыл вечером. Кончик язычка ударяется в бугорки за верхними зубами, как капли о дно раковины: [t], [t], [t]! Ребята повторяют за педагогом звуки, не давая себе отчета в том, что они тренируют произношение. Каждый урок к сказке прибавляются новые звуки-герои, новые приключения звуков, что вызывает у детей постоянный активный интерес.

Особый интерес представляют упражнения в обучении произношению звуков, которые не имеют аналогов в русском языке, например: []. Когда мы произносим этот звук, язык, как лягушка, хочет выпрыгнуть изо рта. Но ему не позволяют это сделать нижние зубы, за которые он зацепляется кончиком. Крепко упираем язык в нижние зубы. Как правило, половина детей при этом неправильно ставит язык, так как у детей отсутствует моторная привычка. Но эту ошибку легко исправить: '' Мистер Язычок высовывается из окна своего домика, чтобы посмотреть какая на улице погода, и чуть не вываливается, но зацепляется за подоконник. Нижние зубы – это подоконник, а губы по ходу сказки обыгрываются как занавески. Разве удержишься за занавеску? Если ты не зацепишься языком за нижние зубы-подоконник, то язычок выпадет из окна и ушибется».

Лучшему овладению фонетическим строем английского языка способствует также сопровождение процесса произнесения звуков движениями рук и всего тела, ведь ребенок, как считает американский педагог Элизабет Клейр, учится всем своим существом.

Стоит отметить, что с самого начала обучения педагогу необходимо выработать определенный стиль работы с детьми на английском языке, ввести традиции, соответствующие наиболее типичным ситуациям общения. Такие традиции (приветствия, прощание, короткая зарядка, использование принятых в английском языке формул вежливости) позволяют настроить детей на иноязычное общение, облегчить переход на английский язык, показывают детям, что занятие началось, закончилось, что сейчас последует определенный этап занятия.

Важнейшее условие успешного обучения – активизация речемыслительной деятельности детей и вовлечение их в иноязычное общение. Необходимо постоянно менять порядок речевых действий (порядок вопросов, обращений, названия предметов и т. д., чтобы дети реагировали на смысл слова, а не запоминали звуковой ряд механически. При повторении игр нужно обязательно делать ведущими, активными участниками разных детей, чтобы хотя бы по одному разу все дети выполнили предусмотренное учебной задачей речевое действие.

Итак, раннее грамотное интересное обучение малышей английскому языку в детском саду закладывает основы овладения языком, которые во многом определяют успехи в изучении этого предмета школьниками на последующих этапах.

Литература

1. Двуязычный детский сад. Программа и основные условия ее реализации. – М. : Центр инноваций в педагогике. 1996г.

2. Иностранный язык для дошкольников. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1997г.

3. Негневицкая Е. И., Никитенко З. Н. Обучение английскому языку детей 6 лет. – М. ,1991г.

4. Павленко И. Н. Играем в английский. Программа непрерывного языкового образования детей 4-10 лет. - М. : Ижица, 2004г.

5. Рогова Г. В., Верещагина и. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2000. – 232с.

6. Шишкова И. А., Вербовская М. Е. Английский для малышей. Книга для родителей и преподавателей. – М. : Росмэн – Издат. – 2000. – 192с.

7. Чавпецова С. Английский язык для детей. - Изд. «Стайл», С. -П., 1992г.

Публикации по теме:

«Мои статьи на maaam». .

Как мы отмечали 8 марта Видео Наши малыши читали стихи,пели, танцевали. [cut=Читать далее. ]Подробнее, со словами песен и танцевальными постановками мы свою запись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Раннее обучение английскому языку в детском саду. Часть 2.
Опубликовано: 13 октября 2013 в 20:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Раннее обучение английскому языку в детском саду. Часть 2.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Царёва (УИ 51404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД