Папки-передвижки

Отчет «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»

Мария Корякина
Отчет «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»

Развитие детских шахмат в Республике Саха (Якутия) тесно связано с именем первого президента республики Михаила Ефимовича Николаева.

По его инициативе с 1996 года проводятся Международные спортивные игры «Дети Азии». В 2006 году открылась шахматная школа имени Анатолия Карпова, выпускники которой являются лидерами шахматного движения республики.

Публикация «Отчет „Раннее приобщение детей к игре в шахматы“» размещена в разделах

В феврале этого года в детском технопарке «Кванториум» состоялась торжественная церемония Марафона открытий «Шахматных гостиных». Основная цель направлена на развитие проекта «Шахматное образование» в Российской Федерации и распространение этой практики в организациях дополнительного образования детей.

Отрадно заметить, что география шахматного образования расширяется, растет количество детских садов, школ, центров дополнительного образования, которые активно внедряют пилотный проект «Шахматы в школе». Во многих детских образовательных учреждениях республики проводятся кружки и развивающие занятия по шахматам.

С 2016 года в республике ежегодно проводится шахматная олимпиада И. Г. Сухина среди дошкольников и младших школьников. Цель этой олимпиады – повышение интеллектуального потенциала детей и продвижение развития математического образования в Республике Саха (Якутия). Председателем жюри и разработчиком олимпиадных заданий является Игорь Георгиевич Сухин – научный консультант республиканского пилотного проекта «Шахматы - детям» в Республике Саха (Якутия, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, член Координационного совета по развитию шахматного образования в РФ, кандидат в мастера по шахматам, главный идеолог и методист Шахматного всеобуча в РФ, автор официального Федерального шахматного курса для начальной школы «Шахматы – школе».

Игорь Георгиевич неоднократно проводил у нас в Якутии курсы повышения квалификации «Шахматы – школе : в условиях реализации ФГОС». Задача которого заключается в введении и изучении шахмат в школах, как на факультативах, так и на постоянной основе, подготовке тренеров для школ и детских садов, для полномасштабного развития шахмат в республике.

Работая воспитателем в детском саду, я более 20-ти лет отдала шахматному образованию детей, вела кружок «Юный шахматист». А с прошлого учебного года с переходом на ставку дополнительного педагога веду занятия в старших и подготовительных группах, где с большим интересом занимаются 8-групп, около 200 детей.

В нашем учреждении мы создали специальный кабинет для развивающих игр. Приобретены комплекты шахмат, разработаны наглядно-дидактические пособия. Ежегодно организовываем турниры, олимпиады и конкурсы в рамках фестиваля «Интеллектуальное будущее Якутии».

Чтобы заинтересовать детей проводим разные мероприятия, такие как спортивное развлечение «Страна шахматных чудес», где два войска сказочных шахматных фигур соревнуются в силе, ловкости и быстроте.

Активно работает творческая мастерская: дети и воспитатели слепили из пластилина и теста жителей шахматной страны, также отражают в рисунках и аппликациях свое представление об этой стране. Ежегодно организовываем выставки «Мир шахмат – глазами детей». В качестве сюрпризных моментов на занятиях мы используем куклы Королеву и Пешку. Идея создания этих кукол пришла с превращения пешки в Ферзя.

Создали «Музей шахмат», где выставлены более 40-поделок сделанных руками наших родителей, детей и педагогов. Каждые 2-года проводим конкурс поделок «Шахматная фантазия». Тут можно увидеть шахматные фигуры из разных материалов: дерева, бумаги, теста, пластилина, ткани, бересты берёзы, болтиков, сахара «леденцы» и т. п.

Данная работа введется благодаря поддержке родителей, для них регулярно проводим «День открытых дверей» показываем занятия, развлечения, мастер-классы. Проводим ставший доброй традицией турнир, приуроченный ко дню Защитника Отечества.

В детском саду работает «Школа мастерства» для молодых педагогов и воспитателей.

Являясь автором проекта «Раннее приобщение детей к игре в шахматы», разработала программу на 4 года обучения с младшего возраста до поступления в школу с детьми, не прошедших никакой первоначальной подготовки. Научный руководитель проекта - Лугинова-Троева Лена Дмитриевна, доцент кафедры ИРО и ПК имени Донского-II. Проектную группу вела воспитатель высшей категории Неустроева Александра Васильевна.

Целью проекта было создание условий для интеллектуального развития детей посредством обучения игре в шахматы.

Были поставлены следующие задачи - выявление интеллектуально одаренных детей; разностороннее развитие ребенка, способствовать его умственному развитию, привлечение родителей к образовательному процессу.

Идея проекта. Наша РС (Я) поддерживает развитие детского спорта и каждые 4-года проводит Международные спортивные игры «Дети Азии». Мы готовим будущих спортсменов со стен дошкольных учреждений, для этого создаём все необходимые условия для развития каждого ребенка.

Краткое описание программы. В младшей группе дети знакомились с фигурами и пешками. Также с первоначальной расстановкой фигур, пешек на шахматной доске. Проводились дидактические игры «Войско из мешочка», «Найди место». Таким образом мы привили детям интерес к игре, дети даже не замечали, что их обучают.

В средней группе дети знакомились с ходами и взятием шахматных фигур и пешек. Вводились понятия, что такое шах, мат и рокировка. Проводились дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди место».

В старшей группе закрепляли правила игры, хода и взятия фигур и пешек. Дети стали играть со всеми фигурами из начального положения.

В подготовительной группе закрепляли правила игры, решали задачи. Дети научились играть по правилам шахматную партию от начала до конца. Активно участвовали в турнирах не только внутри сада, но и на уровне города и республики.

Были использованы такие формы и методы работы: объяснение и показ на демонстрационной магнитной доске. На занятиях использовался материал, вызывающий особый интерес у детей : сказки, дидактические игры, загадки и вопросы из «Шахматной шкатулки», задания. Обогащали занятия и яркие, своеобразные картинки, призванные закрепить в воображении ребенка образы шахматных персонажей. Особенно полюбилась детям эстафета на правильную и быструю расстановку фигур и пешек на шахматных досках. Учились решать простейшие шахматные задачи. По плану проводились «официальные» турниры на «чемпиона» недели и месяца. Победителям вручали медали, изготовленные самими детьми. Проводились беседы об общих правилах поведения во время игры.

Знакомство с шахматами, регулярные занятия за 4-года обучения показали, что у детей повысилась дисциплина, они стали более самостоятельны и ответственны, появилась творческая активность. Дети научились работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции, повысилась произвольная регуляция собственной деятельности, работоспособность, а также общий уровень развития.

Воспитанники проектной группы Васильев Артур, Попова Лея в старших и подготовительных группах имели успехи на городских, республиканских чемпионатах, участвовали в конкурсе «Принц и Принцесса шахматного Королевства». В подготовительной к школе группе эти дети выполнили разряды по шахматам : Артур 2-спортивный, Лея 3-юношеский.

Артур Васильев, будучи воспитанником подготовительной группы участвовал в первенстве России по шахматам до 9 лет в городе Кострома.

В прошлом году эти дети поступили в 1 класс. В ноябре 2017 года Артур участвовал в личном первенстве ДВФО до 9 лет, где занял 2 место. В 14 Международном Кубке РГСУ по шахматам «Моscow Ореn – 2018» занял 6 место из 210 участников, в группе до 9 лет.

Таким образом, по итогам многолетней работы мы пришли к выводу, что очень важно пробудить у маленьких детей интерес к шахматной игре, любовь к ней. Шахматный материал должен излагаться взрослым последовательно и доступно, в определенном логическом порядке – «от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому». Воспитатели без ущерба для других занятий могут запланировать знакомство с шахматной игрой.

Публикации по теме:

«Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности».«Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности». УХАЖИВАЕМ ЗА ЦВЕТОЧКАМИ. ПОЛИВАЕМ РАСТЕНИЯ. Трудовое воспитание детей раннего возраста-это деятельность,направленная на развитие.

Консультация по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста Цель: Совершенствование взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ через интерактивные формы общения на примере обучения игре в шахматы.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Пешка в игре» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка.

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы «Путешествие в Шахматную страну» в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в Шахматную страну» Воспитатель: Матвеева Н. А. Цель занятия: Закрепление названий шахматных фигур и правил их.

Консультация «Обучение дошкольников игре в шахматы»Консультация «Обучение дошкольников игре в шахматы» Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Шахматы — старинная и очень увлекательная игра,помогает.

Мастер-класс для педагогов по обучению игре в шахматы «Пешка: ни шагу назад!» Мастер-класс Пешка «Ни шагу назад!» Подготовили: Воспитатель Осипова Тамара Ивановна Здравствуйте уважаемые коллеги. Тема моего мастер.

Методические рекомендации по организации обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста. Осипова Тамара Ивановна воспитатель МБДОУ.

Конспект игровой ситуации по обучению игре в шахматы «Как ладья похудела» Ф. И. О. педагога: Антонова Анна Владимировна ЦЕЛЬ: Рассказать о рокировке. Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое.

Отчёт начальном курсе обучения игре в шахматы «Чему мы научились за год»Отчёт начальном курсе обучения игре в шахматы «Чему мы научились за год» Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен для освоения в дошкольных образовательных учреждениях. Важное значение.

Эффективные приемы и методы, применяемые при обучении детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы Эффективные приемы и методы, применяемые при обучении детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы С чего следует начинать обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 11:01
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД