МААМ-картинки

Раннее развитие детей с тяжёлыми речевыми нарушениями

Марина Жаркова
Раннее развитие детей с тяжёлыми речевыми нарушениями

Определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребёнка. Как известно, появление гуления ещё не гарантирует дальнейшего нормального речевого и психического развития ребёнка. Так, гуление наблюдается не только у нормально развивающихся детей, но и у большинства детей с отклонениями в развитии (у глухих, у детей с интеллектуальным недоразвитием).

Публикация «Раннее развитие детей с тяжёлыми речевыми нарушениями» размещена в разделах

На следующем этапе развития речи для детей с алалией характерно отсутствие лепета или его крайняя бедность, более поздние сроки его формирования (на втором году жизни). Также отмечается своеобразие темпов развития и качества лепета у детей с ринолалией, дизартрией.

У детей с алалией компенсаторно более активно, чем речевые, развиваются невербальные средства общения (мимика, жесты, особенно на начальных этапах развития. C возрастом особенно активно этими средствами начинают пользоваться дети с речевой патологией с первично сохранным интеллектом. В таких случаях отмечается значительное опережение в развитии пассивного словаря по сравнению с активным, дети лучше понимают обращённую к ним речь, чем пользуются своими произносительными навыками (исключение касается детей с сенсорной алалией).

Для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями характерно отставание сроков появления первых слов и фразовой речи.

Стремление к речевому общению у детей этой категории проявляется по-разному: во-первых, это может быть низкая речевая активность, когда при попытке вступления в речевой контакт ребёнок проявляет негативизм (часто при моторной алалии); во-вторых, активное стремление к речевому общению (при сенсорной алалии, хотя эта тенденция может сочетаться с раздражительностью, эмоциональной лабильностью и часто – с острой эмоциональной реакцией на ситуацию непонимания окружающими речи ребёнка. Речевая интенция, то есть стремление к речевому общению, зависит от первичной интеллектуальной сохранности ребёнка (известно, что дети со сниженным интеллектом часто бывают говорливы, легко вступают в контакт с окружающими, хотя этот контакт формален, личностных особенностей ребёнка, отношения со стороны окружающих, от осознания и реакции ребёнка на свой дефект. В литературе отмечается, что дети с различной речевой патологией (алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием) часто отказываются от речевого контакта, применяют различные уловки, маскируя дефект.

Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможностей самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперёд руки и противоположной ноги и с лёгким поворотом головы и глаз в стороны вперёд вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи уже на первом году жизни отмечались так называемые «малые неврологические признаки», которые проявлялись различно, в зависимости от степени поражения центральной и переферической нервной системы. У грудных детей заметны лёгкие нарушения мышечного тонуса, часто по типу дистонии, которые, хотя и не мешают активным движениям, но являются стойкими; не резко выраженные непроизвольные движения в виде тремора, миоклоний, гиперкинезов, которые проявляются непостоянно, но не находятся в причинной зависимости от эмоционального состояния ребё нка: задержка сенсорно-моторного развития, отставание в развитии тонких дифференцированных движений пальцев рук, формировании предметно-манипулятивной деятельности, что особо ярко к концу первого года жизни в недостаточности пальцевого захвата предметов.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности формирования познавательных интересов дошкольников с речевыми нарушениями в игровой деятельности» В настоящее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Правильное понимание структуры общего недоразвития.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3–7 лет» «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3-7 лет» Овладение речью и формирование звукопроизношения, неразрывно.

Анализ методик изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями Анализ методик изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями Формирование связной речи у детей с речевыми.

Формирование зрительного гнозиса у детей 3–5 лет с речевыми нарушениями в ходе коррекционно-развивающей работы Одной из важнейших функций, обеспечивающих познавательную деятельность ребенка, является восприятие. Восприятие определяется как целостное.

Интерактивный плакат «Прогулка с Котом в сапогах». Коррекционная работа воспитателя с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями Любой педагог, готовясь к занятию, всегда продумывает его ход, задумывается о том, как улучшить занятие, какие интересные методы и приемы.

«Насекомые». Конспект логопедического занятия для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи 5–7 лет .

Консультация «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Коррекция и развитие внимания у дошкольников с речевыми нарушениями Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем.

Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи. Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР. Учитель-логопед высшей квалификационной категории Е. К. Попович Коррекционное воздействие.

Система сотрудничества с родителями воспитанников с речевыми нарушениями в ДОО Основное направление в деятельности ДОО на современном этапе – организация и проведение работы по повышению качества дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Раннее развитие детей с тяжёлыми речевыми нарушениями
Опубликовано: 29 января 2016 в 20:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД