Получи документы

Познавательно-исследовательская деятельность по ФЭМП и ознакомлению с миром природы «Ранней весной на лесной полянке»

Марина Соколова
Познавательно-исследовательская деятельность по ФЭМП и ознакомлению с миром природы «Ранней весной на лесной полянке»

Цель:

- Закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10 - Отрабатывать навыки решения арифметических задач на сложение и вычитание

- Закреплять понятия «больше» и «меньше», закреплять навыки сравнения чисел

- Закреплять навыки ориентирования по схеме на листе бумаги

- Развивать логическое мышление детей путем решения логических задач на определение недостающего элемента

- Воспитывать у детей культуру общения, учить доказывать свои суждения, вести дискуссию, отстаивать свое мнение

- Развивать интерес к математике, воспитывать позитивный настрой на успех и желание добиваться лучших результатов

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность по ФЭМП и ознакомлению с миром природы „Ранней весной на лесной полянке“» размещена в разделах

Оборудование:

Карта-рисунок лесной полянки, изображенная на большом листе бумаги. Передвижная фигурка человечка, которую можно переставить в любое место карты. Карточки с примерами для каждого ребенка. Карточки с лабиринтами для каждого ребенка. Карточки для решения задачи для каждого ребенка. Математические картинки для каждого ребенка. Арифметическая линейка или счетные палочки для каждого ребенка. Простой карандаш и набор цветных карандашей для каждого ребенка

Ход

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила очень необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад. Детям средней группы. Давайте откроем его и прочитаем.

Дорогие ребята!* Пишет вам ваш друг — Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости в осенний лес, побывали у меня и зимой. А теперь я приглашаю вас на лесную полянку ранней весной, чтобы вы сами могли посмотреть, что изменилось в моем лесу. Посылаю вам план, как добраться до моей лесной полянки, и подсказки, которые помогут вам сориентироваться. До встречи! Ваш друг Лесовичок!

Подсказка № 1. Вы должны подойти к кустарнику, расстояние до которого меньше 6 метров.

Подсказка N 2. От орешник. 1-нужно пройти к дереву, расстояние до которого будет равно 4 метрам.

Подсказка N 3. Не ходите через болотце, ребята! Сейчас оно опасно, так как почва сырая, болото очень топкое. Вот летом, когда земля подсохнет, болотце тоже высохнет и превратится в зеленый лужок. Тогда по нему можно будет спокойно пройти. Идите самой короткой дорогой.

Подсказка № 4 .«Ребята, будьте осторожны, под елкой медведь устроил себе берлогу. Не разбудите его раньше времени!».

Подсказка № 5. А теперь подойдите скорее к пенёчку. Воспитатель: Что же, ребята, вот карта маршрута, на отдельном листочке написаны подсказки.

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какое время сейчас у нас на дворе? Правильно — ранняя весна.

А кто из вас может назвать мне приметы ранней весны? Она чем-то похожа на зиму, а чем-то отличается от нее. А чем?

Воспитатель помогает детям вспомнить и назвать приметы ранней весны. Ответы детей:

Света: Весной солнце светит ярче. Оно такое яркое, что глазам больно.

Дима: Весной снег становится другим. Он уже не такой белый, как зимой, он немного грязноватый и весь как будто в дырочках.

Воспитатель: А ты знаешь, почему на снегу образуются такие дырочки? * Подсказки зачитываются не сразу, к ним воспитатель прибегает по мере необходимости.

Дима: Знаю. Солнышко светит ярко и тепло. На поверхности снежинки тают и превращаются в капельки воды. Эти капельки воды протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу получаются такие дырочки. А скоро снег растает совсем.

Воспитатель: А какие еще приметы ранней весны можно сейчас увидеть на улице? Женя: На краю крыш повисли сосульки. Это днем снег на крыше тает и стекает с крыши вниз, а вечером и ночью еще морозно, вот вода и превращается в лед, в ледяные сосульки. Коля: И утром на снегу бывает твердая ледяная корка — наст. Днем снег на поверхности подтаивает, а ночью снова подмерзает, и образуется наст. Аня: И на снегу уже можно увидеть проталинки. Данила: И скоро будет много ручейков.

Воспитатель: Правильно, молодцы. И снег начинает таять, и проталинки образуются, и ручейки, оттого что солнышко весною светит ярче, теплее. А кто мне может сказать, почему же оно весной более теплое, чем зимой? Юля: Потому что весной Солнце находится ближе к Земле, чем зимой, и на Землю попадает больше солнечных лучей.

Воспитатель: Правильно, умница! Точнее, Земля так повернута к Солнцу, что на нее попадает больше солнечных лучей. Ну что же, ребята, отправимся теперь в лес, посмотрим, как там хозяйничает весна.

Воспитатель: Вот с этого места на карте мы должны начать свое путешествие. Поставим сюда нашего человечка. От этого места тропинки ведут к двум кустарникам. Кроме того, на полянке растут и несколько деревьев. Ребята, а вот вопрос, который вам задает Лесовичок: «Вспомните, чем кустарник отличается от дерева?» Дети вспоминают, что у дерева один большой ствол, а у кустарника несколько, но более тонких.

Воспитатель: Правильно. А теперь посмотрим, о чем говорит подсказка № 1. Подсказка N° 1. Вы должны подойти к кустарнику, расстояние до которого не больше 6 метров.

Начало маршрута

Возьмите, пожалуйста, круглую карточку, на ней записаны два примера. Решив эти примеры, вы узнаете, чему равны расстояния до куста орешника и до куста сирени.

Дети решают примеры, выясняя, чему равны расстояния до кустарников. Затем воспитатель приглашает одного из детей к доске, чтобы он переставил человечка в то место, о котором говорит подсказка № 1. Попутно, активизируя мыслительную деятельность детей, воспитатель задает им провокационные вопросы, пытаясь переставить человечка к дереву, к другому кусту. Ребенок должен доказательно объяснить свое решение, отстоять свое мнение. Воспитатель: Итак, ребята, мы добрались до куста орешника. Отсюда дорожки ведут к дереву осине и к дереву березе. К какому же из них нам пойти? Подсказка Ля 2. От орешника нужно пройти к дереву, расстояние до которого будет равно 4 метрам. Возьмите, пожалуйста, овальную карточку. Когда вырешите написанные на ней примеры, вы найдете, чему равно расстояние от орешника до осины и от орешника до березы.

После того как примеры решены, воспитатель вновь приглашает к доске одного из детей, чтобы он переставил человечка па карте к нужному дереву. Действия ребенка должны быть им объяснены и доказаны.

Воспитатель: Под осинкой еще лежит снежок, хотя видны и проталины. Под осинкой вы видите муравейник. Его обитатели всю зиму спали в своем домике из сосновых и еловых иголок, укрытые толстым слоем снега. Но теперь, когда солнышко пригревает все ярче, все теплее, муравьишки уже начинают выбираться наружу, в муравейнике открываются двери и окошки. Один самый смелый муравьишка отправился погулять по проталинкам. Но когда настало время возвращаться назад, муравьишка, представьте себе, заблудился. А муравью обязательно надо вернуться в муравейник, иначе он погибнет. Давайте поможем муравьишке добраться до муравейника. Напоминаю вам, что в нашем лабиринте можно двигаться только по горизонталям и вертикалям. Муравьишка может пройти только по светлым точкам - это проталинки с травой; коричневые кружочки - это грязь, топкие места, на них нашему муравью наступать нельзя. Дети решают задание-лабиринт, отрабатывая навыки ориентации по схеме на листе бумаги. Схема-лабиринт выглядит так: на листе бумаги формата А4 в правом нижнем углу изображают муравья, а в левом верхнем - муравейник: все поле листа заполнено в шахматном порядке светлыми и коричневыми точками.

Воспитатель: Ну вот, теперь, когда муравьишка добрался до дома, мы продолжим нашу прогулку. От осинки идут три дорожки - к березе, к елочке, к кусту сирени. Куда нам пойти, подскажет опять Лесовичок. Подсказка № 3. Исходите через болотце, ребята! Сейчас оно опасно, так сак почва сырая, болото очень топкое. Вот летом, когда земля подсохнет, болотце тоже высохнет и превратится в зеленый лужок. Тогда по нему можно будет спокойно пройти. Идите самой короткой дорогой.

Воспитатель: Что же, ребята, на дорожках указаны расстояния от осиньг до березы и сирени: до березы 5 метров, до сирени — 7 метров. Пожалуйста, кто из вас покажет, куда нам пойти? После того как один из детей переставит человечка к березе, объяснив свой выбор, воспитатель переходит к следующей части занятия — решению задач.

Воспитатель: Под березкой еще лежит снежок. Под березой он растает позже, потому что у нее светлый ствол: светлые цвета меньше притягивают солнечные лучи, чем темные. Поэтому около осины снега меньше, чем под березкой, где еще лежит сугроб. Давайте-ка заглянем под сугроб. Под ним уже что-то растет. Воспитатель приглашает одного из ребят разгрести сугроб. Под ним дети находят подснежники. Воспитатель: Это один из самых первых весенних цветков — подснежник. Он начинает расти еще под снегом, а расцветает уже тогда, когда снег растает. И на первых же проталинках в лесу вы сможете увидеть эти белые или светло-голубые цветы. Но, ребята, из-за того, что эти цветы — одни из самых первых, они сейчас находятся в опасности. Люди за долгую зиму отвыкают от зеленых листочков, от цветов. Поэтому, когда расцветают подснежники, каждый хочет собрать себе букетик этих цветов. И из-за этого все меньше и меньше цветов встречается в наших лесах. Если мы с вами не научимся относиться к ним бережно, подснежники могут вообще исчезнуть. Снова и снова, ребята, мы с вами говорим о бережном отношении к природе, к растениям и животным. Никогда не ломайте веток на деревьях и кустарниках, не рвите цветов, не убивайте насекомых, не причиняйте вреда животным и птицам. Но вернемся к нашим подснежникам. Вчера на лесной полянке распустилось шесть подснежников, а сегодня поутру — еще три. Сколько всего подснежников распустилось на полянке? Ребята, что я вам сейчас сказала?

Дети должны вспомнить и сформулировать составные части задачи: задача — это математическое задание, в котором есть условие и вопрос, когда можно составить решение и дать ответ. Воспитатель: Значит, у нашей задачи есть условие и вопрос. Осталось составить решение и получить ответ. Возьмите зеленый листочек бумаги и запишите на нем решение задачи. Дети решают задачу, затем один из детей записывает решение на доске, все остальные проверяют решение, указывая на возможные ошибки.

Физкультминутка

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать звуки весеннего леса. Послушайте, какая это музыка — плавная или быстрая. Какие звуки здесь можно услышать? Давайте немного подвигаемся. Я предлагаю каждому из вас придумать движение, изображающее одного из обитателей леса: растение, животное или насекомое. Остальные дети должны повторить эти движения и отгадать, кого изобразили.

Воспитатель: А теперь продолжим нашу прогулку по весеннему лесу. От березки дорожка ведет к ели. Лесовичок предупреждает нас: Подсказка № 4. Ребята, будьте осторожны, под елкой медведь устроил себе берлогу. Не разбудите его раньше времени! Действительно, взгляните: под елкой медвежья берлога. Вы уже знаете, что медведи на зиму впадают в спячку. Они спят в берлоге все холодное время года и только весной выбираются из нее, чтобы погреться на солнышке и хорошенько подкрепиться. Ведь за всю зиму у них, можно сказать, и кусочка во рту не бывает. Чем же питается медведь, когда вылезает из берлоги? Оказывается, одним из его любимых лакомств являются муравьи. Представьте себе, огромный медведь подходит к муравейнику и запускает туда свою мохнатую лапу. Муравьи, сильно рассердившись, облепляют и кусают эту лапу, которая разрушает их дом. Тогда медведь вынимает лапу из муравейника и слизывает с нее муравьев. Итак, медведь, как видите, является одним из серьезных врагов муравьев и муравейников. Но несмотря на это муравьи быстро восстанавливают свой дом. Более опасным врагом для них является, представьте себе, человек. Иногда люди, приходя в лес, бездумно разрушают муравейники и уничтожают муравьев. А это наносит огромный вред не только муравьям, но и всему лесу и всей нашей природе. Так вот, наш мишка, когда вылезет из берлоги, тоже захочет пройти к муравейнику. От берлоги к муравейнику ведут три дорожки. По какой же ему пойти, чтобы путь был коротким? Возьмите, пожалуйста, карточку прямоугольной формЫ. Решив написанные на ней примеры, вы сможете выбрать нужную дорожку. 2+ 3 = 5-4 = 5+0 =

После решения и проверки примеров воспитатель приглашает к доске одного или нескольких детей для того, чтобы провести медведя по нужной дорожке. При необходимости воспитатель направляет дискуссию детей и помогает всей группе найти верное решение.

Воспитатель: Ну что же, мы с вами успешно справились со всеми задачами, и Лесовичок предлагает нам пройти к кусту сирени, рядом с которым мы видим пенек. Я думаю, он неспроста приглашает нас к этому пенечку. Подсказка Ля 5. А теперь подойдите скорее к пенечку! Воспитатель достает из-за пенечка Лесовичка, который приветствует ребят и предлагает им еще одну задачу: заполнить недостающие клеточки в логической таблице.

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этой задачей. Лесовичок, а ты доволен тем, как вели себя гости в твоем лесу? Лесовичок: Да, я очень доволен, ребята учились ходить по лесу осторожно, чтобы не потревожить его обитателей, не сорвать и не помять цветы, веточки у деревьев и кустарников. Да и задачи они решали хорошо. В подарок им я принес волшебный цветик-семицветик. Все лепестки у него разного цвета. Он не простой, а математический. Чтобы раскрасить лепестки его в нужный цвет, надо решить примеры. Это задание я предлагаю ребятам выполнить дома. А на следующем занятии мы проверим, какие цветики-семицветики у вас получились. Работа детей на занятии оценивается методом двойной оценки. Сначала Лесовичок рассказывает о том, что ему понравилось или не понравилось в работе ребят, а затем воспитатель пытается придать положительный импульс дальнейшим усилиям детей, настроить их на более активную работу.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний периодПознавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

«Путешествие на Луну». Интегрированное занятие по ознакомлению с миром природы и ФЭМП в подготовительной группе Задачи: Образовательная: Научить детей элементарным экологическим знаниям: Луна – это спутник Земли. Луна делает один оборот вокруг Земли.

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы ( II часть продолжение) Месяц: Декабрь 1-ая неделя. Лексическая тема: «Временные представления» Совместная образовательная деятельность:.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Зимующие птицы»Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Зимующие птицы» Образовательная область: «Познавательное развитие» Образовательная деятельность: «Ознакомление с миром природы». Цель: Расширять представления.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность «Снег и лёд» (средняя группа) Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Снег и лёд». Цель: Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Прогулка «Наблюдение за одуванчиком». Ознакомление с миром природы-сезонные наблюдения весной в младшей группеПрогулка «Наблюдение за одуванчиком». Ознакомление с миром природы-сезонные наблюдения весной в младшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Материал подготовила воспитатель ГДБОУ детский сад №3 Приморского района г. Санкт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность по ФЭМП и ознакомлению с миром природы «Ранней весной на лесной полянке»
Опубликовано: 11 марта 2020 в 22:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД