Получи документы

Познавательно-исследовательская деятельность по ФЭМП и ознакомлению с миром природы «Ранней весной на лесной полянке»

Марина Соколова
Познавательно-исследовательская деятельность по ФЭМП и ознакомлению с миром природы «Ранней весной на лесной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

- Закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10 - Отрабатывать навыки решения арифметических задач на сложение и вычитание

- Закреплять понятия «больше» и «меньше», закреплять навыки сравнения чисел

- Закреплять навыки ориентирования по схеме на листе бумаги

- Развивать логическое мышление детей путем решения логических задач на определение недостающего элемента

- Воспитывать у детей культуру общения, учить доказывать свои суждения, вести дискуссию, отстаивать свое мнение

- Развивать интерес к математике, воспитывать позитивный настрой на успех и желание добиваться лучших результатов

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность по ФЭМП и ознакомлению с миром природы „Ранней весной на лесной полянке“» размещена в разделах

Оборудование:

Карта-рисунок лесной полянки, изображенная на большом листе бумаги. Передвижная фигурка человечка, которую можно переставить в любое место карты. Карточки с примерами для каждого ребенка. Карточки с лабиринтами для каждого ребенка. Карточки для решения задачи для каждого ребенка. Математические картинки для каждого ребенка. Арифметическая линейка или счетные палочки для каждого ребенка. Простой карандаш и набор цветных карандашей для каждого ребенка

Ход

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила очень необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад. Детям средней группы. Давайте откроем его и прочитаем.

Дорогие ребята!* Пишет вам ваш друг — Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости в осенний лес, побывали у меня и зимой. А теперь я приглашаю вас на лесную полянку ранней весной, чтобы вы сами могли посмотреть, что изменилось в моем лесу. Посылаю вам план, как добраться до моей лесной полянки, и подсказки, которые помогут вам сориентироваться. До встречи! Ваш друг Лесовичок!

Подсказка № 1. Вы должны подойти к кустарнику, расстояние до которого меньше 6 метров.

Подсказка N 2. От орешник. 1-нужно пройти к дереву, расстояние до которого будет равно 4 метрам.

Подсказка N 3. Не ходите через болотце, ребята! Сейчас оно опасно, так как почва сырая, болото очень топкое. Вот летом, когда земля подсохнет, болотце тоже высохнет и превратится в зеленый лужок. Тогда по нему можно будет спокойно пройти. Идите самой короткой дорогой.

Подсказка № 4 .«Ребята, будьте осторожны, под елкой медведь устроил себе берлогу. Не разбудите его раньше времени!».

Подсказка № 5. А теперь подойдите скорее к пенёчку. Воспитатель: Что же, ребята, вот карта маршрута, на отдельном листочке написаны подсказки.

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какое время сейчас у нас на дворе? Правильно — ранняя весна.

А кто из вас может назвать мне приметы ранней весны? Она чем-то похожа на зиму, а чем-то отличается от нее. А чем?

Воспитатель помогает детям вспомнить и назвать приметы ранней весны. Ответы детей:

Света: Весной солнце светит ярче. Оно такое яркое, что глазам больно.

Дима: Весной снег становится другим. Он уже не такой белый, как зимой, он немного грязноватый и весь как будто в дырочках.

Воспитатель: А ты знаешь, почему на снегу образуются такие дырочки? * Подсказки зачитываются не сразу, к ним воспитатель прибегает по мере необходимости.

Дима: Знаю. Солнышко светит ярко и тепло. На поверхности снежинки тают и превращаются в капельки воды. Эти капельки воды протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу получаются такие дырочки. А скоро снег растает совсем.

Воспитатель: А какие еще приметы ранней весны можно сейчас увидеть на улице? Женя: На краю крыш повисли сосульки. Это днем снег на крыше тает и стекает с крыши вниз, а вечером и ночью еще морозно, вот вода и превращается в лед, в ледяные сосульки. Коля: И утром на снегу бывает твердая ледяная корка — наст. Днем снег на поверхности подтаивает, а ночью снова подмерзает, и образуется наст. Аня: И на снегу уже можно увидеть проталинки. Данила: И скоро будет много ручейков.

Воспитатель: Правильно, молодцы. И снег начинает таять, и проталинки образуются, и ручейки, оттого что солнышко весною светит ярче, теплее. А кто мне может сказать, почему же оно весной более теплое, чем зимой? Юля: Потому что весной Солнце находится ближе к Земле, чем зимой, и на Землю попадает больше солнечных лучей.

Воспитатель: Правильно, умница! Точнее, Земля так повернута к Солнцу, что на нее попадает больше солнечных лучей. Ну что же, ребята, отправимся теперь в лес, посмотрим, как там хозяйничает весна.

Воспитатель: Вот с этого места на карте мы должны начать свое путешествие. Поставим сюда нашего человечка. От этого места тропинки ведут к двум кустарникам. Кроме того, на полянке растут и несколько деревьев. Ребята, а вот вопрос, который вам задает Лесовичок: «Вспомните, чем кустарник отличается от дерева?» Дети вспоминают, что у дерева один большой ствол, а у кустарника несколько, но более тонких.

Воспитатель: Правильно. А теперь посмотрим, о чем говорит подсказка № 1. Подсказка N° 1. Вы должны подойти к кустарнику, расстояние до которого не больше 6 метров.

Начало маршрута

Возьмите, пожалуйста, круглую карточку, на ней записаны два примера. Решив эти примеры, вы узнаете, чему равны расстояния до куста орешника и до куста сирени.

Дети решают примеры, выясняя, чему равны расстояния до кустарников. Затем воспитатель приглашает одного из детей к доске, чтобы он переставил человечка в то место, о котором говорит подсказка № 1. Попутно, активизируя мыслительную деятельность детей, воспитатель задает им провокационные вопросы, пытаясь переставить человечка к дереву, к другому кусту. Ребенок должен доказательно объяснить свое решение, отстоять свое мнение. Воспитатель: Итак, ребята, мы добрались до куста орешника. Отсюда дорожки ведут к дереву осине и к дереву березе. К какому же из них нам пойти? Подсказка Ля 2. От орешника нужно пройти к дереву, расстояние до которого будет равно 4 метрам. Возьмите, пожалуйста, овальную карточку. Когда вырешите написанные на ней примеры, вы найдете, чему равно расстояние от орешника до осины и от орешника до березы.

После того как примеры решены, воспитатель вновь приглашает к доске одного из детей, чтобы он переставил человечка па карте к нужному дереву. Действия ребенка должны быть им объяснены и доказаны.

Воспитатель: Под осинкой еще лежит снежок, хотя видны и проталины. Под осинкой вы видите муравейник. Его обитатели всю зиму спали в своем домике из сосновых и еловых иголок, укрытые толстым слоем снега. Но теперь, когда солнышко пригревает все ярче, все теплее, муравьишки уже начинают выбираться наружу, в муравейнике открываются двери и окошки. Один самый смелый муравьишка отправился погулять по проталинкам. Но когда настало время возвращаться назад, муравьишка, представьте себе, заблудился. А муравью обязательно надо вернуться в муравейник, иначе он погибнет. Давайте поможем муравьишке добраться до муравейника. Напоминаю вам, что в нашем лабиринте можно двигаться только по горизонталям и вертикалям. Муравьишка может пройти только по светлым точкам - это проталинки с травой; коричневые кружочки - это грязь, топкие места, на них нашему муравью наступать нельзя. Дети решают задание-лабиринт, отрабатывая навыки ориентации по схеме на листе бумаги. Схема-лабиринт выглядит так: на листе бумаги формата А4 в правом нижнем углу изображают муравья, а в левом верхнем - муравейник: все поле листа заполнено в шахматном порядке светлыми и коричневыми точками.

Воспитатель: Ну вот, теперь, когда муравьишка добрался до дома, мы продолжим нашу прогулку. От осинки идут три дорожки - к березе, к елочке, к кусту сирени. Куда нам пойти, подскажет опять Лесовичок. Подсказка № 3. Исходите через болотце, ребята! Сейчас оно опасно, так сак почва сырая, болото очень топкое. Вот летом, когда земля подсохнет, болотце тоже высохнет и превратится в зеленый лужок. Тогда по нему можно будет спокойно пройти. Идите самой короткой дорогой.

Воспитатель: Что же, ребята, на дорожках указаны расстояния от осиньг до березы и сирени: до березы 5 метров, до сирени — 7 метров. Пожалуйста, кто из вас покажет, куда нам пойти? После того как один из детей переставит человечка к березе, объяснив свой выбор, воспитатель переходит к следующей части занятия — решению задач.

Воспитатель: Под березкой еще лежит снежок. Под березой он растает позже, потому что у нее светлый ствол: светлые цвета меньше притягивают солнечные лучи, чем темные. Поэтому около осины снега меньше, чем под березкой, где еще лежит сугроб. Давайте-ка заглянем под сугроб. Под ним уже что-то растет. Воспитатель приглашает одного из ребят разгрести сугроб. Под ним дети находят подснежники. Воспитатель: Это один из самых первых весенних цветков — подснежник. Он начинает расти еще под снегом, а расцветает уже тогда, когда снег растает. И на первых же проталинках в лесу вы сможете увидеть эти белые или светло-голубые цветы. Но, ребята, из-за того, что эти цветы — одни из самых первых, они сейчас находятся в опасности. Люди за долгую зиму отвыкают от зеленых листочков, от цветов. Поэтому, когда расцветают подснежники, каждый хочет собрать себе букетик этих цветов. И из-за этого все меньше и меньше цветов встречается в наших лесах. Если мы с вами не научимся относиться к ним бережно, подснежники могут вообще исчезнуть. Снова и снова, ребята, мы с вами говорим о бережном отношении к природе, к растениям и животным. Никогда не ломайте веток на деревьях и кустарниках, не рвите цветов, не убивайте насекомых, не причиняйте вреда животным и птицам. Но вернемся к нашим подснежникам. Вчера на лесной полянке распустилось шесть подснежников, а сегодня поутру — еще три. Сколько всего подснежников распустилось на полянке? Ребята, что я вам сейчас сказала?

Дети должны вспомнить и сформулировать составные части задачи: задача — это математическое задание, в котором есть условие и вопрос, когда можно составить решение и дать ответ. Воспитатель: Значит, у нашей задачи есть условие и вопрос. Осталось составить решение и получить ответ. Возьмите зеленый листочек бумаги и запишите на нем решение задачи. Дети решают задачу, затем один из детей записывает решение на доске, все остальные проверяют решение, указывая на возможные ошибки.

Физкультминутка

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать звуки весеннего леса. Послушайте, какая это музыка — плавная или быстрая. Какие звуки здесь можно услышать? Давайте немного подвигаемся. Я предлагаю каждому из вас придумать движение, изображающее одного из обитателей леса: растение, животное или насекомое. Остальные дети должны повторить эти движения и отгадать, кого изобразили.

Воспитатель: А теперь продолжим нашу прогулку по весеннему лесу. От березки дорожка ведет к ели. Лесовичок предупреждает нас: Подсказка № 4. Ребята, будьте осторожны, под елкой медведь устроил себе берлогу. Не разбудите его раньше времени! Действительно, взгляните: под елкой медвежья берлога. Вы уже знаете, что медведи на зиму впадают в спячку. Они спят в берлоге все холодное время года и только весной выбираются из нее, чтобы погреться на солнышке и хорошенько подкрепиться. Ведь за всю зиму у них, можно сказать, и кусочка во рту не бывает. Чем же питается медведь, когда вылезает из берлоги? Оказывается, одним из его любимых лакомств являются муравьи. Представьте себе, огромный медведь подходит к муравейнику и запускает туда свою мохнатую лапу. Муравьи, сильно рассердившись, облепляют и кусают эту лапу, которая разрушает их дом. Тогда медведь вынимает лапу из муравейника и слизывает с нее муравьев. Итак, медведь, как видите, является одним из серьезных врагов муравьев и муравейников. Но несмотря на это муравьи быстро восстанавливают свой дом. Более опасным врагом для них является, представьте себе, человек. Иногда люди, приходя в лес, бездумно разрушают муравейники и уничтожают муравьев. А это наносит огромный вред не только муравьям, но и всему лесу и всей нашей природе. Так вот, наш мишка, когда вылезет из берлоги, тоже захочет пройти к муравейнику. От берлоги к муравейнику ведут три дорожки. По какой же ему пойти, чтобы путь был коротким? Возьмите, пожалуйста, карточку прямоугольной формЫ. Решив написанные на ней примеры, вы сможете выбрать нужную дорожку. 2+ 3 = 5-4 = 5+0 =

После решения и проверки примеров воспитатель приглашает к доске одного или нескольких детей для того, чтобы провести медведя по нужной дорожке. При необходимости воспитатель направляет дискуссию детей и помогает всей группе найти верное решение.

Воспитатель: Ну что же, мы с вами успешно справились со всеми задачами, и Лесовичок предлагает нам пройти к кусту сирени, рядом с которым мы видим пенек. Я думаю, он неспроста приглашает нас к этому пенечку. Подсказка Ля 5. А теперь подойдите скорее к пенечку! Воспитатель достает из-за пенечка Лесовичка, который приветствует ребят и предлагает им еще одну задачу: заполнить недостающие клеточки в логической таблице.

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этой задачей. Лесовичок, а ты доволен тем, как вели себя гости в твоем лесу? Лесовичок: Да, я очень доволен, ребята учились ходить по лесу осторожно, чтобы не потревожить его обитателей, не сорвать и не помять цветы, веточки у деревьев и кустарников. Да и задачи они решали хорошо. В подарок им я принес волшебный цветик-семицветик. Все лепестки у него разного цвета. Он не простой, а математический. Чтобы раскрасить лепестки его в нужный цвет, надо решить примеры. Это задание я предлагаю ребятам выполнить дома. А на следующем занятии мы проверим, какие цветики-семицветики у вас получились. Работа детей на занятии оценивается методом двойной оценки. Сначала Лесовичок рассказывает о том, что ему понравилось или не понравилось в работе ребят, а затем воспитатель пытается придать положительный импульс дальнейшим усилиям детей, настроить их на более активную работу.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний периодПознавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

«Путешествие на Луну». Интегрированное занятие по ознакомлению с миром природы и ФЭМП в подготовительной группе Задачи: Образовательная: Научить детей элементарным экологическим знаниям: Луна – это спутник Земли. Луна делает один оборот вокруг Земли.

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы ( II часть продолжение) Месяц: Декабрь 1-ая неделя. Лексическая тема: «Временные представления» Совместная образовательная деятельность:.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Зимующие птицы»Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Зимующие птицы» Образовательная область: «Познавательное развитие» Образовательная деятельность: «Ознакомление с миром природы». Цель: Расширять представления.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность «Снег и лёд» (средняя группа) Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Снег и лёд». Цель: Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Прогулка «Наблюдение за одуванчиком». Ознакомление с миром природы-сезонные наблюдения весной в младшей группеПрогулка «Наблюдение за одуванчиком». Ознакомление с миром природы-сезонные наблюдения весной в младшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Материал подготовила воспитатель ГДБОУ детский сад №3 Приморского района г. Санкт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность по ФЭМП и ознакомлению с миром природы «Ранней весной на лесной полянке»
Опубликовано: 11 марта 2020 в 22:36
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность по ФЭМП и ознакомлению с миром природы «Ранней весной на лесной полянке»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Соколова (УИ 971596) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД