МААМ-картинки

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ

Соколова Надеждаh
Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ

Выбор профессии ответственный шаг в жизни каждого человека и от того на сколько правильным будет этот выбор зависит будущее благополучие не только отдельного гражданина, но и всей страны.

Основная цель профориентационной деятельности заключается в сформированности у ребенка эмоционального отношения к миру профессий, а так же в возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Дошкольное учреждение это первая ступень в формировании базовых знаний о профессии.

Задачи профориентационной деятельности :

Публикация «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» размещена в разделах

• обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности, воспитывать интерес к различным профессиям;

• формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса,

• закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

• стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

• воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

• помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.

Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

Для реализации профориентационной деятельности, необходимо взаимодействие детей и взрослых. Она включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий. Для этого на занятия приглашаются родители, которые рассказывают о своих профессиях. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.

Информацию о профессиях наши дети получают на экскурсиях, если, нет возможности выехать за пределы ДОУ например проводим экскурсию по детскому саду, для того, чтобы дети наглядно увидели в практике работу персонала ДОУ, так же для того, чтобы ввести в курс профессий мы используем возможности ИКТ.

В своей группе мы издаем журнал «Радуга» в котором, есть рубрика «профессии моих родителей», в которой каждый родитель рассказывает о своей профессии с использованием фотографий из профессиональной деятельности.

Основным видом профориентационной деятельности в ДОУ является игра. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображают врача, принимающего больных у себя в кабинете. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступно.

Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Важным еще является то, что дети обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых. Во время игры дети меняются ролями, что непосредственно способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. То есть, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не изображали в процессе игровой деятельности только одну роль, а происходила смена ролей. Также приоритетным во время игры является постоянная смена состава играющих, так как это способствует взаимовлиянию детей друг на друга и расширению объема информации, который усваивается в процессе игры. Также немаловажным является тот факт, что разыгрывая определенную ситуацию, ребенок тем самым воплощает свой взгляд и показывает свое отношение к нему.

Хотелось бы отметить такую особенность сюжетно-ролевой игры, что она требует предварительной подготовки. Вот здесь и видна теснейшая связь данного вида игры с вышеперечисленными методами ознакомления детей с профессиями взрослых. В нашем мире очень много профессий, и, если старший дошкольник, например, не знает кто такой астроном, как тогда он сможет разыграть его роль! Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Список литературы

1. Бойченко, Н. А. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Н. А. Бойченко, Г. И. Григоренко, Е. И. Коваленко, Е. И. Щербакова – К. : Рад. школа,

2. Кондрашев, В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашев. – Балашов: Изд. «Николаев», 2004.

3. Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова – М. : Изд. «Гнои и Д», 2000. – 96 с.

Публикации по теме:

Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны». Профориентация дошкольников Профориентация важная задача в ознакомлении дошкольников с миром профессий. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные.

Мастер-класс для психологов и социальных педагогов образовательных учреждений «Профориентация подростков» Мастер-класс для психологов и социальных педагогов образовательных учреждений «Профориентация» В 2014 году я участвовала в проведении окружного.

Фотоотчет «Мы — будущие врачи!» Профориентация дошкольниковФотоотчет «Мы — будущие врачи!» Профориентация дошкольников Что такое профессиональная ориентация? Основой является прием прием «погружение в профессию», знакомство с профессиями родителей (встречи.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Консультация «Профориентация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» Профориентация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игр. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии.

Профориентация учащихся в лицееПрофориентация учащихся в лицее Особое внимание в нашем лицее уделяется профессиональной ориентации школьников. актуальность такой работы выросла в несколько раз. Основной.

Ранняя профориентация дошкольников с учётом мордовского компонента. Проект «Путешествие в мир профессий с Куйгорожем» Видео Климова Е. Г. воспитатель МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Проект на тему: «Путешествие в мир профессий с.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Дошкольный возраст и опережающая профориентация «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» В. А. Сухомлинский Хорошо ли вспоминаете.

Тематическое занятие «Ранняя весна» Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, развитие восприятия цвета, общей моторики. Ход занятия Взрослые с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ
Опубликовано: 18 марта 2018 в 21:34
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД