МААМ-картинки

Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа «Ханты и манси — таежные жители» (1 фото)

Светлана Потапова
Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа «Ханты и манси — таежные жители»

Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа «Ханты и манси — таежные жители»

Программное содержание: Познакомить детей с укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Дать понятие о хантыйской семье, семейных традициях. Воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре ханты и манси.

«Мы, рожденные природой,

Мы еще как дети,

Любим рыбу, лес и воды,

горы на рассвете

Публикация «Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа „Ханты и манси — таежные жители“» размещена в разделах

Что вы знаете о жизни ханты и манси? Сегодня мы познакомимся с хантыйской семьей, узнаем как жили они в те далекие времена. Послушайте, что гласит хантыйская легенда о происхождении человека:

«Не на земле, а на небе живет один человек – Кон-ики. Думает: «Надо человека сделать». Взял глину, сделал. «А как же его оживить, ведь он не дышит?». Оставил его, пошел к отцу.

- Вот, отец, надо как-то сделать, чтобы человек жил.

- Ты ему воздух накачай, он и оживет.

Кон-ики пришел обратно, подул на человека, тот ожил. И стал человек жить один. Терас-най тоже одна жила. Пошел он к ней и стали они жить вместе. На земле людей тогда вообще не было. Они две березовые ветки сломали, дома положили. С тех пор так и стали люди жить на земле».

- Много, много лет назад люди - ханты и манси, жили родами. Одни рода были большими и включали в себя большие поселения, другие состояли из одной семьи и назывались род Лося, род Бобра или род Медведя. Рода имели свои родовые угодья, то есть земли, где могли охотиться или рыбачить. Семья создавалась из людей, живущих в разных родах.

В семье главным был мужчина, а женщина ему подчинялась. Каждый в семье имел свои обязанности. Например, бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина; рыбу и мясо добывал мужчина, а женщина готовила их на каждый день и впрок; нарты и лыжи изготавливал мужчина, а одежду - женщина. Женские ежедневные хлопоты начинались с разведения огня. Распределение обязанностей в семье было необходимо. Ведь мужчине приходилось несколько дней гнать лося, после чего требовался длительный отдых.

Ханты заботились о старших и о младших членах семьи. В каждой семье были свои традиции: жена не должна была спорить с мужем, не должна громко разговаривать, смеяться в присутствии посторонних людей. Было не принято возражать родителям, повышать голос на детей. Такие семейные традиции сохранились до наших дней.

Каждая семья была тесно связана с другими, живущими рядом. Нередко они устраивали между собой состязания: «Прыжки через нарты», «Оленьи упряжки».

- Посмотрите, как располагалась хантыйская семья в чуме : (рассматривание картины)

«В центре располагался очаг, огороженный с трех сторон бревнами и досками и камнями. По обе стороны от него располагались спальные места. Спальными местами служили доски, положенные на землю и покрытые оленьими шкурами. Ближе к выходу с левой стороны размешались женщины, здесь же хранились их вещи, дрова, посуда. Справа от двери — место для детей или ближайших родственников. Дальние от выхода места занимали дети и мужчины. Пространство за очагом, что напротив входа, — считалось священным.

У хантов, кроме чума, имеется дом, в котором они живут зимой. В зимнем доме священным считалось чердачное помещение, расположенное между потолком и крышей.

- Как вы думаете, где находится место для мамы? А старшей дочери? Почему?

Потому что мама вставала раньше всех, чтобы разжечь очаг, приготовить пищу, а если мама заболеет, ее заменяла старшая дочь.

- Обратите внимание на этот предмет (рассматривание колыбели)

- Как вы думаете, что это такое? Это колыбель для новорожденного ребенка. Были ночные и дневные колыбели для детей.

На колыбель наряду с другими узорами наносили изображения глухаря - хранителя сна. Колыбель служила ребенку до 3-х лет. Для кормления мать ставила колыбель себе на колени, а когда нужно было удалиться, подвешивала ее за ременные петли к шесту чума, либо к крюку в потолке зимнего дома, а под колыбель клала нож (защита от злых духов). В хантыйской семье, где были дети, колыбель была одним из главных предметов жилища.

- А еще я хочу рассказать вам о том, какой ханты замечательный народ.

«Если приходил гость, то ему отдавалось самое почетное место. Гостя угощали той пищей, которая имелась в семье. Ханты и манси необыкновенно гостеприимные, честные люди, они не умели хитрить, обманывать и воровать. Это добродушные, смелые, отважные, ответственные люди, которые бережно относятся к природе.

Итог.

- Расскажите, что вас особенно заинтересовало сегодня?

- О чем бы вы хотели еще узнать? Кто главный в хантыйской семье? Почему?

Итак, сегодня вы узнали о семейном укладе коренного населения нашего края.

Все члены хантыйской семьи трудились для того, чтобы выжить в суровых северных условиях.

Публикации по теме:

Литературно-музыкальный вечер «Сталинградской битве — 75 лет» для детей старшей группы .

Целевая весенняя прогулка в рощу «Дубки» для детей старшей группы 5–6 лет Цель: 1. Развивать наблюдательность, учить видеть красоту весенней природы; 2. Побуждать самих детей к составлению речевых логических задач.

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси»Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси» Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Конспект интерактивной прогулки по Ханты-Мансийску «Я живу в Югре» для детей подготовительной группы КОНСПЕКТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ №12 ИНТЕРАКТИВНАЯ Прогулка – викторина «Я живу в Югре» Цель: Способствовать патриотическому воспитанию.

Коллективная работа по изготовлению коллажа «Я и моя семья» для детей средней группыКоллективная работа по изготовлению коллажа «Я и моя семья» для детей средней группы Цели: Расширять знания и представления о семье Воспитывать чувство любви к родным людям Развивать чувство гордости за свою семью Активизировать.

Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению детей с целостной картиной мира «Урюпинск и его жители» Тема: «Урюпинск и его жители» Подготовила: воспитатель старшей группы Медведева Валентина Михайловна «Детский сад №3 «Колобок» городского.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Конспект подвижной игры для детей старшей группы 5–6 лет «Лиса в курятнике» Виола Владимирова Конспект подвижной игры для детей старшей группы (5-6 лет) "Лиса в курятнике" Цель: - 1)упражнять в умении бегать врассыпную,.

Мастер-класс для родителей и детей «Этнический фольклор народа ханты в жизни детей»Мастер-класс для родителей и детей «Этнический фольклор народа ханты в жизни детей» Мастер – класс для родителей и детей на тему: «Этнический фольклор народа ханты в жизни детей». Шарипа Темирбаева Дети с родителями.

Сценарий праздника для детей старшей группы «Сказка о звездочете» для детей 5–6 лет. Музыкальный руководитель: Пахомова Н. В. Цель: Формировать у дошкольников представление о космосе и его освоение людьми. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа «Ханты и манси — таежные жители»
Опубликовано: 21 мая 2018 в 15:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД