Лучший педагог года

Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга». Развитие речи детей в старшей группе

Ольга Скребец
Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга». Развитие речи детей в старшей группе

Цель: Объяснение поведения главного героя кота через беседу по содержанию рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».

Задачи:

Образовательные:

- узнать содержание произведения К. Паустовского «Кот-ворюга»; - воспроизвести события, описанные в рассказе К. Паустовского «Кот-ворюга»; - передать в рисунке образ кота из рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»;

Развивающая:

- выявить и понять причину поступков кота в ходе анализа содержания рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»;

Воспитательные:

Публикация «Рассказ К, Паустовского „Кот-ворюга“, Развитие речи детей в старшей группе» размещена в разделах

- внимательно слушать педагога и отвечать на вопросы;

- слушать друг друга не перебивая во время беседы.

Словарная работа:

- Активизировать словарь существительных и прилагательных, характеризующие кота и его поступки.

- Обогатить словарь детей новыми словами: отчаяние, кукан, заросли, плотица, лаз, шиворот, подпалины, припадок, чулан, подполье, бухало.

Подготовительная работа: Разучивание физ. минутки, рассматривание иллюстраций в книге, рассматривание изображений котов домашних и уличных, чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».

Материалы и оборудование: Иллюстрации котов домашних, уличных; иллюстрации по содержанию рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»; карточки для голосования.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в круг радости. Давайте поприветствуем друг друга. Повторяйте за мной:

«Здравствуй, мир! Здравствуй, свет! Здравствуй, добрый человек!»

При встрече мы всегда говорим: «Здравствуйте». Так мы желаем здоровья и мира всем людям и природе.

Подведение детей к слушанию произведения.

Проходите на места. Нашу встречу сегодня я хотела бы начать с загадки.

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет,

Ну конечно это – …кот

Да, действительно, это загадка о кошке.

Ребята, давайте покажем, как кошка лакает молочко.

Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молочко»

Котенок любит молоко,

Нальешь и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко

Лопаткой высунув язык.

Наши язычки размялись и готовы нам помогать отвечать на вопросы.

Поднимите руку, у кого дома есть кот или кошка?

- Как он у вас появился?

- Какие чувства возникают у вас, когда вы видите своего питомца?

Перед вами изображения кошек. (слайд)_

Какие здесь кошки, коты? Какие из них похожи на ваших домашних питомцев?

Правильно, домашние коты ухоженные, красивые, сытые, но здесь мы видим и других котов: облезлые, испуганные, тощие, голодные. К сожалению, в нашей жизни есть и такое понятие как бездомные животные. Бездомные коты - это те животные, у которых нет дома.

2.Основная часть.

Недавно мы познакомились с произведением о таком несчастном коте. Известный русский писатель Константина Георгиевича Паустовский в своем рассказе «Кот-ворюга» знакомит нас с характером и нравом беспризорного кота. И сегодня мы продолжим знакомство с этим произведением.

Мне очень нравится этот рассказ, потому что он учит нас относиться к животным по доброму. Если мы будем заботиться о бездомных кошках и собаках, то такие животные смогут стать нашими верными друзьями.

Ну что, ребята, хотите узнать какой характер у кота в произведении К. Паустовского «Кот-ворюга»? (ответ ребенка)

Перед тем, как мы перейдем к тексту, вспомним правила: слушаем внимательно, сидим ровно на стульчиках, не отвлекаем разговорами соседей, если один отвечает, другие слушают, не перебиваем друг друга.

У меня будет вопрос, рассказ называется «кот-ворюга», а кто такой ворюга? (Тот кто занимается воровством. Совершает кражи)

- почему кота называли ворюгой? (кот воровал)

Да, все верно, вот как автор описывает это в своем рассказе: Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб.

Прежде, чем продолжить знакомство с рассказом, давай разберем значения слов, которые могут быть тебе непонятны.

1. Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

2. Кукан – веревка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

3. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

4. Плотица – небольшая пресноводная рыба

5. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

6. Шиворот – за ворот, за воротник.

7. Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

8. Бухало – производить сильный и глухой звук.

9. Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

10. Чулан – подсобное помещение, кладовая

11. Подполье – подсобное помещение, расположенное под полом дома

Итак, в рассказе Паустовского "Кот-ворюга" речь идет о беспризорном рыжем коте, который каждую ночь занимался воровством. Он воровал любую еду, которая ему попадалась: но рыбакам никак не удавалось задержать воришку. А когда кот утащил целую связку свежей рыбы, то терпению героев пришел конец. В очередной раз, когда Ворюга украл кусок колбасы, мальчишки попытались поймать его, но он сумел сбежать и спрятался под домом в подполье. (подсобное помещение, расположенное под полом дома

) Чтобы вытащить кота, герои позвали Леньку, деревенского мальчишку, который славился бесстрашием и ловкостью, он смог поймать ворюгу на рыбу и леску.

- Ребята, как вы считаете, что сделают мальчишки с котом? (ответы детей) Давайте проголосуем, кто считает, что кота накажут, поднимите карточку с «грустным котом», кто считает, что кота пожалеют, поднимите карточку с «веселым» котом.

Давайте проверим. Кто из вас прав? Я зачитаю отрывок из рассказа, а вы внимательно послушайте. Помните, как правильно сидеть: ножки стоят ровно на полу, спинки держим ровно.

«…Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй. Мы впервые его рассмотрели как следует.

Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:

— Что же нам с ним делать?

— Выдрать! — сказал я.

— Не поможет,— сказал Лёнька,— у него с детства характер такой.

Кот ждал, зажмурив глаза. Тогда Рувим неожиданно сказал:

— Надо его накормить как следует!

Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звёзды зелёными нахальными глазами.

После умывания он долго фыркал и тёрся головой о пол. Это, очевидно, должно было означать веселье. Мы боялись, что он протрёт себе шерсть на затылке…»

Ну что ж давайте еще раз проголосуем кто считает, что кота наказали, поднимите карточку с «грустным котом», кто считает, что кота пожалели, поднимите карточку с «веселым» котом.

Итак, когда кот утолил голод, он перестал воровать. А в благодарность даже совершил благородный поступок. Когда куры хотели склевать гречневую кашу, кот разогнал их и даже побил петуха. «С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотнёй прятались под домом.

Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.»

Что же побуждает кота на столь внезапное проявление благородства? (Бывший ворюга добром платит за добро: за воровство его не наказали, его накормили и попытались перевоспитать.

- Почему Рувим предложил накормить кота как следует? (он интуитивно понял, что только «наказание добротой» поможет справиться с беспризорным котом)

Как вы думаете, что было бы если бы ребята не накормили кота, а наказали? (кот бы не исправился, а стал еще злее)

как бы вы поступили, если бы оказались на месте мальчишек из рассказа?

- – Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Что он хотел донести до нас читателей?

Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь. Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать. Изменило кота – добро людей.

Давайте вспомним, как автор описывает кота? Какой он в начале произведения?

Портрет

Рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, белые подпалины на животе, нахальные глаза

Поведение, характер

Обворовывал, ловко прятался, потерял совесть, бродяга, бандит, бандитские проделки, грозно выл, отчаянный поступок, ужасающий вой, босяцкие выходки, ругался под домом, издавал хищное щёлканье, вцепился мёртвой хваткой, отчаянно упирался

Как же изменился кот?

-Поведение, характер

-фыркал и терся головой об пол (означало веселье)

-мирно захрапел

-совершил благородный и неожиданный поступок

-дрожал от негодования

-ходил как хозяин и сторож

-требовал благодарности

Вы наверно обратили внимание, что в рассказе не показано, как кот изменился внешне? Как вы думаете, почему?

Это не важно, главное – его поведение. Теперь кот не просто сам соблюдает порядок, но и следит за дисциплиной во дворе. Это не значит, что кот стал ручным и совсем уж домашним: “ходил по дому и саду, как хозяин и сторож”, “требовал благодарности”. Оставшись таким же самоуверенным, всю силу своего характера он направляет на добрые дела.

Д/и «Что сначала, что потом» (построение логической цепочки)

Ребята, перед нами картинки, на которых изображены сцены из рассказа. предлагаю вам рассмотреть картинки и расставить их по порядку. Это поможет нам еще раз вспомнить последовательность событий в рассказе «Кот-ворюга».

Мы с вами засиделись, давайте разомнемся.

Физкультминутка: КОТ АНТИПКА

Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)

Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.)

В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)

В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)

В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)

В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)

В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)

В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)

В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)

В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)

Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)

3. Заключительная часть.

С каким рассказом мы сегодня с вами познакомились? Кто автор этого произведения?

- Каким тебе представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные?

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение из кота- ворюги в преданного, благородного кота.

Ребята, я предлагаю вам нарисовать кота таким, каким вы его себе представляете. Попробуйте передать на рисунке ваше видение, какой он для вас.

4. Рефлексия:

У вас у всех получились разные коты, но все они красивые, каждый из них имеет свой характер.

Ребята, а что сегодня было для вас трудным? А что понравилось больше всего? Что вы сегодня расскажете маме и папе? Оцени себя, как ты сегодня поработал? (Карточки с эмоциями)

Иллюстрации котов домашних, уличных; иллюстрации по содержанию рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»; карточки для голосования

Публикации по теме:

Фотоотчет об открытой НОД по произведению к Г. Паустовского «Кот-ворюга»Фотоотчет об открытой НОД по произведению к Г. Паустовского «Кот-ворюга» ФИО педагога: Бурейшина Татьяна Массумовна Образовательная (ые) область (и): Речевое развитие. Тема занятия: К. Г. Паустовский «Кот-ворюга».

Конспект непосредственно-организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Рассказ о весне» Цель: формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему. Задачи: • Закреплять знания о времени года «Весна», о характерных.

Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий»Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Тема: Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Медведь» и «Игрушки». 2. Обучать умению.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх»Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх» Родительское собрание в средней группе на тему «Развитие речи детей в дидактических играх» Форма проведения: родители совместно с детьми.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга». Развитие речи детей в старшей группе
Опубликовано: 16 февраля 2022 в 07:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД