Юлия Кузьмина
Конспект занятия по составлению связного текста из данных абзацев. Рассказ В. В. Вересаева «Братишка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Рассказ В. В. Вересаева «Братишка» (составление связного текста из данных абзацев)
Цель: учить составлять из частей текста единое целое.
Задачи:
1. Образовательные:
-учить анализировать каждую часть текста и выделять в ней главное;
-учить находить начало, середину и конец текста;
-учить отвечать на вопросы полными предложениями.
2. Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение ко всему живому;
-воспитывать внимательность и аккуратность.
Публикация «Конспект занятия по составлению связного текста из данных абзацев, Рассказ В, В, Вересаева „Братишка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
3. Коррекционно-развивающие:
-развитие словарного запаса;
-коррекция и развитие мышления (синтез);
-развитие связной речи (пересказ с опорой на картинку).
-развитие интонационной стороны речи (ударение, темп речи, интонация)
Оборудование: Андрюхова Л. Л. «Дидактический материал по развитию и коррекции устной речи (для учащихся 1-4 классов)», карточки с абзацами, презентация (отображение содержания текста).
Ход урока:
1. Организационный момент
У: Здравствуйте, дети! Садитесь!
-Записываем число и «классная работа».
2. Сообщение темы урока
У: Сегодня мы познакомимся с вами с рассказом В. В. Вересаева «Братишка». Вы что-нибудь знаете о В. В. Вересаеве? (слайд №1)
-Посмотрите на фотографию. Это Викентий Викентьевич Вересаев (слайд №2)
Учитель кратко излагает биографию писателя.
3. Лексический разбор слов
У: Посмотрите на экран (слайд №3) Прочитаем (ученики читают)
-Вы знаете, что такое кадка?
Ученики отвечают.
Учитель выводит изображение кадки на экран (слайд №4) и объясняет ее назначение.
-Читаем следующее слово (ученики читают) Кто-нибудь знает, что такое бузина?
Ученики отвечают.
Учитель выводит изображение бузины на экран (слайд №6, №7) и объясняет назначение.
4. Первичное чтение
Учитель читает текст. Ученики слушают. (приложение 1)
У: Вам было понятно то, о чем я прочитала? (нет)
-Почему? (не связно, спутано все)
-Правильно! Наша с вами задача - восстановить текст, чтобы все было понятно. Но сначала посмотрите на экран (слайд №8, №9) Читаем слова по цепочке.
Подбадривать, к кадушке, перепорхнул, поглядывал.
Ученики читают.
5. Составление связного текста
Учитель раздает карточку с «1» абзацем. Один из учеников читает. (приложение 1)
У: Как вы думаете, этот абзац может быть началом нашего текста? (нет)
-Почему? (ответы учеников)
-С какого слова начинается абзац? (брат)
-Мы можем понять, кто такой брат, когда начнем читать текст? Это человек или животное, например. Нам будет понятно? (нет)
-Значит (это не начало). А о чем мы узнали из данного абзаца? Подчеркнем героев (брат, он, первый воробей, братишка)
-Сколько всего героев нам понятно? (нет)
Учитель раздает «2» абзац. Один из учеников читает. (приложение 1)
У: А этот абзац может быть началом нашего текста? (да)
-Почему? (ответы учеников)
-Нам известно место действия? (да)
-Какое? (у угла дачи)
-Что было вокруг нам известно? (да, бузина)
-Кто сидели на бузине? (два молодых воробья)
-Известно нам теперь, сколько героев? (да, двое)
-О чем мы узнаем? (один воробей полетел пить воду из кадки, а второй – нет)
-Значит это (начало текста) Ставим в углу на карточке цифру 1. Откладываем в сторону.
Учитель раздает «3» абзац. Один из учеников читает. (приложение 1)
-О чем мы узнали из этого абзаца? (первый воробей позвал брата, а второй пересилил страх и тоже полетел пить из кадки)
-Как вы думаете - это середина или конец? (конец)
-Почему? (ответы учеников)
-Нам известна развязка? Чем все закончилось? (да)
-Значит (это конец) Ставим цифру 3. И, значит, оставшаяся карточка будет номер… (2) То есть середина.
-Теперь разложите абзацы в правильном порядке. У нас получился текст.
Учитель читает получившийся текст и отображает его содержание на экране. Ученики внимательно смотрят и слушают (слайд №10)
У: Вам понравился рассказ? (да)
-Так какой из воробьев братишка? (черный воробей)
-Правильно.
Учитель выводит изображение «братишки» на экран (слайд № 11)
Далее ученики записывают связный текст в тетради.
У: Теперь еще раз читаем текст про себя, запоминаем. И будем пересказывать самостоятельно.
Ученики читают.
6. Самостоятельный пересказ текста
Учитель вызывает каждого ученика к компьютеру. Они пересказывают текст «Братишка» с опорой на картинки (анимации). Остальные смотрят и слушают.
7. Задание на дом.
Ученики записывают домашнее задание в дневник.
8. Итог урока
У: Вам понравился сегодняшний рассказ? (да)
-О ком он был? (о воробьях)
-Что они делали? (ответы учеников)
-Братишка поборол свой страх в конце рассказа? (да)
-Как это его характеризует? (ответы учеников)
Выставление оценок.
Приложение 1
Абзацы для составления связного текста.
Братишка.
1. Брат опасливо косился на кадушку. Он явно боялся лететь. Первый воробей напился и стал подбадривать другого, звать его. Братишка на ветке решился слетать к кадушке. Он коснулся лапками её края, испугался и полетел назад на бузину.
2. У угла нашей дачи стояла кадка. Она была полна воды. Рядом рос куст бузины. На бузине сидели два молодых воробья. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадки и стал пить. Он пил и поглядывал на брата.
3. Первый воробушек опять позвал брата. Пересилив страх, тот подлетел к кадке и неуверенно сел. Он разинул клюв и стал пить.