МААМ-картинки

Раскрытие речевого ресурса детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности

Елена Желтышева
Раскрытие речевого ресурса детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2 города Чехова Московской области

Сообщение из опыта работы

на региональном семинаре-практикуме «Обучение сотрудничеству и взаимодействию детей с ОВЗ в системе коррекционной работы», г. Серпухов

Тема: «Раскрытие речевого ресурса детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»

Подготовили: Дворцова М. А. – старший воспитатель,

Публикация «Раскрытие речевого ресурса детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Клюквина Г. В. – учитель-логопед

30.03.2016г.

Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. Несмотря на то, что данное умение в полной мере реализуется во взрослой жизни, его значение достаточно велико и в дошкольном возрасте. Особенно важно оно для детей с тяжелыми нарушениями речи. От уровня сформированности у этих дошколят умения договариваться, работать в группах во многом зависит их адаптация в коллективе сверстников, а также эффективность всей коррекционно-образовательной работы. (слайд 2)

Одна из главных задач ДОУ - это социально-коммуникативное развитие ребенка. В формировании навыков социализации конкурентами дошкольных организаций выступают семья, улица, учреждения дополнительного образования (слайд 3).

Но преимущество детского сада заключается в том, что задачи социализации решаются в комплексе с другими задачами ДОУ: формируя навыки сотрудничества и взаимодействия, мы одновременно развиваем творческие и художественные способности детей (ТД, раскрываем речевой потенциал ребенка, совершенствуем двигательную сферу и др.

Современные дети мало времени проводят в свободном общении со сверстниками (в подвижных играх, играх с правилами и т. д., но много у телевизоров, компьютеров, телефонов и др. (слайд 5) Поэтому мы уделяем особое внимание формированию социально-коммуникативных навыков. Используем для этого различные формы работы, в т. ч. театрализованную деятельность, т. к. с ее помощью можно решить великое множество различных задач. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в ДОУ, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Согласно ФГОС ДО среди прочих целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования указывается на то, что ребенок должен обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, быть способным договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в т. ч. чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты. (слайд 6)

Умение взаимодействовать и сотрудничать – одно из важнейших. Оно имеет особую коммуникативную и деятельностную природу, особую значимость. Взаимодействие и сотрудничество представляет собой слитный, целостный процесс совместной деятельности и общения. Это особый вид деятельности людей, который обеспечивается общением, без него существовать не может, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия.

Наши воспитанники – дети с ОНР. Большинство из них не умеет общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Они бывают замкнуты, эмоционально неуравновешенны, импульсивны, нередко агрессивны по отношению к другим детям. Не владеют средствами как вербальной, так и невербальной коммуникации. (слайд 7)

Поэтому, нами были разработаны рабочие программы «Театр на Солнышевской» (театрализованная деятельность) и «Знаешь сам – расскажи друзьям» (развитие речи, в которых тесно переплетаются задачи социально-коммуникативного, речевого и художественно-эстетического развития детей с тяжелыми нарушениями речи. (слайд 8)

Реализация рабочей программы «Знаешь сам – расскажи друзьям» направлена на овладение речью, как средством общения и культурного взаимодействия через образовательную деятельность, игры, конкурсы, досуги, развлечения, чтение художественной литературы, проектную деятельность. Работу по данной программе осуществляют учителя-логопеды.

Рабочая программа «Театр на Солнышевской» направлена на развитие и совершенствование социально-коммуникативных навыков, раскрытие речевого ресурса детей с ОВЗ и художественно-эстетическое развитие воспитанников. Реализуется данная программа в различных видах деятельности и разных формах работы: проведение игр-драматизаций, театрализованных представлений, чтение художественной литературы, организация досугов и развлечений, проектную деятельность и др. воспитателями и музыкальным руководителем ДОУ.

Для успешной реализации программ в ДОУ созданы условия:

1. Развивающая предметно-пространственная среда;

2. Материально-техническое обеспечение;

3. Обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами;

4. Финансовые условия (бюджетные и внебюджетные средства). (слайд 9)

Создана предметно-пространстенная среда

В работе используются: (слайд 10-12)

театр картинок;

театр игрушек;

теневой театр;

театр ложек;

театр кружек;

театр Би-ба-бо;

театр перчаток;

театр-варежка;

игра-драматизация.

Работа по программам строится поэтапно. В каждой возрастной группе речевые навыки детей формируются, развиваются и совершенствуются с учетом индивидуальных особенностей детей.

Театрализованную деятельность в средней группе (слайд 13-15)

начинаем с театра кружек, игрушек и театра-варежки, как наиболее доступного материала для установления контакта с ребенком, формирования интереса к театрализованной игре, развития умения имитировать характерные действия персонажей, невербальными средствами передавать эмоциональное состояние человека.

Навыки формируем в совместной деятельности взрослого и ребенка : побуждаем к установлению ролевого взаимодействия со взрослым и другими детьми, знакомим детей с приемами вождения настольных кукол, вызываем желание действовать с элементами костюмов и атрибутами как внешними символами роли, способствуем объединению детей в малую группу для участия в театрализованной игре.

В средней группе основной акцент ставим на формирование начальных навыков вербальной коммуникации и расширение словаря. Словарь расширяем за счет называния предметов и действий, обозначения словом эмоционального состояния и т. д., учим детей сопровождать движения звукоподражаниями, простыми рифмовками и песенками.

Произведения для работы подбираем, учитывая состояние речевых и общекоммуникативных навыков детей : «Ножки, ножки, где вы были?», «Зайчишка-трусишка», «Дон! Дон! Дон!», «Репка», «Теремок», «Маша обедает», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Пых» и др. (слайды 10 – 14)

В старшей группе (слайд 16-18)

усложняем виды используемого театра : театр картинок, ложек, перчаток и игра-драматизация.

Мы создаем атмосферу творчества и доверия, помогаем детям объединиться в пары, малые группы для обсуждения, подготовки и проведения игры, спектакля, обеспечиваем каждому ребенку возможность высказаться. Побуждаем детей к проявлению инициативы, самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения, учим вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами, формируем умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

В старшей группе наравне с наращиванием и уточнением словаря особое внимание уделяем формированию грамматического строя речи. Учим согласованию слов в предложениях: существительных с числительными, прилагательными и глаголами; помогаем освоить разные способы словообразования; знакомим с приставочными глаголами и однокоренными словами; совершенствуем навыки употребления существительных и глаголов множественного числа.

Поощряем умение поддерживать беседу, развиваем навыки диалогической речи, поддерживаем попытки высказывания своей точки зрения.

Так как процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны речи, то мы также развиваем речевое дыхание, формируем навыки использования средств интонационной выразительности: мелодику речи, силу голоса, темп речи. В процессе работы автоматизируем правильное звукопроизношение.

Расширяется и усложняется репертуар. Для работы в парах используем: «Бараны» С. Михалкова; потешки «Два веселых гуся», «Курочка-рябушечка», «Уж как я мою коровушку люблю…»; рнс «Лиса и журавль», «Битый небитого везет»; стихи «Стыдливая лисица» и «Хорошее воспитание» Е. Серовой и т. п. Групповая деятельность строится на материале следующих произведений: песенки «Как на тоненький ледок…»; рнс «Теремок», «Колобок», «Пых», «Заюшкина избушка»; стихотворений Е. Серовой «Три мамы», «Похвалили» и т. п.

В подготовительной группе (слайд 19-22)

используем все виды театра. Театр ложек, перчаток, театр-варежку дети используют в самостоятельной деятельности. А теневой театр, театр Би-ба-бо и игру-драматизацию отрабатываем в организованной деятельности.

Продолжаем развивать инициативу и организаторские способности, воспитываем умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом. Совершенствуем умение подбирать атрибуты, готовить необходимые декорации, распределять между собой обязанности и роли. Формируем творческое взаимодействие на основе сотрудничества, доброжелательного отношения к партнерам. Совершенствуем навыки согласования своих действий с действиями ведущего и других участников постановки. Содействуем проявлению произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения.

Активизируем, развиваем и совершенствуем полученные ранее навыки вербальной и невербальной коммуникации. Отрабатываем правильную артикуляцию, чёткую дикцию и звукопроизношение, разнообразную интонацию и логику речи. Для развития выразительной стороны речи мы создаем такие условия, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Поэтому особое внимание уделяем развитию связной речи: совершенствуем умение вести диалог, пересказывать знакомые произведения, сочинять небольшие сказки. Учим понимать пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологические обороты. Продолжаем воспитывать культуру речевого общения.

Репертуар для постановок становится более разнообразным, разноплановым. Предоставляем детям возможность самим выбрать песенки, стихи или сказки для постановки спектакля.

Предлагаем использовать следующие произведения: песенки «Перчатки», «Лиса рожью шла…», «Мышки» и др. ; стихи Б. Заходер «Кавот и Камут», И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем», Д. Хармс «Иван Торопыжкин», Э. Успенский «Ехал Ваня на коне…» и т. д. ; сказки «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Кошкин дом», «Кот, лиса и петух» и др. (слайд 19-22)

Этапы работы над постановкой:

1. Создание мотивирующей ситуации.

2. Выбор и обсуждение произведения и вида театра для постановки.

3. Распределение ролей на основе взаимной договоренности, желания детей, по считалке, результатам жеребьевки и т. д.

4. Подбор реквизита, изготовление декораций, костюмов, подготовка необходимых атрибутов.

5. Речевые игры и упражнения на отработку дыхания, артикуляции, дикции, интонации, лексико-грамматические упражнения.

6. Упражнения по ритмопластике, по развитию внимания, памяти и других психических функций, по снятию сценического напряжения.

7. Работа над эпизодами по выработке навыков позитивного взаимодействия, умения сотрудничать, работать в паре, малой подгруппе, группе.

8. Непосредственная работа над постановкой: репетиции, отработка наиболее сложных фрагментов и т. п.

9. Проведение спектакля.

Для успешной работы по данному направлению нам важно:

• не перегружать детей;

• не навязывать своего мнения;

• предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

В результате (слайд 28)

целенаправленной работы по театрализованной деятельности у детей с ТНР :

Сформировались навыки сотрудничества и позитивного взаимодействия:

Выработалась произвольность поведения; умение проявлять инициативу и самостоятельность, планировать свои действия,

Дети научились свободно общаться со взрослыми и сверстниками: договариваться, согласовывать свои действия и собственный игровой замысел с замыслами сверстников, быть доброжелательным, считаться с интересами товарищей, вступать в игровое взаимодействие;

Они научились справляться с негативными проявлениями отрицательных эмоций, сформировали навыки культуры общения со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях,

У ребят сформировалась оптимистическая жизненная позиция;

Раскрылся речевой потенциал :

Актуализировался словарь: уточнились значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;

Усовершенствовалась звуковая культура речи: восприятие звуков родной речи и произношение;

Усовершенствовался грамматический строй речи через практическое усвоение полученных навыков: изменения слов по родам, числам, падежам; умение согласовывать части речи; освоились различные типы словосочетаний и предложений и т. д. ;

Развились навыки связной речи: диалогической и монологической;

Развились творческие способности:

Сформировалась способность «превращать» и «превращаться»;

Развились пластическая выразительность, умение пользоваться вербальными и невербальными приемами при изображении того или иного персонажа; научились пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

Сформировались основы досуговой культуры.

Подготовить дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к жизни в обществе сложнее, чем их сверстников. Вместе с тем, целенаправленная работа по формированию навыков взаимодействия и сотрудничества необходима в силу отсутствия у них умения полноценно общаться с окружающим миром. Дети с ограниченными возможностями здоровья с трудом овладевают разными способами усвоения общественного опыта. Поэтому важно выработать у них положительные привычки, позволяющие осваивать жизненное пространство, что укрепит их эмоциональное состояние и повысит уверенность в себе. И наиболее эффективной формой работы здесь выступает театрализованная деятельность. Ведь в детском саду ребенок должен жить интересно и празднично, так как праздник задает формы эмоциональных переживаний на всю жизнь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование эмоционально — речевого развития детей посредством театрализованной деятельности». Слайд 3 Театр – один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Климовой Ольги Павловны.

Новый подход к развитию исполнительского мастерства у детей посредством музыкально-театрализованной деятельности .

Проект инновационной деятельности «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности 1 слайд. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь.

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности Театрализованная игра - вид деятельности детей дошкольного возраста, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии,.

Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельностиРазвитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – самый ответственный период в формировании человека, его внутреннего мира. Дети в этом возрасте – сама непосредственность,.

Самообразование по теме «Развитие речевого творчества детей в старшей группе посредством театрализованной деятельности» Самообразование по теме: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в старшей группе».

Самообразование «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Самообразование по теме: «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Воспитатель первой.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Раскрытие речевого ресурса детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 10:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД