Ольга Размашкина
Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Д. Я. Александрова «Зимняя сказка» с использованием карт-схем
▼ Скачать + Заказать документы
При рассматривании пейзажных картин и при составлении описательных рассказов по картинам, дети очень часто испытывают затруднения. Карты - схемы заметно облегчают эту задачу, позволяя спланировать последовательность описательного рассказа, удержать в памяти эту последовательность и делает рассказ ребенка четким, связным и полным.
НОД. Развитие речи.
Тема: Рассматривание и составление описательного рассказа по картине
Д. Я. Александрова «Зимняя сказка»
в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет.
Публикация «Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Д, Я, Александрова „Зимняя сказка“ с использованием карт-схем» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Цель. Познакомить детей с картиной Д. Я. Александрова «Зимняя сказка».
Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажу, опираясь на карты-схемы, используя разные типы предложений: простые, сложные, распространенные.
Развивать связную речь, умение говорить последовательно, логично, с использованием эпитетов, сравнений.
Упражнять в подборе прилагательных; обогащать словарь детей эмоционально – оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
Развивать художественное восприятие пейзажных картин. Воспитывать интерес к живописи.
Материал: репродукция картины Д. Я. Александрова «Зимняя сказка», карты-схемы (алгоритм составления рассказов по картинам).
Ход занятия. 1 часть. Вступительная беседа.
Дети свободно располагаются на ковре.
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- Послушайте стихотворение, которое приготовил для вас Ян. Оно так и называется «Зима».
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
То тихая, то вихрем кружится,
То ласкова - всем очень нравится,
То злющая - за нос кусается,
То оттепель пошлет непрошено,
То забросает всех порошею.
Она художница прилежная,
Все разрисует в царство снежное.
Развестит кружево из инея,
Такая сказочно красивая.
- Как красиво люди называют зиму? (ответы детей).
- А что бывает только зимой? (снег).
- Какой снег зимой? (белый, воздушный, пушистый, холодный, искристый, легкий)
- Какая погода бывает зимой? (пасмурная, снежная, хмурая, солнечная, морозная, ветреная, вьюжная).
- Ребята на прошлом занятии мы с вами совершили путешествие в занесенный снегом, заснувший зимний лес Шишкина. А хотите попасть в другой лес? Послушайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева, которое вам прочитает Сафина, и догадайтесь, в какой же мы с вами сегодня отправимся лес.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
- Догадались, о каком лесе это стихотворение? Закройте глазки: «Раз, два, три – сказка в гости к нам приди!»
- Вот мы и в сказочном лесу! Полюбуйтесь его красотой!
Подходим к картине.
- Вот таким увидел зимний лес художник Дмитрий Яковлевич Александров и рассказал нам об этом в своей картине «Зимняя сказка».
Беседа по картине.
1. Какое время года изобразил художник на картине? (ответы детей).
Схема №1.
2. О чем эта картина? Что изобразил художник? (ответы детей)
Художник изобразил сказочный, зимний лес. Невольно вспоминаются слова поэта «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…».
Какой лес на этой картине? (заколдованный, сказочный, причудливый, спящий, волшебный, загадочный…). Схема №2.
3. Расскажите, что вы видите на первом плане – прямо перед нами внизу картины? (ответы детей)
В центре картины мы видим тропинку, уходящую вглубь леса. Справа и слева от нее диковинно изгибаются деревья. Лесная речушка прихотливо вьется между ними, поблескивая прозрачным льдом. Неяркое солнце освещает хвойные деревья, которые бросают глубокие тени на чистое серебро снега. Схема №3
4. Что изображено дальше на втором плане картины? (ответы детей).
На втором плане картины лиственный лес, который стоит сплошной высокой стеной. Схема №4
5. Какие краски использовал художник для написания картины? (ответы детей). Схема №5.
6. Какая по настроению эта картина? (ответы детей). Волшебная, сказочная, завороженная, зимняя, солнечная, нежная и т. д. Схема №6
7. Как вы назвали бы эту картину? (ответы детей).
Физминутка «Снежинки»
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
(Выполняются движения согласно тексту)
2 часть. Составление рассказа по картине с опорой на карты-схемы.
- А теперь вспомните все, о чем мы с вами говорили, все красивые слова, которые подбирали, посмотрите на схемы и составьте рассказ по картине Дмитрия Яковлевича Александрова.
Дети составляют рассказы (5-6 человек).
3 часть. Дидактическая игра «Какое слово лишнее?»
- кофта, рубашка, платье, сапоги;
- кубики, мячик, машинка, сосна;
- ромашка, василек, одуванчик, береза;
- ложка, тарелка, чашка, плита;
- лимон, апельсин, банан, свекла;
(Дети называют лишнее слово, объясняя свой выбор. Например: «Сапоги лишние, потому что это обувь, а не одежда»).
Рефлексия.
Чем мы с вами сегодня занимались?
Чей рассказ вам больше всего понравился? Почему?
Какие затруднения вы испытывали?
Мне очень понравилось наше путешествие в сказочный лес. Все очень хорошо потрудились: отвечали на вопросы, составляли рассказы, читали стихи; были активные, старательные. Молодцы! А теперь нам пора возвращаться в группу. Закрыли глазки: «Раз, два, три – сказка в группу нас верни!» .