Людмила Слободяник
Рассматривание картин В. Зайцева «Зимние пейзажи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Рассматривание картин Владимира Зайцева
«Зимние этюды».
Публикация «Рассматривание картин В, Зайцева „Зимние пейзажи“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зимний пейзаж. Конспекты занятий
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Программные задачи: Познакомить детей с картинами художником земляком Владимиром Зайцевым. Содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картин, подвести к пониманию художественного образа, учить подбирать определения, закреплять умения по – разному отвечать на один и тот же вопрос. Воспитывать любовь к природе родного края.
Материал: слайды – картин, музыка.
Ход: Сегодня мы с вами будем говорить о зиме нашего края. Вспомните, что бывает только зимой? Послушайте загадку: «Белое покрывало всё вокруг укрывало?». Что это?
-Какой снег зимой? (Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжёлый, искристый).
-Какой бывает лес зимой? (Спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный).
-Какими словами можно сказать о зиме? (Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима – волшебница)
А сейчас давайте посмотрим на картины художника Владимира Зайцева. Он очень любит природу родного края, нашу Брянскую землю. У него много картин, есть и портреты, и натюрморты и пейзажи разных времён года. Но так как сейчас, какое время года? (Зима). Значит, и познакомимся мы с зимними этюдами нашего земляка.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Демонстрация слайд – шоу картин В. Зайцева.
Ф. Тютчев.
Чародейкою Зимою околдован лес стоит
И под снежной бахромою, неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
С. Есенин
Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна
Словно белою косынкой подвязалася сосна.
Сейчас мы рассмотрим одну из картин художника.
-О чём его картина? Что изображено на картине?
-Какими художник нарисовал на картине снег, лес, небо?
-Какое бы вы дали название этой картине и почему?
-Какие чувства вызывает у вас эта картина?
А теперь послушайте мой рассказ об этой картине :
«Великолепен вид зимней природы. Ветки и стволы деревьев, кустарники, высокие травы опушились блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая всё холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тихо. День как бы дремлет. Небо над головой нежно – нежно - голубое, а горизонт украшают лучи зимнего солнышка. Вся земля покрыта сияющим, белым, мягким снегом. Лишь синеют на нём глубокие следы. Воздух морозный и тонкий. Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег.
Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает её невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы».
-А как вы думаете, какие настроения в музыке зимы? Звучит «Эллегия» Ж. Массне.
Дети под музыку рассматривают выставку своих зимних рисунков. Делятся своими впечатлениями.
А. С. Пушкин
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Рассматривание картин Владимира Зайцева
«Осенние пейзажи».
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с картинами художником земляком Владимиром Зайцевым. Вызвать у детей эмоциональное радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного, высказывать свои суждения и оценки, соотносить увиденное на картине с собственными чувствами и опытом. Подводить детей к выделению того, что с помощью тёплых цветосочетаний художник передаёт радостное приподнятое, взволнованное настроение. Подвести детей к пониманию того, что художник в своих картинах изображает то, что он видит, что удивило, порадовало, о чём ему захотелось рассказать. Содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картин, подвести к пониманию художественного образа, учить подбирать определения, закреплять умения по – разному отвечать на один и тот же вопрос. Воспитывать любовь к природе родного края.
Материал: слайды – картин, фото – портрет художника, фото - репродукции картин, музыкаА. Вивальди «Четыре времени года», П. Чайковский «Времена года» - «Осенняя песня», стихотворения - О. Бергольца «Бабье лето», И. Бунин «Лес, точно терем расписной…», А. Пушкин «Осень».
Ход: Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в мастерскую художника, нашего земляка Владимира Зайцева. (Демонстрация фотографии художника). А вот и он сам, сидит у себя за рабочим столом. (Дети проходят мимо выставки осенних пейзажей и портрета художника.)
Воспитатель: Наша природа прекрасна во все времена года. Но есть одно время года, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном.
- Какое же это время года? (Правильно, осень).
- Давайте вспомним, как мы с вами любовались красотой осенней природы, бродя по парку. Мы вдыхали особенные запахи осени: терпкий запах нагретой коры деревьев, душистый – сухой травы и прелых листьев, горьковатый запах дыма, удивительный запах грибов. Мы слушали голоса улетающих в дальние края птиц, наслаждались последними тёплыми лучами солнышка, ярким нарядным убором деревьев и кустарников.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года», осенние пьесы с чтением стихотворений об осени детьми и воспитателем.
Есть время природы особого цвета
Неяркого солнца, нежнейшего зноя
Оно называется бабье лето и в прелести
С самою весною.
Уже на лицо осторожно садится
Летучая, лёгкая паутина.
Как звонко поют запоздалые птицы
Как пышно и грозно пылают картины.
О. Бергольц
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Стоит над солнечной поляной.
И. Бунин.
Вот как красиво и проникновенно об этом периоде осени сказали поэты. А сейчас мы посмотрим как об этом рассказал наш местный художник Владимир Зайцев. Дети садятся. Выставляю картину В. Зайцева «Осенний пейзаж».
-Ах, какая красота! Что за прелесть этот пейзаж!
-Что вы чувствуете. Когда глядите на эту картину? Какое настроение возникает у вас? А почему у вас такое настроение?
-Какие краски использовал художник? (Жёлтые, зелёные красные, оранжевые, бардовые).
-А как эти краски можно ещё назвать? (тёплые, нарядные). Да, эти тёплые краски создают у на с радостное праздничное настроение.
-А эти краски тихие или громкие? (громкие, звучные).
- Художник почувствовал необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, посылающий нам прощальный привет, желающий порадовать нас, и нашёл такие краски, которые и нам передал их удивление, радость от увиденного в природе, восторг перед её красотой. Это праздник радости и светлой грусти, красоты прощания с летом. Скоро зима.
- О каком периоде осени рассказал нам художник? (О вершине осени). Он назвал свою картину «Золотая осень», как и многие художники.
-О чём эта картина? (О красоте природы нашего края). Здесь всё красиво: и небольшая речка, которая уходя вдаль, становится всё уже, уже. Кажется, что её тёмно – синяя вода медленно движется вдали всё светлее и светлее. Слева небольшой пригорок, на котором растут тоненькие деревца. Узнали вы их?
-Что это за деревья? (Это берёзки) – А как вы их узнали? Да по беленьким стволам и ажурной золотой листве. Поодаль берёзовая роща пылает костром ярких осенних листьев. Чуть видны кое – где основания белых стволов. Листва (крона деревьев) написана общей массой, которая, словно горит ярким пламенем жёлто – оранжевыми, коричнево – оранжевыми красками.
-А вы обратили внимание на траву? Какого же она цвета? (Буро – зелёная, оливково зелёная. Вот какие сложные цвета подобрал художник.
-Есть ли солнышко на картине? (Да). Как вы узнали? Хоть солнце не нарисовано, но тени от деревьев говорят о том, что солнышко светит.
Деревья как бы расступаются перед нашим взором, чтобы показать нам лужайки и перелески, бескрайние дали полей и лесов в их праздничном наряде.
Художник сопоставляет праздничную голубизну осеннего холодного неба с пламенеющим на солнце золотой листвы. Это праздник золота и синевы, это торжественная яркая мелодия прощания.
Физминутка – релаксация: Руки подняли и помахали – это деревья в лесу…
Владимир Зайцев изобразил огромное пространство, необозримый простор земли с рекой, лесами и полями. Художник передал торжественную красоту золотой осени.
- Какой формат полотна это картинки? (Да, прямоугольный, вытянутый по горизонтали). Художник этим хотел показать большое пространство земли, на которую пришла осень.
-А чего больше на картине неба или земли? (Земли). О чём хотел рассказать художник? (О земле, о том как она прекрасна). Но и не забыл о небе – оно чистое прозрачное, в небе тоже чувствуется осень.
Эту картину мы можем рассматривать в любое время года. И при этом мы будем вспоминать наши прогулки золотой осенью в парк, в лес. И мы снова услышим звонкую, яркую мелодию уходящей осени.
Давайте послушаем музыку, которая передаёт эти же чувства. А. Вивальди «Четыре времени года».
- Что вы чувствовали, когда слушали эту мелодию? (Нежность, радость, светлую грусть. Да, природа ликует, но и немного грустит об ушедшем лете).
Итог:-Что вам понравилось во время нашей экскурсии в мастерскую художника?
Вывод: - Вот как интересно о золотой осени поэты, художники и композиторы рассказали словами, красками и музыкой.