Валентина Акишина
Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
АНОО «Ломоносовский лицей» -
дошкольное отделение
д/с «Лучик»
ОО. «Художественно-эстетическое развитие»
Конспект занятия
по ознакомлению с искусством
«Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова
Подготовительная к школе группа
Воспитатель: Акишина В. А.
г. Ногинск
Задачи.
1. Учить детей понимать основную мысль произведения, углублять впечатления, связанные с приходом весны.
Публикация «Рассматривание репродукции картины А, К, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Перелетные птицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
2. Учить видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений и чувств (композиция, перспектива, сочетание красок и их тонкие переходы, колорит).
3. Продолжать развивать связную речь.
4. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
Материал. Репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Ход занятия.
Вос-ль. Ребята, назовите, какое сейчас время года?
Д. Весна.
Вос-ль. (читает стих)
Весною на деревьях построена деревня.
Как ветер начинается, деревья все качаются,
Качаются деревья, качается деревня
Не сдуло бы грачат, кричат они, кричат.
Шумит, роняя перья, крикливая деревня.
В. Мусатов
О какой деревне, которая построена на деревьях, рассказывается в этом стихотворении?
Д. О гнёздах грачей, о грачовнике.
Вос-ль. (показ репродукции картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»).
Это репродукция картины художника А. К. Саврасова.
Вопросы:
1. Какое время года изображено на картине? (Ранняя весна).
2. Почему вы так решили? (нет листьев на берёзах, снег грязный, он тает, светит солнце).
3. Что изображено в центре картины? (Кривые берёзы)
4. Где сидят грачи? (На берёзах, а один грач на снегу).
5. О чём они заботятся, когда возвращаются из тёплых краёв? (Они строят гнёзда)
6. Почему так хорошо видны следы птиц на снегу? (Снег рыхлый, он проваливается, он мокрый, тает).
7. Где стоят берёзы? Опишите, какие они? (Берёзы нарисованные в центре, старые, кривые. Справа нарисованы молодые стройные березы. Они тянутся вверх, к солнцу).
8. Что нарисовано на втором плане? (За бревенчатым забором возвышается колокольня старой церкви, а дальше растянулись узкой лентой поля, совсем далеко виден лес).
9. Какими красками написал художник картину? (Серовато-коричневые тона сочетаются с бело-голубыми).
10. Что нарисовано голубым цветом? (Небо, вода, тени на снегу)
Серым? (Крыши домов, верхушка колокольни, лес)
11. Что художник передал в этой картине самое главное? (Пришла весна, прилетели грачи, они суетятся вокруг своих гнёзд, всё оживает, приходит в движение)
12. Какое настроение передаёт художник? (Радостное, весеннее, бодрое)
13. Как бы вы назвали эту картину? (Весна, грачи на берёзах, шумная весна)
Вос-ль. Эта картина Алексея Кондратьевича Саврасова называется «Грачи прилетели». А. К. саврасов превосходно знал русскую природу и горячо её любил. Глядя на эту картину, кажется, что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление и запах весны.
Дети встают в круг, у одного ребёнка на голове шапочка грача.
Игра «Грачи прилетели» :
(Имитация движений, как летят грачи).
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
«Гу-гу-гу, мы несём весну!»
Летят, летят!
Грачи летят,
На всю Русь кричат:
«Гу-гу-гу- на догнать нас никому!»
Дети разбегаются, ребёнок в шапочке грача догоняет детей.
Вос-ль. Ребята, подойдите к картине и полюбуйтесь ещё немного на неё.
Читает стихотворение В. Плотникова.
Тает снег, везде журчат ручьи,
Там где раньше пела песни вьюга.
Чёрные, крикливые грачи,
Первыми из птиц вернулись с юга.
Разместились на ветвях берёз,
Рядом с монастырскою оградой.
Там ещё видны остатки гнёзд,
Часть пруда с водою и прохладой.
За оградой – храма купола,
Впился в небо шпиль у колокольни,
Кажется, звонят колокола
Через все распахнутые бойни.
За монастырём – простор полей,
Перелесков чернь среди равнины.
Нет для сердца русского милей
Этой непридуманной картины.
Небеса все в тучах, неясны,
Но я слышу звонкий звук капели,
Чувствую дыхание весны,
Ведь грачи недаром прилетели.
Как точно передает автор стихотворения о том, что изображено на картине, которую мы сегодня рассматривали. Кто написал картину? (А. К. Саврасов). Как она называется? («Грачи прилетели»). Занятие закончилось.