Рассуждение. Составление текста-рассуждения. Урок по русскому языку и развитию речи в 7 классе коррекционной школы

галина ростиславская
Рассуждение. Составление текста-рассуждения. Урок по русскому языку и развитию речи в 7 классе коррекционной школы

Тема. Рассуждение. Составление текста- рассуждения.

Цели:

Обучающие: формировать умение составлять текст- рассуждение; формировать умения вводить в рассуждение правило; развертывать текст- рассуждение включая сложные предложения; формировать умение подбора лексического материала для подтверждения основной мысли текста; закрепить правописание существительных с основой на шипящий.

Коррекционные: коррекция мыслительной деятельности учащихся путем опорных слов и вопросов; коррекция активного речевого словаря путем обогащения лексики.

Воспитательные: развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: индивидуальные схемы для анализа текста и составления текста- рассуждения; слайды со словами-мостиками, д/упр. "Собери рассуждения".

Ход урока.

1. Оргмомент.

Учитель. Самое большое чудо, которым наградила природа человека -это речь. Но речью надо пользоваться умело. Это означает: стараться говорить правильно, красиво, понятно для других, никого не обидеть словом. Чтобы ваша речь была красивой, надо в ней использовать все виды текстов.

2. Проверка пройденного материала.

- О каких текстах я говорю? (вспомнить текст-повествование, текст-описание).

Вы уже хорошо представляете, что такое текст-описание, что такое текст-повествование. (По опорным словам вспомнить, что такое текст-повествование, привести примеры текстов из домашнего задания (опорные вопросы: рассказывается где? когда? как).

По опорным словам вспомнить, что такое текст-описание, привести примеры текстов из домашнего задания (опорные вопросы: описывается какая? какой? какие)

3. Объяснение новой темы.

Учитель. -"Сто тысяч "почему" живут на белом свете.

Сто тысяч "почему" гуляют по планете. " -Знакома вам эта песенка? Действительно, на свете очень много разных "почему". - Есть загадочные "почему". Например: Почему птицы не летают? Почему летом идет дождь? А есть сердитые "почему".Например: Почему не приготовил уроки? Почему не помог убрать комнату?. Есть внимательные "почему". Например: Почему такой грустный? Почему плачешь? Почему сегодня такой нарядный? А есть такие. которые требуют доказательства в виде правил. Например: Почему "Марина" пишется с большой буквы? Докажи!

Но все "почему" схожи в одном - они ждут ответа. А ответить - объяснить и доказать нелегко. Сегодня мы попробуем этому научиться, составляя различные рассуждения. Для работы нам надо знать правописание таких слов: "потому что","так как","ведь", "поэтому" (через словарную работу, где объясняю правописание слов и привожу примеры предложений с этими словами).

Предлагаю рассмотреть схему рассуждения. Схема состоит из двух частей. Первая часть-то, что надо объяснить, доказать. Вторая часть - само объяснение, доказательство. Между ними слово-мостик. Это те слова, которые разобрали в словарной работе. Перед мостиком всегда ставится запятая.

Рассуждения бывают простые, которые не требуют долгого размышления. Например: Мама пришла поздно, потому что задержалась на работе. Малыш заплакал, потому что потерял игрушку. (Предлагаю ребятам придумать такие же - по образцу. Слабым учащимся предлагаю д/упражнение "Собери рассуждения", где к готовой первой части необходимо выбрать подходящую вторую часть из предложенных.)

Бывают рассуждения, которые обязательно требуют доказательств с опорой на правило. Например. Слово "Марина" надо писать с большой буквы, потому что есть правило "имена, клички животных, название городов, рек,. пишутся с большой буквы) или "Предлоги со словами пишутся раздельно, потому что между предлогом и словом можно вставить другое слово". При составлении таких рассуждений, необходимо пользоваться словами, помогающими ввести правило: По правилу., а мы знаем правило., есть такое правило.

Правило можно ввести полностью или частично. (Ребята упражняются в составлении рассуждений с опорой на правило).

Орфографическая пятиминутка. (можно провести в форме зрительного диктанта, с показом слайда, рисунка или картинки.

Дочь, луч, мяч, еж, сторож, обруч, рожь, мелочь, брошь, грач, врач и т. д.

Попробовать устно составить рассуждения включив некоторые слова из орф. пятиминутки. - Я очень люблю Риту, ведь она моя дочь.

Бывают рассуждения, которые требуют догадки, сообразительности. Показываю слайды с незаконченными рассуждениями. Например, на картинке китовая акула и первая часть рассуждения: Китовая акула называется так, потому что.

Предлагаю выбрать: она питается китами или она величиной с кита.

Рассматриваем картинку и строим рассуждение. Запись делаем на доске и в тетради. - Китовая акула называется так, потому что она величиной с кита. Комментируем предложение (Сложное предложение, 2 части, слово - мостик "потому что", перед ним ставлю запятую.) С остальными слайдами провожу аналогичную работу.

Все рассуждения, с которыми мы познакомились состояли из одного предложения, которое выражало мысль. Текст позволяет развивать эту мысль в двух и более предложениях. Поэтому для более продолжительной беседы нам необходимо научиться составлять тексты- рассуждения. Для этого нам понадобятся: вопрос к тексту- рассуждению - почему? и план для работы с текстом на который мы будем опираться.

Предлагаю тексты на каждого ученика по теме "Наше Отечество" и план работы с текстом на доске.

План.

1. Чтение текста.

2. Озаглавливание текста.

3. Основная мысль текста.

4. Части текста. (Какое предложение возьмем во вступление, что будет во второй части, мостики к рассуждению, какое предложение возьмем в заключение, слово, которое позволяет соединить основную часть с заключительной).

5. Сопоставление со схемой к тексту. (При этом не забываем вопроса текста "почему", наблюдаем, как рассуждать по схеме.

Вывод: текст рассуждение объясняет, доказывает, отвечает на вопрос почему произошло, почему так, а не иначе, почему такой, а не другой.

Словарная работа. Родина, Отечество, Россия. (Объяснить орфограммы, разбить на слоги, подобрать однокоренные слова к слову Родина).

Закрепление новой темы. (можно провести в форме творческого задания) Например: Составить текст - рассуждение на тему "Я хочу научиться плавать" (для слабых учащихся предлагаю предложения-опоры. - Я хочу научиться плавать. Я хожу два раза в неделю в бассейн. - и вопросы-опоры: зачем? для чего? почему, а также слово, позволяющее ввести заключительную часть текста "поэтому".

Анализ работ учащихся проводится обязательно, с целью коррекции неправильного построения предложений, нарушения последовательности событий, коррекции произношения.

Итог урока.

- Что такое текст- рассуждение? Что объясняется в тексте- рассуждении?

- Для чего он используется в речи?

Если ребенок смог самостоятельно ответить на эти вопросы, значит тема усвоена.

Публикации по теме:

Конспект по русскому языку в 3 классе школы 8 вида. Тема «Слово: названия предметов» Тип: урок изучения нового материала. Тема: «Слово: названия предметов». Цели: 1. Познакомить учащихся с названиями предметов; научить.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе школы 8 вида «Окончания существительных второго склонения в предложном падеже» Тип урока Закрепление полученных знаний Тема : Окончания -е существительных 2-ого склонения в предложном падеже. Упражнения на закрепление.

Открытый урок чтения и развития речи в 3 классе школы VIII вида по теме «Э. Шим. «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида Конспект урока чтения и развития речи в 3 «Б» классе Тема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька.

«Распознавание глаголов среди других частей речи». Конспект урока по русскому языку в 1 классе Тема: Распознавание глаголов среди других частей речи. Цели: Учить отличать слова- глаголы от других частей речи, ставить к ним грамматические.

Урок-обобщение по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Состав слова» Цель. Обучающая: выработать умение отличать части слова. Обозначать их графически. Коррекционная: корригировать фонематический слух через.

Урок по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Для чего нужен снег?» Индивидуальное обучение ребёнка с ОВЗ Урок по чтению 4 класс коррекционная школа VIII вида. Цели: 1) Совершенствовать навыки чтения; 2) Совершенствовать навыки чтения по ролям;.

Урок по письму и развитию речи на тему «Безударные гласные в корне слова» в 5 классе коррекционной школы VIII вида Цели. Обучающие: формировать умения выделять корень слова, находить и проверять в нем безударные гласные: выбирать из ряда однокоренных.

Урок по письму и развитию речи в 6 классе коррекционной школы VIIIвида. Тема. Изменение существительных по падежам. Цели: Обучающие:отрабатывать навыки постановки вопроса к существительному (для определения падежа, закреплять знание падежей и падежных.

Урок внеклассного чтения в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема «Общее счастье» (сказки нар. Северного Кавказа) Цели. Общие: обучать осознанному чтению ; побуждать к размышлению о том, что такое счастье, когда можно назвать его настоящим, полным. Учить.

Занятие по творческому развитию «Морозные узоры» в 3 классе, коррекционной школы Занятие по творческому развитию в 3 классе по теме: «Морозные узоры»Цель: Создание условий для развития индивидуальных и творческих способностей.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Рассуждение. Составление текста-рассуждения. Урок по русскому языку и развитию речи в 7 классе коррекционной школы
Опубликовано: 30 октября 2015 в 18:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Наблюдение за лаватерой
Задачи: познакомить детей с цветком - лаватера; рассмотреть характерные особенности этого цветка; развивать внимание, память, речь, мышление;...
Сенсорные коробочки в работе с малышами
Для многих тематических игр хорошим игровым полем послужит сенсорная коробка. Это прекрасная вещь, с которой можно играть во что угодно Сенсорная коробка —...
«Моя любимая сказка». Конкурс совместных творческих работ родителей и детей
Моя любимая сказка». Конкурс совместных творческих работ родителей и детей. Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку....
Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с ОВЗ старших дошкольных
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они...
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста
Фамилия, имя ребенка ***** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: ****** Адрес проживания: с Вострецово, ул Центральная 4. 2. ******, посещает,...