галина ростиславская
Рассуждение. Составление текста-рассуждения. Урок по русскому языку и развитию речи в 7 классе коррекционной школы
Тема. Рассуждение. Составление текста-рассуждения.
Цели:
Обучающие: формировать умение составлять текст-рассуждение; формировать умения вводить в рассуждение правило; развертывать текст-рассуждение включая сложные предложения; формировать умение подбора лексического материала для подтверждения основной мысли текста; закрепить правописание существительных с основой на шипящий.
Публикация «Рассуждение, Составление текста-рассуждения, Урок по русскому языку и развитию речи в 7 классе коррекционной школы» размещена в разделах
Коррекционные : коррекция мыслительной деятельности учащихся путем опорных слов и вопросов; коррекция активного речевого словаря путем обогащения лексики.
Воспитательные: развитие коммуникативных способностей.
Оборудование: индивидуальные схемы для анализа текста и составления текста-рассуждения; слайды со словами-мостиками, д/упр. "Собери рассуждения".
Ход урока.
1. Оргмомент.
Учитель. Самое большое чудо, которым наградила природа человека -это речь. Но речью надо пользоваться умело. Это означает: стараться говорить правильно, красиво, понятно для других, никого не обидеть словом. Чтобы ваша речь была красивой, надо в ней использовать все виды текстов.
2. Проверка пройденного материала.
- О каких текстах я говорю? (вспомнить текст-повествование, текст-описание).
Вы уже хорошо представляете, что такое текст-описание, что такое текст-повествование. (По опорным словам вспомнить, что такое текст-повествование, привести примеры текстов из домашнего задания ( опорные вопросы: рассказывается где? когда? как).
По опорным словам вспомнить, что такое текст-описание, привести примеры текстов из домашнего задания ( опорные вопросы: описывается какая? какой? какие)
3. Объяснение новой темы.
Учитель. -"Сто тысяч "почему" живут на белом свете.
Сто тысяч "почему" гуляют по планете. " -Знакома вам эта песенка? Действительно, на свете очень много разных "почему". - Есть загадочные "почему". Например: Почему птицы не летают? Почему летом идет дождь? А есть сердитые "почему". Например: Почему не приготовил уроки? Почему не помог убрать комнату?. Есть внимательные "почему". Например: Почему такой грустный? Почему плачешь? Почему сегодня такой нарядный? А есть такие. которые требуют доказательства в виде правил. Например: Почему "Марина" пишется с большой буквы? Докажи!
Но все "почему" схожи в одном - они ждут ответа. А ответить - объяснить и доказать нелегко. Сегодня мы попробуем этому научиться, составляя различные рассуждения. Для работы нам надо знать правописание таких слов: "потому что","так как","ведь", "поэтому" (через словарную работу, где объясняю правописание слов и привожу примеры предложений с этими словами).
Предлагаю рассмотреть схему рассуждения. Схема состоит из двух частей. Первая часть-то, что надо объяснить, доказать. Вторая часть - само объяснение, доказательство. Между ними слово-мостик. Это те слова, которые разобрали в словарной работе. Перед мостиком всегда ставится запятая.
Рассуждения бывают простые, которые не требуют долгого размышления. Например: Мама пришла поздно, потому что задержалась на работе. Малыш заплакал, потому что потерял игрушку. (Предлагаю ребятам придумать такие же - по образцу. Слабым учащимся предлагаю д/упражнение "Собери рассуждения", где к готовой первой части необходимо выбрать подходящую вторую часть из предложенных.)
Бывают рассуждения, которые обязательно требуют доказательств с опорой на правило. Например. Слово "Марина" надо писать с большой буквы, потому что есть правило "имена, клички животных, название городов, рек,. пишутся с большой буквы) или "Предлоги со словами пишутся раздельно, потому что между предлогом и словом можно вставить другое слово". При составлении таких рассуждений, необходимо пользоваться словами, помогающими ввести правило: По правилу., а мы знаем правило., есть такое правило.
Правило можно ввести полностью или частично. (Ребята упражняются в составлении рассуждений с опорой на правило).
Орфографическая пятиминутка. (можно провести в форме зрительного диктанта, с показом слайда, рисунка или картинки.
Дочь, луч, мяч, еж, сторож, обруч, рожь, мелочь, брошь, грач, врач и т. д.
Попробовать устно составить рассуждения включив некоторые слова из орф. пятиминутки. - Я очень люблю Риту, ведь она моя дочь.
Бывают рассуждения, которые требуют догадки, сообразительности. Показываю слайды с незаконченными рассуждениями. Например, на картинке китовая акула и первая часть рассуждения : Китовая акула называется так, потому что.
Предлагаю выбрать: она питается китами или она величиной с кита.
Рассматриваем картинку и строим рассуждение. Запись делаем на доске и в тетради. - Китовая акула называется так, потому что она величиной с кита. Комментируем предложение (Сложное предложение, 2 части, слово - мостик "потому что", перед ним ставлю запятую.) С остальными слайдами провожу аналогичную работу.
Все рассуждения, с которыми мы познакомились состояли из одного предложения, которое выражало мысль. Текст позволяет развивать эту мысль в двух и более предложениях. Поэтому для более продолжительной беседы нам необходимо научиться составлять тексты-рассуждения. Для этого нам понадобятся: вопрос к тексту-рассуждению - почему? и план для работы с текстом на который мы будем опираться.
Предлагаю тексты на каждого ученика по теме "Наше Отечество" и план работы с текстом на доске.
План.
1. Чтение текста.
2. Озаглавливание текста.
3. Основная мысль текста.
4. Части текста. (Какое предложение возьмем во вступление, что будет во второй части, мостики к рассуждению, какое предложение возьмем в заключение, слово, которое позволяет соединить основную часть с заключительной).
5. Сопоставление со схемой к тексту. (При этом не забываем вопроса текста "почему", наблюдаем, как рассуждать по схеме.
Вывод: текст рассуждение объясняет, доказывает, отвечает на вопрос почему произошло, почему так, а не иначе, почему такой, а не другой.
Словарная работа. Родина, Отечество, Россия. (Объяснить орфограммы, разбить на слоги, подобрать однокоренные слова к слову Родина).
Закрепление новой темы. (можно провести в форме творческого задания) Например: Составить текст - рассуждение на тему "Я хочу научиться плавать" (для слабых учащихся предлагаю предложения-опоры. - Я хочу научиться плавать. Я хожу два раза в неделю в бассейн. - и вопросы-опоры: зачем? для чего? почему, а также слово, позволяющее ввести заключительную часть текста "поэтому".
Анализ работ учащихся проводится обязательно, с целью коррекции неправильного построения предложений, нарушения последовательности событий, коррекции произношения.
Итог урока.
- Что такое текст-рассуждение? Что объясняется в тексте-рассуждении?
- Для чего он используется в речи?
Если ребенок смог самостоятельно ответить на эти вопросы, значит тема усвоена.