МААМ-картинки

Размышления об Иванушке-дурачке, Буратино и Незнайке

Любовь Федотова
Размышления об Иванушке-дурачке, Буратино и Незнайке

Все мы читаем сказки детям – русские народные, авторские. Многие персонажи сказок любимы детьми и дети, иногда, просят перечитать определенные сказки, а задумывались ли Вы – почему? Почему вообще дети любят сказки и почему одни персонажи очень симпатичны детям, а к другим они равнодушны? Почему в волшебных сказках симпатичен Иванушка – дурачок, а не умные братцы? Почему больший интерес вызывает Незнайка, а не Винтик и Шпунтик, например? Или Буратино, а не Пьеро?

Публикация «Размышления об Иванушке-дурачке, Буратино и Незнайке» размещена в разделах

Все очень просто! Персонажи, так интересующие детей, отличаются яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию, способностью принимать нестандартные решения и … очень похожи на самих детей. У всех этих персонажей ярко выражена поисковая деятельность и нестандартность принятых решений. Но говорить о чистом экспериментировании нельзя, потому, что как правило, в волшебных сказках есть помощники, которые направляют героя. В каждой сказке или сказочной повести герои ведут себя по – разному: у одних персонажей больше развита чисто поисковая деятельность, у других - есть и элементы экспериментирования, у третьих встречается и то, и другое частично.

Разберем на примере Иванушки. Он оказывается самым умным и самым благополучным в конце сказки. Вообще образ Ивана – это собирательный образ ребенка, который еще ничего не знает, но обладает любознательностью, не боится совершать ошибки, старается экспериментировать. В итоге добивается положительного результата. Образ помощника в сказках – это образ взрослого, призванного направлять действия ребенка в нужное русло, при этом, не мешая ему добиваться успехов и самоутверждения. Это как раз то, что необходимо при работе с детьми. Помощь может приходить и от Василисы, и от бабы Яги, и от других персонажей (все зависит от сказки) – дали клубочек, указывающий дорогу; помогли советами выбрать нужного коня – друга, который будет во всем помогать; подсказали, где искать смерть Кощея и т. д. При этом Иван сам отправляется в путь и справляется со всеми препятствиями, встречающимися на пути, так как полностью подсказки нет, есть только направление – а дальше уже сам. Иногда Иван сам совершает ошибки, которые приходиться исправлять – например, сжег кожу лягушки. Иван принимает и нестандартные решения – выбирает путь (у камня с тремя дорогами, где самому погибнуть, но коня сохранить. Хотя есть другие пути – жениться или быть богатым. Таким образом, Иван идет трудной, но правильной дорогой. Но исследовательским это поведение не назовешь, так как исследовательское поведение призвано развивать, а деятельность Ивана направлена больше на изменение ситуации в целом – поиск и возвращение Василисы; привезти по просьбе отца «молодильные» яблоки и живую воду для продолжения жизни. При этом его поведение не всегда правомерно, так как ему приходиться украсть: то жар – птицу, то Василису, то коня. Мало того, он не всегда слушает помощника, например, серого волка, и прихватывает еще и клетку золотую, и сбрую. При принятии нестандартных решений Иван руководствуется больше дивергентным мышлением - кажущимся нелогичным, но в итоге имеет верное решение и не одно: Василиса полюбила - в итоге сыграли свадьбу; стал богатым - получил полцарства в придачу. Для выделения исследовательских способностей не хватает конвергентного мышления – то есть логического объяснения действий. Но в том и суть сказки, в противном случае не было бы интриги, завязки и сказка была бы неинтересна, так как все можно было бы предвидеть.

Если говорить о Буратино, то у этого персонажа больше выражена любознательность, а, следовательно, поисковая деятельность. Он все время попадает с ситуации, требующие принятия нестандартных решений, чтобы выпутаться из них: закопал монетки на поле в «Стране Дураков», проткнул носом очаг и решил посмотреть, что там, спрятался в кувшине – и подслушал разговор о золотом ключике. Он, как маленький ребенок, доверяет взрослым – лисе Алисе, коту Базилио, но поучений не принимает ни от умного сверчка, ни нравоучений от Мальвины – «правильной девочки с хорошими манерами». Они его угнетают. При этом он добрый и старается прийти на помощь своим друзьям-куклам. Изучение окружающего мира генетически предопределено и, несмотря на то, что Буратино – это кукла, вырезанная из полена, это живая кукла и у него есть папа Карло – живой человек. Поэтому Буратино ведет себя, как живой и любознательный ребенок. А его непредсказуемость (это непредсказуемость обычного ребенка) делает эту сказку увлекательной. Буратино при его характере проявляет и черты экспериментирования, хотя сам этого и не осознает: закопанные монетки на поле – посмотрю, что вырастет и сколько, загляну в дырочку проткнутого холста с очагом – что там, а какой ключ подойдет. Но активность Буратино не всегда вписывается в принятые нормы поведения. Для сказки это не плохо, так как на этом внимание не заостряется. Здесь больше идет речь о дружбе, взаимопомощи и помощи другим.

И Незнайка. Основными чертами Незнайки являются хвастливость, невежество, смелость и сообразительность. По словам самого Носова, у Незнайки есть жизненный прототип: «Это ребёнок, ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, — в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребёнку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться». (Н. Н. Носов. "О себе и своём творчестве"). Этим все сказано: смелость и сообразительность – черты поисковой активности и креативности. Сам того не замечая, он постоянно находится в поиске – то пробует себя в рисовании, то в конструировании. Его поступки не всегда правомерны, но для исправления ошибок всегда приходит помощь в лице человечков – друзей.

Таким образом, говоря о персонажах детских произведений, интересных для детей, можно говорить о том, что интересны – то те герои, которые очень похожи на самих детей в поступках, действиях, поведении. Им всем, как и детям, присуща поисковая активность, правда, не всегда вписывающаяся в принятые нормы, но так и положено сюжету, чтобы это было вторым планом и не бросалось в глаза. На первый план выступает только поиск, интрига, придающая суть сказке, нестандартность мышления, но правильность принятия решений и в итоге – счастливый конец.

Так и в нашей работе с детьми должны присутствовать поиск, эксперимент, наша помощь, если необходима и счастливый конец – успешный ребенок, покидающий детский сад и отправляющийся на следующий этап развития - в школу. А мы – помощники – взрослые, вспоминающие его с гордостью и удовлетворением!

А Вы как думаете?

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

День Победы. Размышления после праздника…День Победы. Размышления после праздника… Вот и прошел праздник, священный для каждого русского человека – 9 Мая, День Победы. Сегодня уже 15 мая. Что же видим мы вокруг? Акция Георгиевская.

Лирические размышления Мечту о тишине – вознагради молчаньем, Но слову сказанному – дай ответ. Крик памяти – протяжен и отчаян: Он ждёт ответа два десятка лет.

Мои размышления об интернете… Стихи Мои размышления об интернете… Интернет наш интернет Интересен ты иль нет? На страничку я войду Информацию найду. Почитаю, поиграю, кое.

Фотоотчет «Олимпийский день в России. Размышления о поражениях»Фотоотчет «Олимпийский день в России. Размышления о поражениях» Здесь на портале. мы в основном презентуем свои победы и достижения. Сегодня расскажу о том, как мы потерпели поражение. Немного предыстории.

Размышления, или Книга в дверь стучится…Размышления, или Книга в дверь стучится… Что-то нахлынули воспоминания. И вглядываясь в сегодняшнюю действительность, иногда не понимаю родителей наших детишек. Читаем ли.

Размышления накануне великого события Донести до детей, что такое ВОЙНА - дело очень длительное и постепенное. Любовь к своей стране, чувство патриотизма начинается с малого.

Размышления об участии в конкурсе «Героиня нашего времени» В июле 2015 г. я приняла участие в конкурсе «Героиня нашего времени». Почти половина историй, представленных на конкурс участницами, была.

Весенние размышленияВесенние размышления Я с нетерпением жду весну. Это самое любимое мое время года. Природа начинает просыпаться,все оживляется,даже в воздухе чувствуется что-то.

Эссе «Размышления о разумной родительской любви» Эссе на тему "Размышления о разумной родительской любви". Прочитав отрывок из педагогического сочинения великого французского писателя,.

Эссе «Размышления о воспитании»Эссе «Размышления о воспитании» «Хороший воспитатель тот, кто сумеет заронить в ребёнке зерно удивления, сомнения, кто разбудит у него неугасимое желание искать самостоятельно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Размышления об Иванушке-дурачке, Буратино и Незнайке
Опубликовано: 24 августа 2015 в 13:50
+205Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 144.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД